Нижний Новгород |
|
02 апреля 2024 г. |
Дело N А43-4585/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.04.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от истца: Щелиной Н.Ю. (до перерыва, доверенность от 09.01.2024),
от ответчика: Добруник М.В. (до перерыва, доверенность от 18.07.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" и
Товарищества собственников жилья "454"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.05.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по делу N А43-4585/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
(ИНН: 5261098663, ОГРН: 1155261002720)
к товариществу собственников жилья "454"
(ИНН: 5260263473, ОГРН: 1095260011131)
о взыскании пеней и
по встречному иску товарищества собственников жилья "454"
к обществу с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
о понуждении ответчика заключить договор на условиях, предложенных товариществом собственников жилья "454",
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуальный предприниматель Климов Александр Викторович, общество с ограниченной ответственностью "Авангард", общество с ограниченной ответственностью "Марс-ОВ", Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Региональная служба по тарифам Нижегородской области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - ООО "Нижэкология-НН", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Товариществу собственников жилья "454" (далее - ТСЖ "454", Товарищество) о взыскании 582 рублей 39 копеек пеней за период с 12.11.2019 по 05.04.2020.
ТСЖ "454" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области со встречным иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к ООО "Нижэкология-НН" о понуждении Общества заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее -ТКО) на условиях, предложенных Товариществом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены предприниматель Климов Александр Викторович, общество с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - ООО "Авангард"), общество с ограниченной ответственностью "Марс-ОВ" (далее - ООО "Марс-ОВ"), Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Региональная служба по тарифам Нижегородской области.
Решением от 29.05.2023 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении требований ООО "Нижэкология-НН" отказал. Встречный иск ТСЖ "454" суд удовлетворил и обязал Общество заключить с Товариществом договор на оказание услуг по обращению с ТКО в редакции, основанной на типовом договоре из Правил N 1156, в частности, на следующих условиях:
"I. Предмет договора
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
2. Объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к настоящему договору.
3. Твердые коммунальные отходы складируются в один зеленый контейнер объемом 0,66 куб.м., который установлен на контейнерной площадке Н-165 возле МКД по улице Верхне-Печерская, 7/2, как это изображено в приложении к настоящему договору.
4. Вывоз крупногабаритных отходов (далее - КГО) обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором по заявке потребителя.
5. Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 01.01.2019.
II. Сроки и порядок оплаты по договору.
6. Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц.
Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: с 01.07.2022 по 30.06.2023 - 680,93 рубля за 1 куб. м; с 01.07.2023 по 31.12.2023 - 703,80 рубля за 1 куб. м.
7. Факт вывоза твердых коммунальных отходов фиксируется видеокамерой и заносится в ведомость учета отходов, которую ежедневно подписывает председатель правления ТСЖ либо уполномоченное им лицо. Ведомость, является основанием для составления акта об оказании услуг и окончательного расчета между сторонами за истекший месяц.
8. Акт об оказании услуг подписывается сторонами не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
9. Достоверность ведомости учета отходов может быть подтверждена данными спутникового мониторинга процессов погрузки и транспортирования отходов с использованием оборудования спутникового мониторинга на основе ГЛОНАСС из региональной информационно-навигационной системы Нижегородской области либо данными из маршрутных журналов о движении мусоровозов, заполненных по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области.
10. Оплата производится до 10-го числа последующего месяца исходя из объема, принятых твердых коммунальных отходов.
11. Сверка расчетов по настоящему договору проводится не реже чем один раз в год по инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами соответствующего акта. Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть Интернет), позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом. Другая сторона обязана подписать акт сверки расчетов в течение 3 рабочих дней со дня его получения или представить мотивированный отказ от его подписания с направлением своего варианта акта сверки расчетов. В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами.
III. Права и обязанности сторон.
12. Региональный оператор обязан: а) принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору; б) обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) предоставлять Потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; г) отвечать на жалобы и обращения потребителя по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан; д) проводить уборку мест погрузки ТКО от оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещении в мусоровоз.
13. Региональный оператор имеет право: а) осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы принятых твердых коммунальных отходов; б) инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору.
14. Потребитель обязан: а) осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в месте накопления, определенных настоящим договором, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами; б) обеспечивать учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов"; в) производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором; г) обеспечивать складирование твердых коммунальных отходов в зеленый контейнер в соответствии с приложением к настоящему договору; д) не допускать повреждения контейнеров, сжигания твердых коммунальных отходов в контейнерах, а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов; е) назначить лицо, ответственное за взаимодействие с Региональным оператором по вопросам исполнения настоящего договора; ж) уведомить регионального оператора любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить его получение адресатом, о переходе прав на объекты потребителя, указанные в настоящем договоре, к новому собственнику.
15. Потребитель имеет право: а) получать от регионального оператора информацию об изменении установленных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; б) инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору.
V. Порядок осуществления учета объема твердых коммунальных отходов.
16. Стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов и принятых (вывезенных) региональным оператором.
VI. Порядок фиксации нарушений по договору.
17. В случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем двух незаинтересованных лиц или с использованием фото -и (или) видеофиксациии в течение трех рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Региональный оператор в течение трех рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение трех рабочих дней со дня получения акта. В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
18. В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение трех рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
19. В случае получения возражения регионального оператора потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражением внести соответствующие изменения в акт.
20. Акт должен содержать: а) сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес); б) сведения об объекте (объектах), на котором образуются ТКО, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт); в) сведения о нарушении соответствующих пунктов Договора; г) другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки.
21. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в государственную жилищную инспекцию по Нижегородской области.
V. Ответственность сторон.
22. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
23. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
24. За нарушение правил обращения с твердых коммунальных отходов в части складирования вне мест накопления таких отходов, определенных настоящим Договором, Потребитель несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VI. Обстоятельства непреодолимой силы.
25. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы. При этом срок исполнения обязательств по настоящему Договору продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства, а также последствиям, вызванным этими обстоятельствами.
26. К таким обстоятельствам относятся, в частности: отсутствие беспрепятственного доступа мусоровоза к месту накопления отходов (в том числе из-за парковки автомобилей, неочищенных от снега подъездных путей), перемещение контейнеров с места накопления отходов, возгорание отходов в контейнерах и др. При этом Региональный оператор (представитель Регионального оператора) обязан составить Акт о невозможности исполнения обязательств.
27. Сторона, подвергшаяся действию обстоятельств непреодолимой силы, обязана предпринять все необходимые действия для извещения другой стороны любыми доступными способами без промедления, не позднее 24 часов с момента наступления обстоятельств непреодолимой силы, о наступлении указанных обстоятельств. Извещение должно содержать данные о времени наступления и характере указанных обстоятельств. Сторона должна также без промедления, не позднее 24 часов с момента прекращения обстоятельств непреодолимой силы, известить об этом другую сторону.
VII. Действие договора.
28. Настоящий договор считается заключенным с даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-4585/2021 и действует в течение года.
29. Настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
30. Настоящий договор может быть расторгнут до окончания срока его действия по соглашению сторон.
VIII. Прочие условия.
31. Все изменения, которые вносятся в настоящий договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их наличии).
32. В случае изменения наименования, местонахождения или банковских реквизитов сторона обязана уведомить об этом другую сторону в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня таких изменений любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом.
33. При исполнении настоящего договора стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
34. Настоящий договор составлен в 2 экземплярах, имеющих равную юридическую силу.
35. Приложение к настоящему Договору является его неотъемлемой частью.
IX. Реквизиты и подписи сторон
ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ДОГОВОРА II.
Объем и место накопления твердых коммунальных отходов.
Наименование объекта - многоквартирный дом, расположенный по адресу г. Н. Новгород, ул. Верхне-Печерская, д. 7/2.
Место накопления твердых коммунальных отходов - контейнерная площадка Н-165 (географические координаты: 56.286677/56,28344), по адресу: г. Н. Новгород, ул. Верхне-Печерская, д. 7/2.
Периодичность (график) вывоза твердых коммунальных отходов - ежедневно, один зеленый контейнер объемом 0,66 куб.м.
Объем вывозимых твердых коммунальных отходов за год составляет 365 (366) зеленых контейнеров общим объемом 204,90 (241,56) куб.м.""
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 решение суда оставлено без изменения.
ТСЖ "454" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит изложить договор в представленной редакции и учесть, в том числе, следующую информацию о предмете договора:
- Объем и место накопления отходов из жилищ при их раздельном накоплении.
- источник образования отходов: МКД по ул.Верхне-Печерская, 7/2, в городе Нижнем Новгороде;
- место накопления отходов: контейнерная площадка Н-165 (географические координаты: 56.286677/56, 28344);
- сортированные отходы накапливаются в модуле "НиКонт-2", в котором установлен один зеленый контейнер объемом 0,66 куб.м.;
- модуль "НиКонт-2" открывается ключом-брелоком, переданным перевозчику ООО "РЭП-2" по акту от 01.10.2019;
- сортированные отходы из зеленого контейнера вывозятся один раз в день утром в 10.00 с диапазоном отклонения не более 4 часов;
- годовой объем ввозимых отходов определяется путем перемножения 365 дней на объем зеленого контейнера и составляет 204,90 куб.м.;
- вторичное сырье накапливается в модуле "НиКонт-2", в котором установлено два желтых сетчатых контейнера объемом 1,1 куб.м.;
- вторичное сырье вывозится по заявкам сторонними организациями в соответствии с заключенными договорами;
- для накопления крупногабаритных отходов по заявкам собственников помещений в МКД устанавливается передвижной бункер объемом 8 м куб;
- крупногабаритные отходы, накопленные в бункере, вывозит сторонняя организация по заявке Товарищества в соответствии с заключенным договором.
Заявитель считает, что суды нарушили нормы материального права и неполно исследовали обстоятельства дела.
По его мнению, в действующем законодательстве не содержится запрета на передачу товаров и упаковки, которые утратили свои потребительские свойства, но пригодны к повторному использованию (утилизации), иным лицам, а не только Региональному оператору по обращению с ТКО. Товарищество настаивает, что оспариваемыми судебными актами нарушаются законные права и интересы граждан и организаций в сфере раздельного накопления отходов в целях снижения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, в области продажи либо безвозмездной передачи собранных ими ценных утильных фракций (полезные компоненты, вторичное сырье, сухие отходы) иным лицам, помимо Регионального оператора.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании (до перерыва).
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель указывает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. ООО "Нижэкология-НН" настаивает, что в силу действующего законодательства потребитель обязан осуществлять обращение с ТКО, в том числе с КГО, исключительно с использованием услуг регионального оператора. В рассмотренном случае суды неправомерно легализовали право потребителя на передачу ТКО, в состав которых входят КГО, лицам, не являющимся региональным оператором. По его мнению, суды ошибочно урегулировали пункты 3, 5, 7, 9 и 10 договора в редакции, представленной ТСЖ "454". Ведомость учета ТКО, предложенная Товариществом, как и видеосъемка, являются односторонним способом фиксации, что неприемлемо для регионального оператора. Редакция пункта 10 договора не соответствует пункту 10 типового договора, что недопустимо.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании (принимал участие до перерыва). Также представитель Товарищества в судебном заседании оспаривая редакцию пункта 23 договора, указал, что неустойка должна быть установлена в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации в соответствии статьей 154 ЖК РФ.
В судебном заседании и отзыве Товарищество отклонило доводы Общества.
Общество в письменном отзыве и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов ТСЖ "454".
Третьи лица отзывы не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения спора, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 05.03 до 20.03.2024.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории города Нижнего Новгорода (за исключением Сормовского района), городского округа Дзержинск и Володарского муниципального района Нижегородской области и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО.
Общество направило Товариществу проект договора от 11.01.2019 N НЖ/959/10 на оказание услуг по обращению с ТКО, который ответчик не подписал и не представил возражения на него.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО сторонами не заключался, следовательно, в силу Правил N 1156 считается заключенным по типовой форме.
В подтверждение оказания услуг по обращению с ТКО Общество представило договоры, заключенные с операторами, оказывающими услуги по транспортированию, обработке и захоронению ТКО.
Региональный оператор направил потребителю претензию с требованием о погашении задолженности. Претензия оставлена без ответа и удовлетворения.
Товарищество не исполнило обязательство по оплате оказанных услуг надлежащим образом, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
ТСЖ "454" обратилось в арбитражный суд с иском о понуждении Общества заключить договор на условиях, предложенных Товариществом.
Руководствуясь статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении иска; требования Товарищества удовлетворил частично.
Первый арбитражный апелляционный руководствовался этими же нормами права и оставил решение без изменения.
На основании пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 8 (4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил (пункт 8 (12) Правил N 1156).
Из пункта 8 (17) Правил N 1156 следует, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8 (18) Правил N 1156).
Суды установили, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО ООО "Нижэкология-НН" и ТСЖ "454" не заключен и посчитали, что в спорный период Общество оказывало услугу по обращению с ТКО Товариществу в соответствии с условиями типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
а) нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
б) количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 8 Правил N 505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 названных Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Типовая форма, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, предусматривает оба варианта учета ТКО, предоставляя сторонам договора право выбора варианта учета на основании пункта 8 Правил N 505.
При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов учет осуществляется исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО, как при наличии заключенного между сторонами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, так и при оказании соответствующих услуг на условиях, установленных типовой формой договора.
Из представленного в материалы дела договора купли-продажи от 16.08.2019 N 87/2019, заключенного ТСЖ "454" и АО "Промис", следует, что Товариществом приобретены автоматизированные контейнерные площадки, а именно для сбора ТКО ("НиКонт-2 К") и для сбора вторсырья ("НиКонт- ВС").
ТСЖ "454" 01.10.2019 передало ООО "Нижэкология-НН" ключ-брелок от контейнерной площадки.
Стороны 15.06.2019 составили совместный акт осмотра места (площадки) накопления ТКО, из которого следует, что контейнерная площадка оборудована одним контейнером зеленого цвета, объемом 0,66 куб.м., а также двумя сетчатыми контейнерами.
Судами установлено и материалам дела не противоречит, что общим собранием членов ТСЖ "454" в многоквартирном доме, расположенном по адресу город Н. Новгород, улица Верхне-Печерская, дом 7, корпус 2 (протокол от 15.08.2019 N 1), принято решение о раздельном сборе ТКО, в связи с чем у ООО "Нижэкология-НН" возникло право на учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров.
Товарищество 01.10.2019 уведомило Общество о принятом решении о раздельном накоплении ТКО, с этого момента учет образующихся ТКО должен производиться исходя из количества и объема контейнеров.
Как видно из материалов дела, и это не оспаривается сторонами, вывоз ТКО из мест сбора осуществляется исключительно из зеленого контейнера один раз в день ежедневно, в связи с чем суды пришли к выводу о том, что Обществом ежедневно оказываются услуги по вывозу ТКО объемом 0,66 куб.м.
В силу пункта 19 Правил N 1156 в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Суды указали, что к категории сортированных отходов относятся отдельные виды отходов, подлежащие накоплению в специальном контейнере (сетчатый контейнер).
Отходы после выделения из них установленных фракций подлежат складированию в общем порядке, без разделения на оставшиеся фракции и виды отходов.
Следовательно, к услуге по обращению с ТКО подлежит применению общий тариф. К сортированным отходам применяется специальный тариф.
Довод Товарищества о применении к услугам, оказываемым истцом, тарифа, установленного для раздельного накопления мусора, признали суды несостоятельным.
В силу пункта 8 (10) Правил N 1156 проект договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной Правилами N 1156 (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Таким образом, одним из условий дополнения типового договора является соответствие предлагаемых стороной условий договора обязательным условиям типового договора.
В рассмотренном случае отношения между сторонами возникли в связи с оказанием услуг по обращению с ТКО, в связи с чем суды по всему тексту договора заменили слова "сортированные отходы" на термин "твердые коммунальные отходы", или "ТКО", в соответствующих падежах.
Довод Товарищества о том, что размер неустойки, утвержденной пунктом 23 договора, подлежал определению в соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, является несостоятельным.
Стороны заключили договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с условиями типового договора, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, которая обязательна для применения при составлении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Пунктом 22 Типового договора (и условиями спорного договора) предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/300 ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2020 N АКПИ19-948 и определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2020 N АПЛ20-108 порядок определения неустойки, установленный пунктом 22 типового договора, подлежит применению к правоотношениям между региональным оператором и лицом, уполномоченным собственником ТКО на заключение договора с региональным оператором по обращению с ТКО, в том числе с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом (управляющей компанией).
При таких обстоятельствах суды сочли необходимым изложить пункт 23 договора в следующей редакции: "В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки".
С учетом изложенного суд округа не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы Товарищества.
Рассмотрев кассационную жалобу Общества, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
ООО "Нижэкология-НН" не согласно с утвержденной судами редакцией пункта 7 договора, из которого следует, что факт вывоза ТКО фиксируется видеокамерой и заносится в ведомость учета отходов, которую ежедневно подписывает председатель правления ТСЖ либо уполномоченное им лицо. Ведомость является основанием для составления акта об оказании услуг и окончательного расчета между сторонами за услуги, оказанные в истекшем месяце.
Общество считает, что способы фиксации, изложенные в пункте 7 договора, являются односторонними, а пункт 9 носит предположительный характер.
Суды рассмотрели данные доводы, и приняв во внимание, что пункт 7 (в редакции, представленной ответчиком) в полной мере соответствует подпункту "б" пункта 13 типового договора, разногласия в данной части приняли в редакции, представленной Товариществом.
Довод регионального оператора о неправомерном отказе судов во взыскании с Товарищества пеней также отклоняется.
Общество ежемесячный объем вывезенных отходов определяло путем перемножения норматива накопления ТКО на площадь жилых помещений в МКД.
Вместе с тем суды установили, что вывоз ТКО из мест сбора на основании решения собственников многоквартирного дома с октября 2019 года осуществляется исключительно из зеленого контейнера один раз в день ежедневно, в связи с чем Обществом ежедневно оказываются услуги по обращению с ТКО объемом 0,66 куб.м.
С учетом установленного объема оказанных услуг, а также осуществления оплаты оказанных услуг ТСЖ "454" суды пришли к выводу об отсутствии оснований для начисления пеней.
Ссылки Общества на то, что дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.01.2019 установлена судами (пункт 5 договора), при этом Товарищество уведомило регионального оператора о принятии решения о переходе на раздельное накопление ТКО с 01.10.2019, а также на то, что срок действия договора (в течение года) является необъективным, поскольку договор заключается не на один год, признаны судами несостоятельными в силу следующего.
При изложении пункта 5 договора суды исходили из того, что фактически к оказанию услуг по вывозу ТКО региональный оператор приступил с 01.01.2019. Пунктом 28 договора определено, что договор считается заключенным с даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-4585/2021 и действует в течение года.
Согласно пункту 29 договора он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях.
Указанные пункты не противоречат условиям типового договора и не нарушают права сторон.
Общество также оспаривает пункт 10 договора, согласно которому оплата производится до 10-го числа последующего месяца исходя из объема принятых твердых коммунальных отходов.
Из пункта 6 Типового договора следует, что потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по обращению с ТКО в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за обращение с твердыми коммунальными отходами отнесена к плате за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Кроме того, оплате подлежат услуги в фактически оказанном объеме, а не в объеме, о котором договорились стороны. При таком условии обеспечиваются права потребителя в случае, если объем оказанных услуг будет меньше чем объем, установленный договором, а также права регионального оператора в случае возникновения необходимости оказания услуг в большем объеме.
С учетом изложенного суды изложили пункт 10 договора в названной редакции.
Кассационная жалоба Общества в данной части не подлежит удовлетворению.
ООО "Нижэкология-НН" настаивает, что потребитель обязан осуществлять обращение с ТКО, в том числе с КГО, исключительно с использованием услуг регионального оператора, и предлагает дополнить пункт 2 (приложение) договора условием об обращении с крупногабаритными отходами.
Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой на основании договоров, заключенных с потребителями (пункт 4 Правил N 1156).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1156 договор заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
Согласно пункту 11 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
При этом вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки КГО на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 12 Правил N 1156).
Аналогичные положения содержатся в пункте 3.4 постановления Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области" (в редакции от 25.06.2021 N 543): "КГО могут быть самостоятельно доставлены собственником непосредственно на площадку для накопления КГО".
В разделе 9 "Сведения о зонах деятельности региональных операторов" постановления Правительства Нижегородской области от 18.11.2019 N 843 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области" (с изменениями на 04.06.2021) указано: "Вывоз КГО осуществляется по заявкам потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, направляемых региональному оператору. КГО могут быть самостоятельно доставлены потребителем указанной услуги непосредственно на площадку для сбора КГО. Эксплуатация таких площадок и вывоз поступивших на них КГО обеспечивается региональным оператором или уполномоченным им лицом".
Суды посчитали, что действующим законодательством потребителям предоставлено право самостоятельно осуществлять доставку КГО на площадку для их складирования без обращения с соответствующей заявкой к региональному оператору с заключением соответствующего договора с иным лицом, не являющимся региональным оператором, без включения в договор информации о месте расположения площадки для сбора КГО.
В рассмотренном случае ТСЖ "454" заключило с ИП Климовым А.В. договор от 25.06.2019 N ЭГ-188/2019 на оказание услуг по транспортированию отходов (КГО).
Суды пришли к выводу о том, что Общество не оказывает услуги по обращению с КГО, но статус регионального оператора предполагает, что при возникновении у Товарищества соответствующей потребности в обращении с ТКО (КГО) региональный оператор обязан предоставить такую услугу.
С учетом изложенного суды изложили пункт 4 рассматриваемого договора в следующей редакции: "вывоз крупногабаритных отходов (далее - КГО) обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором по заявке потребителя", без указания соответствующего места площадки для складирования КГО.
Вместе с тем суды не учли следующее.
Законом N 89-ФЗ определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного их воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В силу пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", если в субъекте Российской Федерации заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
На основании пункта 1 статьи 24.7 Закона 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В части 15.1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором, отвечает региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Устанавливая порядок оказания услуг по обращению с ТКО посредством заключения соответствующего договора исключительно с региональным оператором, законодатель в пункте 6 статьи 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрел, что договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Следовательно, ранее заключенные договоры в отсутствие специальных оснований для прекращения обязательств сохраняют силу (пункт 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023).
Изложенное согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2023 по делу N 305-ЭС23-16212.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с 01.01.2019 ООО "Нижэкология-НН", являющееся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности 1 (город Нижний Новгород (за исключением Сормовского района), город Дзержинск и Володарский район Нижегородской области), оказывает отходообразователям, проживающим и осуществляющим деятельность на данной территории, услуги по обращению с ТКО, а именно принимает ТКО и обеспечивает их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представленный в материалы дела договор от 25.06.2019 N ЭГ-188/2019 на оказание услуг по транспортированию отходов заключен с ИП Климовым А.В. ТСЖ "454" после начала деятельности регионального оператора, то есть тогда, когда у Товарищества имелась обязанность заключить договор по обращению с ТКО исключительно с региональным оператором.
Вместе с тем суды, при разрешении спора, не учли установленный на законодательном уровне запрет на заключение с 01.01.2019 договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с иными лицами, кроме регионального оператора, статус которого приобретается в предусмотренном порядке, и не приняли во внимание дату заключения договора.
Кроме того, согласно пунктам 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности.
Установленный тариф, рассчитываемый на основе долгосрочных параметров и необходимой валовой выручки (далее - НВВ), должен компенсировать экономически обоснованные расходы регионального оператора на реализацию производственных и инвестиционных программ, разрабатываемых на основании территориальной схемы в области обращения с ТКО, содержащей, в числе прочего, данные о нахождении всех источников образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации (статья 13.3, пункты 2, 6 статьи 24.9, пункт 1 статьи 24.13 Закона N 89-ФЗ, абзацы двадцатый, двадцать второй пункта 2, подпункт "а" пункта 6, раздел XI Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), разделы VI, VI.I Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16).
Региональные операторы несут расходы, связанные с внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО, учитываемые при установлении тарифов (пункт 9 статьи 23 Закона N 89-ФЗ, пункт 43(1) Основ ценообразования). Расходы операторов учитываются в составе НВВ регионального оператора (пункт 22 Основ ценообразования).
Тарифное решение государственного органа, осуществляющего регулирование обращения с ТКО, по существу представляет собой план экономической деятельности в сфере обращения с ТКО всех вовлеченных в нее субъектов региона. Оно принимается исходя из данных об источниках образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации.
От наполнения НВВ регионального оператора (равномерно распределенной тарифным органом на всех собственников ТКО региона) зависит выполнение им производственных и инвестиционных программ, то есть строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО. Поэтому неоплата собственником (производителем) ТКО услуг регионального оператора ведет к срыву достижения целей реформы регулирования обращения с ТКО.
Согласно статье 1 (абзац двадцать первый) Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Пунктом 2 (абзац 5) Правил N 1156 установлено, что КГО представляют собой ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществлять их складирование в контейнеры.
Таким образом, КГО является неотъемлемой частью ТКО, и их объем учитывается при определении нормативов накопления по ТКО. Определение в договоре места складирования КГО является существенным условием.
Формой типового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 предусмотрена обязательность указания в нем способов складирования и вывоза КГО.
В рассмотренном случае положения договора в редакции, представленной Товариществом, изложены судами без указания на условие об обращении с КГО и без исследования имеющихся в деле доказательств, а также положений нормативных правовых актов в области обращения с ТКО в их системном единстве.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты в данной части подлежат отмене, и, учитывая, что для принятия обоснованного и законного судебного акта требуются исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, настоящее дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
При новом рассмотрении дела суду следует с учетом изложенного разрешить спор в соответствии с требованиями закона и на основе установленных по делу обстоятельств.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы Общества не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы за подачу кассационной жалобы Товарищества относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1, пункт 3 части 1), 288 (часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.05.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по делу N А43-4585/2021 отменить.
Кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" удовлетворить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
Кассационную жалобу товарищества собственников жилья "454" оставить без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы товарищества собственников жилья "454" отнести на заявителя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Соколова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Региональные операторы несут расходы, связанные с внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО, учитываемые при установлении тарифов (пункт 9 статьи 23 Закона N 89-ФЗ, пункт 43(1) Основ ценообразования). Расходы операторов учитываются в составе НВВ регионального оператора (пункт 22 Основ ценообразования).
...
Согласно статье 1 (абзац двадцать первый) Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
...
Формой типового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 предусмотрена обязательность указания в нем способов складирования и вывоза КГО.
...
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.05.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по делу N А43-4585/2021 отменить."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 апреля 2024 г. N Ф01-9205/23 по делу N А43-4585/2021