Нижний Новгород |
|
23 мая 2022 г. |
Дело N А28-1605/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственной жилищной инспекции Кировской области
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.05.2022
по делу N А28-1605/2021
по заявлению муниципального унитарного предприятия
"Центральная коммунальная служба" г. Кирова
(ИНН: 4345080847, ОГРН: 1044316529080)
о признании незаконным решения
государственной жилищной инспекции Кировской области
(ИНН: 4345499797, ОГРН: 1204300001751)
о внесении изменений в реестр лицензий,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Единая управляющая компания"
(ИНН: 4345499797, ОГРН: 1204300001751),
и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Центральная коммунальная служба" г. Кирова (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным решения государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция) от 05.02.2021 N 166/21 о внесении изменений в реестр лицензий Кировской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Единая управляющая компания" (далее - Общество).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 07.10.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.05.2022 решение суда изменено, решение Инспекции от 05.02.2021 N 166/21 признано незаконным в части указания даты внесения изменений в реестр лицензий Кировской области - с 31.12.2020.
Инспекция не согласилась с постановлением апелляционного суда в указанной части и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), не приняли во внимание часть 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По мнению Инспекции, в данном случае законодательство прямо предусматривает обязанность управляющей организации осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами не более одного года, то есть до 30.12.2020 включительно. Деятельность по управлению спорным многоквартирным домом осуществляло третье лицо, что подтверждают акты от 31.01.2021 N 17, от 04.02.2021 N 16, от 24.02.2021 N 24, а также пояснения Общества.
Инспекция указывает, что закон не устанавливает ограничений в отношении возможности осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом с даты, предшествующей дате принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий.
Подробно доводы Инспекции изложены в кассационной жалобе.
Предприятие в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Отзыв на кассационную жалобу от Общества в суд не поступил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Кирова от 30.12.2019 N 3242-п "Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в которых собственниками помещений не выбран способ управления" Предприятие определено временной управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, перечисленных в приложении к постановлению.
Постановлением администрации города Кирова от 21.12.2020 N 3072-п "Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в которых собственниками помещений не выбран способ управления" временной управляющей организацией в отношении в отношении, в том числе, данных многоквартирных домов, определено Общество.
Решением Инспекции от 22.01.2021 N 98/21 внесены изменения в реестр лицензий Кировской области в части исключения указанных многоквартирных домов, из перечня управляемых Предприятием домов с 31.12.2020.
Решением Инспекции от 05.02.2021 N 166/21 внесены изменения в реестр лицензий Кировской области в части включения указанных многоквартирных домов в перечень многоквартирных домов, управляемых Обществом, с даты, определенной постановлением от 21.12.2020 N 3072-п, применительно к домам, управляемым Предприятием на основании постановления от 30.12.2019 N 3242-п - с 31.12.2020.
Не согласившись с решением Инспекции от 05.02.2021 N 166/21, заявитель обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 161 ЖК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Предприятие утратило право на управление многоквартирными домами, указанными в постановлении от 30.12.2019 N 3242-п, с 31.12.2020, поэтому отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд, дополнительно руководствуясь Порядком N 938/пр, установил, что Предприятие обязано было осуществлять управление спорными многоквартирными домами, поскольку они не были исключены из перечня многоквартирных домов, управление которыми оно осуществляет, поэтому внес изменения в резолютивную часть решения суда первой инстанции в отношении даты внесения изменений в реестр.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По правилам статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
В пункте 4 указанной статьи установлены обстоятельства, при которых отбор управляющей организации проводится органом местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
В части 3 статьи 198 ЖК РФ установлено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации определены Порядком N 938/пр.
В подпункте "а" пункта 14 указанного порядка установлено, что в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора, в том числе, в случае, определенном в части 4 статьи 161 ЖК РФ, - со следующего дня после дня принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока определенного открытым конкурсом по отбору управляющей организации, договором управления многоквартирным домом с застройщиком, решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и г. Севастополя.
В рассматриваемом случае соответствующее решение принято 05.02.2021, поэтому спорные изменения в реестр подлежали включению в реестр не ранее 06.02.2021.
Как следует из материалов дела и установил апелляционный суд, оспариваемое решение содержит иную дату исключения многоквартирных домов из перечня домов, управляемых Предприятием - с 31.12.2020.
В соответствии со статьями 195 и 198 ЖК РФ реестр лицензий, содержащий среди прочего сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляют лицензиаты, размещен в публичном доступе; сведения актуализируются ежедневно в режиме on-line и доступны для неограниченного круга лиц.
Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулируются Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства". Целью данного закона является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.
Согласно статье 4 данного закона создание, эксплуатация и модернизация государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства осуществляются, в том числе на основе следующих принципов: открытость, прозрачность и общедоступность информации, содержащейся в системе, недискриминационный доступ к такой информации и к системе, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами; однократность размещения в системе информации, аналогичной по содержанию, степени детализации и периодичности, в случае размещения такой информации в обязательном порядке в системе либо иной государственной информационной системе или муниципальной информационной системе с последующей организацией обмена такой информацией между информационными системами и системой; многократность использования информации, размещенной в системе, участниками информационного взаимодействия; непрерывность и бесперебойность функционирования системы; полнота, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе; использование единых форматов для информационного взаимодействия иных информационных систем с системой.
Открытый доступ к реестру лицензий, который должен содержать полную, достоверную и актуальную информацию, предоставлен неопределенному кругу лиц с правом многократного использования такой информации в возникающих правоотношениях (в частности, жителям дома, не принимавшим участие в выборе управляющей компании, органам местного самоуправления, контрагентам), а обновление такой информации осуществляется строго в день изменения сведений, в связи с чем действие решения о внесении изменений в реестр не распространяется ретроспективно.
Таким образом, апелляционный суд пришел к верному выводу о неправомерности решения Инспекции от 05.02.2021 N 166/21 в части установления срока начала управления с 31.12.2020, и обоснованно удовлетворил заявленное требование в оспариваемой части.
Ссылка Инспекции на фактическое осуществление управления многоквартирными домами третьим лицом не имеет правового значения, поскольку указанное обстоятельство не влияет на законодательно установленную обязанность соблюдения заинтересованным лицом порядка внесения изменений в реестр в части установления сроков внесения таких изменений.
Нормы материального права применены апелляционным судом правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.05.2022 по делу N А28-1605/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В подпункте "а" пункта 14 указанного порядка установлено, что в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора, в том числе, в случае, определенном в части 4 статьи 161 ЖК РФ, - со следующего дня после дня принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока определенного открытым конкурсом по отбору управляющей организации, договором управления многоквартирным домом с застройщиком, решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и г. Севастополя.
...
В соответствии со статьями 195 и 198 ЖК РФ реестр лицензий, содержащий среди прочего сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляют лицензиаты, размещен в публичном доступе; сведения актуализируются ежедневно в режиме on-line и доступны для неограниченного круга лиц.
Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулируются Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства". Целью данного закона является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 мая 2022 г. N Ф01-2201/22 по делу N А28-1605/2021