Нижний Новгород |
|
24 мая 2022 г. |
Дело N А11-13087/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.05.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н.,
при участии представителя от общества с ограниченной ответственностью "Альфа Владимир": Самохваловой Е.И. (доверенность от 07.04.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Альфа Владимир"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.12.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022
по делу N А11-13087/2021
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в лице Солнечногорского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Альфа Владимир"
(ОГРН: 1143327003270, ИНН: 3327122348)
к административной ответственности
и установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в лице Солнечногорского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Альфа Владимир" (далее - Общество) к административной ответственности на основании части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 08.12.2021 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права, неполно исследовали обстоятельства, имеющие значение для дела. Кассатор указывает, что не был извещен надлежащим образом о проведении внеплановой выездной проверки; привлечен к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ повторно за одно и то же правонарушение.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы, сославшись на законность обжалуемых судебных актов.
Управление, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя руководителя Управления от 22.09.2021 N 05-2836-з в период с 30.09.2021 по 13.10.2021 в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка по вопросу исполнения выданного предписания от 25.06.2021 N 5-01-158.
В ходе проведения проверки установлен факт невыполнения в установленный срок (до 13.09.2021) указанного предписания: в нарушение статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 10 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), пунктов 1.4, 1.5, 1.6, СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" (далее - СП 2.3.6.3668-20) в магазине "Красное и Белое" по адресу Московская область, город Клин, улица Карла Маркса, дом 35, допущены до работы с пищевыми продуктами лица, не имеющие личных медицинских книжек, документов, подтверждающих прохождение первичных и периодических медицинских осмотров сотрудниками магазина; в нарушение пункта 8 статьи 17 ТР ТС 021/2011, пунктов 5.5, 7.8 СП 2.3.6.3668-20 не обеспечено наличие достаточного количества складских помещений, тем самым допускается хранение продуктов питания (пиво, напитки) в производственных коридорах, проходах, вплотную к стенам, а также в туалете на полу, в луже воды; в нарушение пунктов 7, 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011, пункта 8.1 СП 2.3.6.3668-20 не соблюдаются нормативные требования к условиям хранения и реализации пищевых продуктов: в торговом зале магазина хранится алкогольная продукция - напиток слабоалкогольный газированный "Российское золото", газированный виноградосодержащий напиток "Ламбруско" и др., условия хранения которых предусмотрены производителями при температуре от +5 до +20. На момент проверки в помещении торгового зала температура окружающей среды составляла +22,5. В холодильном оборудовании магазина при температуре +9 и +10 хранится пищевая продукция: сметана "Простоквашино", условия хранения - при температуре +2 и +4; биокефирный продукт обогащенный бифидобактериями, условия хранения - при температуре от +2 до + 6; сыр фасованный "Маасдам", условия хранения - при температуре от +0 до + 6; сыр полутвердый "Брест-Литовск классический", условия хранения - при температуре от +0 до +10; шейка сырокопченая "Останкино", условия хранения - от +0 до +6; мясной продукт из свинины сырокопченый бекон "Венгерский", условия хранения - при температуре от +0 до +6; мясное колбасное изделие "Колбаса сырокопченая полусухая испанская мраморная сервировочная нарезка", условия хранения - при температуре от +0 до +6.
Результаты проведенной проверки отражены в акте от 01.10.2021 N 05-2836-з.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 15 статьи 19.5 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 13.10.2021 и обратилось в суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", ТР ТС 021/11, СП 2.3.6.3668-20, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу и назначил наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
В части 15 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (пункт 1 Положения).
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 N 764 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, в силу пунктов 26, 68, 70, 71 которого основанием для проведения внеплановой проверки является, в частности, истечение срока исполнения лицом, подлежащим проверке, ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
В силу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" органы государственного контроля (надзора) вправе осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 ТР ТС 021/2011 следует, что объектами технического регулирования данного технического регламента являются: пищевая продукция (пункт 1); связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (пункт 2).
К пищевой продукции согласно статье 4 ТР ТС 021/2011 относятся продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.
В соответствии с пунктом 7 статьи 17 ТР ТС 021/2011 при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В силу пункта 8 статьи 17 ТР ТС 021/2011 не допускается хранение пищевой продукции совместно с пищевой продукцией иного вида и непищевой продукцией в случае, если это может привести к загрязнению пищевой продукции.
Пунктом 10 статьи 17 ТР ТС 021/2011 определено, что работники, занятые на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
В силу части 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила направлены на охрану жизни и здоровья населения, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарноэпидемиологические требования к условиям деятельности юридических и физических лиц, связанной с реализацией пищевой продукции, в том числе на рынках и ярмарках, и к используемым при осуществлении такой деятельности зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, территориям, оборудованию и транспортным средствам (пункт 1.1 СП 2.3.6.3668-20).
Суды установили, что Общество в установленный срок (до 13.09.2021) не исполнило выданное предписание от 25.06.2021 N 5-01-158, возлагающее на Общество обязанность устранить нарушения статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 7, 8, 10, 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011, пунктов 1.4, 1.5, 1.6, 5.5, 7.8, 8.1 СП 2.3.6.3668-20.
Факт невыполнения Обществом предписания установлен судами, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и свидетельствует о наличии в действиях (бездействиях) состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению Обществом требований законодательства, а также свидетельствующие о том, что оно приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушений, в материалы дела не представлены.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суды признали, что процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, срок давности привлечения к ответственности соблюден, размер назначенного штрафа соответствует санкции нормы части 15 статьи 19.5 КоАП РФ, оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным либо для замены назначенного оспариваемым постановлением наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное требование.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся в судах нижестоящих инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка, по существу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, что не относится к компетенции суда округа.
Другой подход заявителя к интерпретации применимых в настоящем деле нормативных положений не свидетельствует об ошибочном толковании и применении судами двух инстанций норм права, не подтверждает существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Кодекса. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Кодекса заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.12.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по делу N А11-13087/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа Владимир" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт невыполнения Обществом предписания установлен судами, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и свидетельствует о наличии в действиях (бездействиях) состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению Обществом требований законодательства, а также свидетельствующие о том, что оно приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушений, в материалы дела не представлены.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суды признали, что процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, срок давности привлечения к ответственности соблюден, размер назначенного штрафа соответствует санкции нормы части 15 статьи 19.5 КоАП РФ, оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным либо для замены назначенного оспариваемым постановлением наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 мая 2022 г. N Ф01-2137/22 по делу N А11-13087/2021