Нижний Новгород |
|
02 июня 2022 г. |
Дело N А29-1658/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ЭкспоТорг"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.11.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда 27.01.2022
по делу N А29-1658/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкспоТорг"
(ОГРН: 1161101059074, ИНН: 1101154489)
о признании незаконным и отмене постановления
Дагестанской таможни (ОГРН: 1020502528727, ИНН: 0541015036)
об административном правонарушении
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкспоТорг" (далее - Общество, ООО "ЭкспоТорг") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Дагестанской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 29.01.2021 N 10801000-3357/2020 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Определением суда от 24.02.2021 заявление Общества принято в порядке упрощенного производства.
Определением от 19.04.2021 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 26.11.2021 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением апелляционного суда от 27.01.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 16.3 КоАП РФ. ООО "ЭкспоТорг" полагает, что заявленный декларантом товар является пиломатериалом и не может быть квалифицирован как лесоматериалы. Суды не применили подлежащую применению статью 4.1.1 КоАП РФ и необоснованно не заменили назначенное Таможней наказание на предупреждение, а также неправомерно не признали рассматриваемое правонарушение малозначительным.
Подробно позиция Общества изложена в кассационной жалобе.
Таможня в отзыве отклонила доводы жалобы, просила рассмотреть жалобу в отсутствие ее представителей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, 21.10.2020 на Магарамкентский таможенный пост Дагестанской таможни (далее - таможенный пост) прибыло транспортное средство марки "SCANIA", регистрационный номер N 28АА535, полуприцеп "MAMMUT", регистрационный номер N 28АА536.
С целью последующего убытия за пределы таможенной территории ЕАЭС декларантом представлен товар, вывозимый по товаросопроводительным документам (СМР N 101963, инвойс от 15.10.2020 N 163); согласно декларации на товары N 10228010/151020/0022722 в таможенный орган представлен товар - "хвойные лесоматериалы (доска) не струганные, не лущенные, распиленные вдоль, необтесанные, нешлифованные, сосна", код ТН ВЭД ЕАЭС - 4407119300" общим весом брутто 21 500 кг, в объеме 44,25 м3.
Отправителем товара является ООО "ЭкспоТорг", получателем товара - "FARHANK HAMAD RASUL COMPANY" (Ирак).
При проведении документальной проверки установлено, что представленный для убытия фитосанитарный сертификат от 15.10.2020 N 368110108151020045 выдан на товар "пиломатериалы хвойные 46 м3".
Из заключения таможенного эксперта от 16.11.2020 N 12405020/0027374 следует, что исследованный товар представляет собой доску обрезную из древесины сосны обыкновенной, полученную продольным пилением и последующим поперечным раскроем полученных частей бревна, без соединения в шип, товар не подвергался обработке (строганию, шлифованию, лущению, фрезированию, профилированию и т.д.).
Таможенный орган на основании указанного заключения таможенного эксперта пришел к выводу о том, что спорный товар является лесоматериалом.
Таможня пришла к выводу о том, что декларантом ООО "ЭкспоТорг" в нарушение требований статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), для убытия товара представлен недействительный (относящийся к другим товарам) разрешительный документ (фитосанитарный сертификат N 368110108151020045 от 15.10.2020), чем допущено несоблюдение установленных запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, что является административным правонарушением, предусмотренным статьей 16.3 КоАП РФ.
В отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 17.12.2020 N 10801000-3357/2020, которым деяние нарушителя квалифицировано по статье 16.3 КоАП РФ.
Таможня по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесла постановление от 29.01.2021, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
ООО "ЭкспоТорг" не согласилось с принятым постановлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 1.6, 2.1, 16.3 КоАП РФ, статьями 2, 7, 12, 84, 106, 108 ТК ЕАЭС, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В статье 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В пункте 1 статьи 80 ТК ЕАЭС установлено, что лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с настоящим Кодексом для совершения таможенных операций.
Декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 84 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В подпунктах 7 и 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС определено, что в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС и сведения о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанные в статье 108 ТК ЕАЭС.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требования страны-импортера.
Как установлено судами, и это не противоречит материалам дела, Общество при вывозе подкарантинного товара, классифицируемого в товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС, представило фитосанитарный сертификат от 15.10.2020 N 368110108151020045 товар, соответствующий товарной позиции 4409 ТН ВЭД ЕАЭС (пиломатериалы).
Исследовав представленные в дело документы, суды установили, что Общество в нарушение требований статьи 7 ТК ЕАЭС при убытии спорного товара с таможенной территории ЕАЭС не представило документ, подтверждающий соблюдение запретов и ограничений, в частности фитосанитарный сертификат, удостоверяющий соответствие данного подкарантинного товара фитосанитарным требованиям, что является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Нарушения Обществом названных требований подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 17.12.2020, что свидетельствует о наличии в деянии заявителя события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
Суды верно указали, что перечень подкарантинной продукции содержит разделение товаров по категориям "лесоматериалы" и "пиломатериалы" по соответствующим товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС. Общество обязано проверять содержание фитосанитарного сертификата и принимать меры по соблюдению действующего таможенного законодательства.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения и обоснованно отказали последнему в удовлетворении заявленного требования.
Судами проверены процедура и срок давности привлечения общества к административной ответственности, нарушений положений КоАП РФ не установлено. Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ, признаков, характеризующих правонарушение как малозначительное и позволяющих освободить общество от ответственности согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ, судами не выявлено.
Вопреки доводам заявителя суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ о необходимости замены назначенного Обществу наказания в виде штрафа на предупреждение. Вопрос о снижении санкций связан с оценкой доказательств по делу, что входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушение таможенным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности суды не выявили.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.11.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда 27.01.2022 по делу N А29-1658/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкспоТорг" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нарушения Обществом названных требований подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 17.12.2020, что свидетельствует о наличии в деянии заявителя события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
...
Судами проверены процедура и срок давности привлечения общества к административной ответственности, нарушений положений КоАП РФ не установлено. Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ, признаков, характеризующих правонарушение как малозначительное и позволяющих освободить общество от ответственности согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ, судами не выявлено.
Вопреки доводам заявителя суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ о необходимости замены назначенного Обществу наказания в виде штрафа на предупреждение. Вопрос о снижении санкций связан с оценкой доказательств по делу, что входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 июня 2022 г. N Ф01-2174/22 по делу N А29-1658/2021