Письмо Управления МНС по г. Москве от 2 декабря 2003 г. N 24-11/66957
Вопрос: Российская организация оказывает информационные услуги (маркетинговые исследования, изучение рынка, поиск деловых партнеров) иностранной организации - нерезиденту, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации. Облагаются ли данные услуги налогом на добавленную стоимость?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При определении места реализации выполненных работ (оказанных услуг) следует руководствоваться ст. 148 НК РФ.
По общему правилу местом реализации работ (услуг) является место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги). Подпункты 1-4 п. 1 ст. 148 НК РФ являются исключениями из данного правила.
В соответствии с п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих работы (оказывающих услуги), не предусмотренные подпунктами 1-4 п. 1 указанной статьи, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этих организации или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения работ (оказания услуг), не предусмотренных подпунктами 1-4 данного пункта).
Согласно разъяснениям, изложенным в письме МНС России от 04.02.2003 N 23-1-12/31-167-Д299, выполнение работ по изучению рынка, а также оказание услуг по поиску деловых партнеров (маркетинговые услуги) прямо не поименованы подпунктами 1-4 п. 1 ст. 148 НК РФ, следовательно, необходимо руководствоваться положением пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ.
Таким образом, местом реализации перечисленных выше работ (услуг) признается территория Российской Федерации и, следовательно, такие операции облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
При этом п. 4 ст. 148 НК РФ установлено, что документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:
1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Заместитель руководителя Управления МНС России |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 2 декабря 2003 г. N 24-11/66957
Текст письма официально опубликован не был
На основании данного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 7, апрель 2004 г.