Нижний Новгород |
|
19 мая 2022 г. |
Дело N А29-14240/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.05.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 16.11.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.02.2022
по делу N А29-14240/2020
по заявлению государственного бюджетного учреждения Республики Коми
"Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики
Коми" (ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355)
об установлении требования и включении его в реестр требований кредиторов
общества с ограниченной ответственностью "А-Клиник"
(ИНН: 2902083785, ОГРН: 1162901066195)
и установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "А-Клиник" (далее - ООО "А-Клиник", Общество) государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об установлении требования в сумме 1 865 946 рублей 16 копеек и включении его в третью очередь реестра требований кредиторов Общества.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 16.11.2021 признано обоснованным и включено требование кредитора - Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее - Управление, уполномоченный орган) в сумме 1 848 175 рублей 24 копеек в третью очередь реестра требований кредиторов Общества.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.02.2022 определение суда оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на статьи 6, 14, 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 13, 16, 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статью 26 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве", заявитель жалобы считает, что требование в сумме 1 848 175 рублей 24 копеек не подлежит включению в реестр требований кредиторов Общества как требование уполномоченного органа. Как указывает Фонд, средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не подлежат изъятию; средства бюджета федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; источником финансового обеспечения является не только федеральный бюджет, но и иные поступления, не запрещенные действующим законодательством.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Фонда.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 14 часов 30 минут 12.05.2022.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность определения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, решением Арбитражного суда Республики Коми от 20.07.2021 ООО "А-Клиник" признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев; конкурсным управляющим утверждена Андронович С.К.
Фонд 20.09.2021 обратился в суд с заявлением об установлении требования в общей сумме 1 865 946 рублей 16 копеек и включении его в третью очередь реестра требований кредиторов Общества.
Руководствуясь статьями 13, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 125, 183 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 4, 16, 100, 126, 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 2, 13, 15, 17, 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статьями 9, 20, 21, 26, 34, 35, 37 - 39, 82 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве", Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу, что требование о включении в реестр требований кредиторов должника спорной задолженности должно рассматривается как требование, заявленное уполномоченным органом, и включил его в третью очередь реестра требований кредиторов Общества.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его определение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, определенном статьями 71, 100 Закона N 127-ФЗ, в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника.
На основании пункта 1 части 2 статьи 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) территориальные фонды обязательного медицинского страхования и медицинские организации являются участниками обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В пунктах 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) установлено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки (пункт 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В рамках проведенной Фондом комплексной проверки по вопросу использования ООО "А-Клиник" средств обязательного медицинского страхования за период с 18.01.2021 по 26.02.2021 установлен факт нецелевого использования Обществом средств обязательного медицинского страхования на общую сумму 1 653 233 рубля 75 копеек.
По результатам проверки Фонд составил акт от 26.02.2021 и дополнение к акту от 24.08.2021, в котором предложил Обществу возвратить в бюджет средства в сумме 1 653 233 рублей 75 копеек, использованные не по целевому назначению, а также уплатить штраф в размере 165 323 рублей 38 копеек.
Факт нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, обязанность Общества по возврату в бюджет 1 653 233 рублей 75 копеек, использованных не по целевому назначению, а также по уплате 165 323 рублей 38 копеек штрафа и 29 618 рублей 11 копеек неустойки судами установлены и участвующими в деле лицами не оспариваются.
Согласно статье 2 Закона N 127-ФЗ уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" установлено, что уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба.
Указанным постановлением утверждено Положение о порядке объединения и представления требований Российской Федерации в процедурах банкротства, в пунктах 12, 13 и 14 которого установлено, что в случае если федеральные органы исполнительной власти и иные органы, указанные в Приложении N 2, имеют требования к должнику об уплате обязательных платежей или по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, эти органы в недельный срок с даты получения указанного уведомления представляют в уполномоченный орган документы, предусмотренные пунктами 7 и 8 настоящего Положения. После получения документов, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящего Положения, уполномоченный орган предъявляет требования Российской Федерации к должнику в установленном порядке.
Таким образом, ФНС России является лицом, наделенным полномочиями обращаться в арбитражный суд с требованиями о включении в реестр требований кредиторов задолженности по уплате обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды.
На основании пункта 2 статьи 29 Закона N 127-ФЗ требования Российской Федерации по денежным обязательствам представляются в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, федеральным органом исполнительной власти, который в соответствии с законом отнесен к уполномоченным органам.
В силу статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Согласно пункту 3 статьи 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В пункте 3 статьи 13 Закона N 165-ФЗ установлено, что средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются: страховые взносы; межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; штрафные санкции и пеня; денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации (статья 17 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии со статьей 21 Закона N 326-ФЗ средства обязательного медицинского страхования формируются за счет: доходов от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование, недоимок по взносам, налоговым платежам; начисленных пеней и штрафов; средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование; средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; доходов от размещения временно свободных средств; иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая приведенное правовое регулирование, суды правомерно признали ФНС России уполномоченным органом по заявленному требованию и включили требование в размере 1 848 175 рублей 24 копеек в третью очередь реестра требований кредиторов Общества.
Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Коми от 16.11.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.02.2022 по делу N А29-14240/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются: страховые взносы; межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; штрафные санкции и пеня; денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации (статья 17 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии со статьей 21 Закона N 326-ФЗ средства обязательного медицинского страхования формируются за счет: доходов от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование, недоимок по взносам, налоговым платежам; начисленных пеней и штрафов; средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование; средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; доходов от размещения временно свободных средств; иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 мая 2022 г. N Ф01-1624/22 по делу N А29-14240/2020
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-880/2022
19.05.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1624/2022
21.04.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-548/2022
10.02.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10143/2021
20.07.2021 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-14240/20
19.05.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3519/2021