Нижний Новгород |
|
30 мая 2022 г. |
Дело N А39-8259/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.05.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.05.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.
при участии представителя
от истца: Митякина С.И. (доверенность от 11.01.2022 N 174)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью Агропромышленного объединения "Мокша"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2022
по делу N А39-8259/2021 Арбитражного суда Республики Мордовия
по иску Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия
(ИНН: 5260107770, ОГРН: 1025203013516)
к обществу с ограниченной ответственностью Агропромышленному объединению
"Мокша" (ИНН: 1314001776, ОГРН: 1101314000567)
о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,
и установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - Управление, Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к обществу с ограниченной ответственностью Агропромышленному объединению "Мокша" (далее - ООО АПО "Мокша", Общество) о взыскании 3 100 713 рублей 93 копеек ущерба, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.10.2021 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2022 решение суда первой инстанции отменено, иск удовлетворен частично: с Общества в доход бюджета Краснослободского муниципального района Республики Мордовия взыскано 1 600 186 рублей 95 копеек ущерба. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Общество не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неправильно применил нормы материального права. По его мнению, факт наличия негативных последствий для окружающей среды и истощения подземных вод материалами дела не подтвержден. Управление является ненадлежащим истцом по делу ввиду отсутствия полномочий на осуществление надзора в отношении недр местного значения и, соответственно, обращение в суд с иском о возмещении вреда, причиненного недрам местного значения.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без его участия.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий Управление установило, что ООО АПО "Мокша" в 2020 году и 1 квартале 2021 года осуществляло самовольное (безлицензионное) пользование недрами при добыче подземной воды.
По расчету истца, в результате осуществления деятельности по добыче подземной воды без лицензии Общество в 2020 году и первом квартале 2021 года добыло 153 729 кубических метров воды из скважин, расположенных в Краснослободском районе Республики Мордовия.
Объем добытой воды установлен Управлением на основании информации, поступившей из Межрайонной ИФНС N 7 по Республике Мордовия от 22.04.2021 N 05-07/01516.
Указанное обстоятельство послужило основанием для проведения административного расследования и вынесения должностным лицом Управления постановления от 22.06.2021 N 0899-ЮЛ о привлечении ООО АПО "Мокша" к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 400 000 рублей.
Данное постановление решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25.08.2021 признано законным.
В соответствии с Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 564, истец произвел расчет суммы вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства о недрах, что составило 3 100 713 рублей 93 копейки.
В адрес ООО АПО "Мокша" Росприроднадзор направил претензию, предложив оплатить сумму ущерба в добровольном порядке в течение 30 дней со дня ее получения.
Претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьями 1, 4, 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 1.2, 10, 11, 16, 18, 19, 49, 51 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах",
Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", Арбитражный суд Республики Мордовия отказал в удовлетворении иска. Суд пришел к выводам о недоказанности наступления негативных последствий для окружающей среды и об отсутствии у Управления полномочий на обращение в суд с рассматриваемым иском.
Апелляционный суд, руководствуясь также статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 5, 9 Водного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 564 (далее - Правила N 564), статьями 2, 2.3, 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", отменил решение суда первой инстанции и частично удовлетворил иск, поскольку признал доказанным факт причинения вреда недрам со стороны ответчика.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ).
В силу абзаца четвертого статьи 1 Закона N 7-ФЗ недра, поверхностные и подземные воды относятся к компонентам природной среды.
Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
В статье 51 Закона о недрах установлено, что лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, определен Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 564 (далее - Правила N 564).
Добыча полезных ископаемых является одним из видов пользования недрами (пункт 3 статьи 6 Закона о недрах).
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В статье 12 Закона о недрах установлены также требования к содержанию лицензии, определены ее неотъемлемые составные части, которые должны содержать в том числе данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), предельный объем накопленной добычи полезных ископаемых, установленный в соответствии с проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых; условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Таким образом, в целях обеспечения использования недр в общих интересах, предотвращения ущерба правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде и в целях создания условий для минимизации и восполнения связанного с недропользованием негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду, федеральный законодатель правомочен ввести разрешительный порядок допуска к соответствующей экономической деятельности и определить правовой режим ее осуществления, основанный на преобладании императивного метода регулирования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2018 N 2795-О).
Закон о недрах определяет правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 1314-О).
Императивный метод регулирования пользования недрами проявляется необходимостью получения заинтересованными лицами специального государственного разрешения - лицензии.
Нарушение разрешительного порядка пользования природными ресурсами, использование недр без передачи их в пользование в соответствии с требованиями закона и на определенных лицензией условиях является противоправным поведением и согласно статье 77 Закона N 7-ФЗ, статье 51 Закона о недрах влечет обязанность возместить вред государству, размер которого определяется в соответствии с Правилами N 564.
Исходя из пункта 2 указанных Правил вредом, причиненным недрам, признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе самовольным пользованием недрами.
Данный правовой подход выражен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2021 N 310-ЭС20-15694.
В статье 1067 Гражданского кодекса установлено, что вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается факт добычи ответчиком в спорном периоде подземных вод на территории нескольких сельских поселений Краснослободского муниципального района Республики Мордовия без лицензии. Данный факт ответчиком не оспаривается.
Проверив расчет размера вреда, представленный Министерством, апелляционный суд установил, что он выполнен в соответствии с Правилами N 564, исходя из уточненной декларации, представленной в налоговый орган, и составляет 1 600 186 рублей 95 копеек.
Довод заявителя жалобы о том, что у Управления отсутствуют полномочия на обращение в суд с рассматриваемым иском, поскольку спорные участки недр относятся к недрам местного значения, являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен им со ссылкой на Положение Федеральном государственном геологическом контроле, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1095, Положение о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293.
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно удовлетворил иск Росприроднадзора в обжалуемой части.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2022 по делу N А39-8259/2021 Арбитражного суда Республики Мордовия оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Агропромышленного объединения "Мокша" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общества с ограниченной ответственностью Агропромышленное объединение "Мокша".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из пункта 2 указанных Правил вредом, причиненным недрам, признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе самовольным пользованием недрами.
Данный правовой подход выражен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2021 N 310-ЭС20-15694.
В статье 1067 Гражданского кодекса установлено, что вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред.
...
Довод заявителя жалобы о том, что у Управления отсутствуют полномочия на обращение в суд с рассматриваемым иском, поскольку спорные участки недр относятся к недрам местного значения, являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен им со ссылкой на Положение Федеральном государственном геологическом контроле, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1095, Положение о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 мая 2022 г. N Ф01-2218/22 по делу N А39-8259/2021