Нижний Новгород |
|
08 июня 2022 г. |
Дело N А38-186/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2022.
Полный текст постановления изготовлен 08.06.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.,
при участии представителей
от истца: Смирновой М.В. (доверенность от 12.01.2022),
от ответчиков -
акционерного общества "Передвижная механизированная колонна N 3":
Ивлевой Е.В. (доверенность от 14.03.2022),
акционерного общества "Специализированный застройщик "Континент":
Ивлевой Е.В. (доверенность от 01.02.2021),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 13.10.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022
по делу N А38-186/2021
по иску муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"
к акционерному обществу "Передвижная механизированная колонна N 3"
(ИНН: 1215014090, ОГРН: 1021200751032),
акционерному обществу "Специализированный застройщик "Континент"
(ИНН: 1215048572, ОГРН: 1021200771954)
об изменении договора аренды,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Республика Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл,
Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",
и установил:
муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Комитет, уполномоченный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением, уточненным по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Передвижная механизированная колонна N 3" и акционерному обществу "Специализированный застройщик "Континент" о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 21.02.2020 N 7381/2020-н. Истец просил изложить некоторые пункты данного договора в следующей редакции:
"6.4.5. Осуществлять за свой счет застройку Участка в соответствии с проектной документацией, согласованной с соответствующими органами и организациями, а также утвержденной документацией по планировке территории";
"6.4.10. Обеспечить в срок до 08.05.2025 проектирование и строительство объектов транспортной, инженерной и иной инфраструктуры (детского сада) на Участке, а также путем инвестирования строительства объектов инженерной инфраструктуры на земельных участках с кадастровыми номерами 12:00:0000000:146, 12:04:0210102:416, 12:04:0210102:443, 12:04:0210102:419, 12:04:0210102:424, 12:04:0210102:434.
Строительство объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка осуществляется Арендатором в соответствии с проектной документацией по выполнению технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения и проектной документацией, а также в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, технических регламентов, градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных нормативно-технических документов, действующих на территории Российской Федерации";
"6.4.11. Обеспечить предусмотренную условиями Аукционов безвозмездную передачу объектов инженерной и иной инфраструктуры (детского сада) в установленном порядке в муниципальную (или государственную) собственность.
При передаче безвозмездно в муниципальную (или государственную) собственность построенных в границах земельного участка объектов инженерной и иной инфраструктуры (детского сада) осуществить такую передачу в порядке, установленном действующим на момент передачи законодательством, или/и соглашением о передаче таких объектов";
"6.4.22. В случае получения разрешения на ввод в эксплуатацию объектов инженерной и иной инфраструктуры (детского сада), подлежащих оформлению в муниципальную (или государственную) собственность, расположенных Участке, сообщать Арендодателю о готовности к подаче на государственную регистрацию права собственности соответствующих документов не позднее, чем за четырнадцать календарных дней до планируемого дня указанной подачи".
Иск основан на статьях 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивирован необходимостью приведения условий ранее заключенного договора аренды земельного участка в соответствие с требованиями законодательства и урегулирования разногласий, возникших между сторонами.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Республику Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (далее - Министерство) и управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Управление).
Арбитражный суд Республики Марий Эл решением от 13.10.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022, отказал в удовлетворении иска.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Комитет обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы не согласен с выводом судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку земельный участок, предоставленный по договору аренды от 21.02.2020 N 7381/2020, образован из земельных участков, предоставленных под комплексное освоение территории. Комитет полагает, что исходя из правовой природы договоров о комплексном освоении территории во взаимосвязи с пунктами 6.4.5, 6.4.10, 6.4.11, 6.4.22 договора аренды от 21.02.2020 N 7381/2020-н, АО "ПМК N 3" и АО "Континент" обязаны обеспечить строительство объектов в соответствием с документацией территориального планирования и передать указанные объекты в муниципальную собственность. Пунктами 7.3.7 и 7.3.8 договоров комплексного освоения территории предусмотрена обязанность арендатора обеспечить проектирование и строительство объектов жилого и иного назначения, объектов инженерной и иной инфраструктуры. При этом под термином "иная инфраструктура" следует понимать объекты социальной инфраструктуры. По мнению Комитета, существенным различием является использование земельных участков, выделенных под комплексное освоение территории и земельных участков, предоставленных в аренду под точечную застройку. Застройщик получил в аренду земельные участки по цене существенно ниже рыночной стоимости, что предполагает возмездный, взаимовыгодный характер правоотношений публично-правового образования и застройщика. По мнению кассатора, застройщик обязан передать в муниципальную собственность объекты коммунальной, транспортной и социальной и инженерной инфраструктуры без дополнительной денежной компенсации затрат на их строительство.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Ответчики в лице уполномоченного представителя возражали против удовлетворения жалобы, просили оставить в силе обжалованные судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, правительственная комиссия по развитию жилищного строительства приняла решение от 15.02.2011 о передаче органам государственной власти Республики Марий Эл полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению находящимся в федеральной собственности земельным участком с кадастровым номером 12:04:0210102:163, общей площадью 128 107 +/- 250 квадратных метров, категория земель - "земли населенных пунктов", расположенным по адресу Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, в восточной части кадастрового квартала, для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в том числе жилья экономического класса.
Во исполнение распоряжения Правительства Республики Марий Эл от 06.07.2012 N 381-р "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности" Мингосимуществом Республики Марий Эл 09.07.2012 издано распоряжение N 976 и организован аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, с кадастровым номером 12:04:0210102:163, общей площадью 128 107 квадратных метров, категория земель - "земли населенных пунктов", расположенного по адресу Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, в восточной части кадастрового квартала, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Кроме того, во исполнение распоряжения Правительства Республики Марий Эл от 28.08.2012 N 479-р "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Марий Эл" Мингосимуществом Республики Марий Эл 31.08.2012 издано распоряжение N 1159 и организован аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Марий Эл, с кадастровым номером 12:00:0000000:91, общей площадью 47 394 квадратных метра, категория земель - "земли населенных пунктов", расположенного по адресу: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, улица Фестивальная, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Согласно аукционной документации и информации, размещенной в газете "Марийская правда" и на сайте Мингосимущества Республики Марий Эл, земельные участки с кадастровыми номерами 12:04:0210102:163 и 12:00:0000000:91 предоставляются в аренду на срок десять лет в целях комплексного освоения территории.
По результатам проведенных аукционов Мингосимуществом Республики Марий Эл, действовавшим от имени публично-правового образования (арендодателем), и закрытым акционерным обществом "Строительно-производственное предприятие "Салют" (далее - ЗАО "СПП "Салют") как арендатором заключены договоры аренды земельных участков:
- от 29.08.2012 земельного участка, находящегося в федеральной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, согласно условиям которого арендодатель передает за плату во временное владение и пользование земельный участок для осуществления его комплексного освоения в целях жилищного строительства с кадастровым номером 12:04:0210102:163, общей площадью 128 107 квадратных метров, категория земель - "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, участок расположен в восточной части кадастрового квартала;
- от 22.10.2012 N 1598-Р земельного участка, находящегося в собственности Республики Марий Эл, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии с условиями которого арендодатель передает за плату во временное владение и пользование земельный участок для осуществления его комплексного освоения в целях жилищного строительства с кадастровым номером 12:00:0000000:91, общей площадью 47 394 квадратных метра, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование: для жилищного строительства и строительства объектов социальной инфраструктуры, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Фестивальная.
Земельные участки с кадастровыми номерами 12:04:0210102:163 и 12:00:0000000:91 переданы ЗАО "СПП "Салют" по актам приема-передачи от 04.09.2012 и от 23.10.2012.
Полномочия Мингосимущества РМЭ по управлению и распоряжению земельным участком с кадастровым номером 12:04:0210102:163, находящимся в федеральной собственности, закреплены в статьях 13 и 14 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", Указе Президента Республики Марий Эл от 15.06.2009 N 103 "О полномочиях органов государственной власти Республики Марий Эл по управлению и распоряжению находящимися в федеральной собственности земельными участками", протоколе заседания Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства от 15.02.2011 N 23, а также в распоряжении Правительства Республики Марий Эл от 06.07.2012 N 381-р.
В связи с государственной регистрацией права собственности Республики Марий Эл на земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:163 в договор аренды от 29.08.2012 внесены изменения в части сведений о публично-правовом образовании - собственнике земельного участка.
Из земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:163 образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 12:00:0000000:143, 12:00:0000000:144, 12:00:0000000:145, 12:00:0000000:147, 12:00:0000000:148, 12:00:0000000:149, 12:04:0210102:334, 12:04:0210102:335, 12:04:0210102:415, 12:04:0210102:416, 12:04:0210102:418, 12:04:0210102:419, 12:04:0210102:420, 12:04:0210102:421, 12:04:0210102:422, 12:04:0210102:423, 12:04:0210102:425, 12:04:0210102:426, 12:04:0210102:427, 12:04:0210102:428, 12:04:0210102:429, 12:04:0210102:430, 12:04:0210102:431, 12:04:0210102:432, 12:04:0210102:433, 12:04:0210102:434, 12:04:0210102:435, 12:04:0210102:436, 12:04:0210102:437, 12:04:0210102:438, 12:04:0210102:439, 12:04:0210102:440, 12:04:0210102:441, 12:04:0210102:442, 12:04:0210102:443, 12:04:0210102:444.
Из земельного участка с кадастровым номером 12:00:0000000:91 образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 12:00:0000000:142,12:00:0000000:143, 12:00:0000000:144, 12:00:0000000:145, 12:00:0000000:146, 12:00:0000000:147, 12:00:0000000:148, 12:00:0000000:149, 12:00:0000000:150, 12:04:0210102:416, 12:04:0210102:417, 12:04:0210102:418, 12:04:0210102:419, 12:04:0210102:427, 12:04:0210102:431, 12:04:0210102:432, 12:04:0210102:435, 12:04:0210102:436, 12:04:0210102:437, 12:04:0210102:440, 12:05:0202002:264, 12:05:0202010:738, 12:05:0202010:739.
После постановки на государственный кадастровый учет образованных земельных участков договоры аренды от 29.08.2012 и от 22.10.2012 расторгнуты с 10 июня 2013 года на основании соглашений сторон от 27.06.2013.
Из образованных земельных участков тридцать один земельный участок приобретен в собственность ЗАО "СПП "Салют"; восемь земельных участков стали предметом договоров аренды, заключенных Мингосимуществом Республики Марий Эл и ЗАО "СПП "Салют"; в отношении трех земельных участков с видом разрешенного использования "для строительства детского дошкольного учреждения" договоры аренды заключены не были. Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 23.04.2018 N 252-р девять земельных участков с кадастровым номерами 12:00:0000000:307, 12:00:0000000:308, 12:04:0210102:416, 12:04:0210102:419, 12:04:0210102:421, 12:04:0210102:424, 12:04:0210102:428, 12:04:0210102:438, 12:04:0210102:593 переданы безвозмездно в муниципальную собственность городского округа "Город Йошкар-Ола", муниципальное образование исполняет полномочия арендодателя.
Земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:593 выделен из земельного участка с кадастровым номером 12:00:0000000:142.
Из земельных участков с кадастровыми номерами 12:04:0210102:430, 12:04:0210102:433 и 12:04:0210102:593 образован земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:3921, общей площадью 7235 квадратных метров, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "дошкольное начальное и среднее общее образование", расположенный по адресу: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, улица Фестивальная.
Администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" 13.04.2016 принято постановление N 578 об утверждении документации по планировке территории, ограниченной улицами Строителей, Анникова, Фестивальной, маршала Жукова, а 12.05.2017 - постановление N 575 об утверждении проекта межевания территории. Указанной документацией по планировке территории предусмотрено строительство двух детских садов на образованных земельных участках с кадастровыми номерами 12:04:0210102:3944 и 12:04:0210102:3921 (позиции 41 и 51).
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", действующий от имени муниципального образования (арендодатель), и закрытое акционерное общество "Строительно-производственное предприятие "Салют" (арендатор) заключили договор от 21.02.2020 N 7381/2020-н аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства. В силу пункта 1.1 договора арендодатель передает арендатору во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:3921, общей площадью 7235 квадратных метров, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "дошкольное начальное и среднее общее образование", расположенный по адресу: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, улица Фестивальная.
В соответствии с пунктом 1.2 договора указанный участок предоставляется для строительства объектов транспортной, социальной, инженерной инфраструктур и благоустройства территории (далее - комплексное освоение). В договоре также отмечено, что земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:3921 образован из ранее предоставленных по итогам аукционов для комплексного освоения в целях жилищного строительства земельных участков с кадастровыми номерами 12:04:0210102:163 и 12:00:0000000:91 (пункт 1.3). Пунктом 4.1 договора сторонами согласован срок аренды - с 01.01.2020 по 04.09.2022.
Земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:3921 передан ЗАО "СПП "Салют" по акту приема-передачи от 21.02.2020 N 7381/2020-н, а договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл 28.02.2020.
ЗАО "СПП "Салют" и акционерное общество "Передвижная механизированная колонна N 3", акционерное общество "Специализированный застройщик "Континент" заключили договор от 24.09.2020 N 2/2 передачи прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка, по условиям которого АО "ПМК N 3" и АО "СЗ "Континент" переданы в полном объеме все права и обязанности, предусмотренные договором от 21.02.2020 N 7381/2020-н аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
На основании соглашения от 24.09.2020 земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210102:3921 передан акционерному обществу "Передвижная механизированная колонна N 3", акционерному обществу "Специализированный застройщик "Континент" по акту приема-передачи, договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл 02.12.2020.
Администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" 14.10.2020 направила новым арендаторам письмо, в котором указала на необходимость соблюдения срока строительства детского сада на арендуемом земельном участке и обеспечения последующей безвозмездной передачи его в муниципальную собственность.
АО "ПМК N 3" письмом сообщило о надлежащем исполнении обязательств по комплексному освоению земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210102:3921, пояснил о заключении договора на создание проектной документации на объект - детский сад на 180 мест. Кроме того, арендатор указал, что аукционной документацией предусмотрена обязанность по созданию и передаче в муниципальную собственность только объектов инженерной инфраструктуры.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", полагая, что акционерное общество "Передвижная механизированная колонна N 3" и акционерное общество "Специализированный застройщик "Континент" обязаны безвозмездно передать в муниципальную собственность детский сад, 18.02.2021 направил им предложение о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 21.02.2020 N 7381/2020-н с приложением проекта дополнительного соглашения следующего содержания:
"1. В разделе 6 договора аренды земельного участка от 21.02.2020 N 7381/2020-н пункты 6.4.5, 6.4.10, 6.4.11, 6.4.22 изложить в следующей редакции:
6.4.5. Осуществлять за свой счет застройку Участка в соответствии с проектной документацией, согласованной с соответствующими органами и организациями, а также утвержденной документацией по планировке территории.
6.4.10. Обеспечить в срок до 04.09.2022 проектирование и строительство объектов транспортной, социальной (детского сада), инженерной и иной инфраструктуры на Участке, а также путем инвестирования строительства объектов инженерной инфраструктуры на земельных участках с кадастровыми номерами 12:00:0000000:146, 12:04:0210102:416, 12:04:0210102:443, 12:04:0210102:419, 12:04:0210102:424, 12:04:0210102:434.
Строительство объектов инженерной и иной инфраструктуры в границах земельного участка осуществляется Арендатором в соответствии с проектной документацией по выполнению технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения и проектной документацией, а также в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, технических регламентов, градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных нормативно-технических документов, действующих на территории Российской Федерации.
6.4.11. Обеспечить предусмотренную условиями Аукционов безвозмездную передачу объектов инженерной, социальной (детского сада) и иной инфраструктуры в установленном порядке в муниципальную (или государственную) собственность.
При передаче безвозмездно в муниципальную (или государственную) собственность построенных в границах земельного участка объектов инженерной, социальной (детского сада) и иной инфраструктуры осуществить такую передачу в порядке, установленном действующим на момент передачи законодательством, или/и соглашением о передаче таких объектов.
6.4.22. В случае получения разрешения на ввод в эксплуатацию объектов транспортной, социальной (детского сада), инженерной и иной инфраструктуры, подлежащих оформлению в муниципальную (или государственную) собственность, расположенных на Участке, сообщать Арендодателю о готовности к подаче на государственную регистрацию права собственности соответствующих документов не позднее чем за четырнадцать календарных дней до планируемого дня указанной подачи.
2. Настоящее соглашение подлежит государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл.
3. Настоящее соглашение вступает в силу с момента его государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл.
4. Настоящее соглашение является неотъемлемой частью договора аренды земельного участка от 21.02.2020 N 7381/2020-н.
5. Соглашение составлено и подписано в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу".
Факт получения акционерными обществами проекта дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 21.02.2020 N 7381 /2020-н подтверждается материалами дела и ответчиками не оспаривается.
Дополнительное соглашение акционерным обществом "Передвижная механизированная колонна N 3" и акционерным обществом "Специализированный застройщик "Континент" не подписано, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском.
Основания изменения и расторжения договора определены в статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Окружной суд признает обоснованной позицию судов первой и апелляционной инстанций, согласно которой обстоятельства, указанные Комитетом, не являются основанием для внесения изменений в договор аренды земельного участка.
Суды верно установили, что обстоятельства, влекущие необходимость изменения договорных условий, отсутствуют, доказательств существенного нарушения ответчиками условий договора аренды материалы дела не содержат.
Указанные выводы основаны на следующем.
В пункте 3 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент проведения аукциона проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, предусмотрено, что арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, обязан выполнять требования, предусмотренные подпунктами 6 - 8 пункта 3 статьи 38.2 названного кодекса, а именно: соблюдать установленные аукционной документацией максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства; максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи; максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
Суды, оценив содержание аукционной документации, договоров аренды от 29.08.2012 и от 22.10.2012 (раздела 4) с учетом пунктов 1 и 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", пришли к обоснованному выводу, что указанные документы не возлагали на застройщика обязанность по безвозмездной передаче в муниципальную собственность объектов социальной инфраструктуры, в частности, детского сада. Согласно пункту 7.3.8 договора аренды земельного участка, являвшегося приложением к аукционной документации, условия такой передачи определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации при заключении соглашений о передаче этих объектов.
Таким образом, спорный вопрос подлежит урегулированию при завершении строительства на основании законодательства, действующего на момент передачи объекта, путем подписания сторонами соответствующего соглашения, разногласия по которому могут быть переданы на рассмотрение суда, и вопреки позиции кассатора не требует изменения договора аренды земельного участка.
Довод кассатора о том, что цена аренды в рамках спорного договора существенно ниже рыночной, не свидетельствует о наличии оснований возлагать на арендаторов обязанность по совершению действий, не предусмотренных ни договором, ни законом.
Приведенное в жалобе толкование понятия "иная инфраструктура" соответствует требованиям законодательства, однако не подтверждает незаконность выводов судов по существу спора.
Позиция заявителя не опровергает выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, и не свидетельствует о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов.
Суды полно, всесторонне и объективно исследовали представленные сторонами доказательства, дали им надлежащую правовую оценку. Выводы, изложенные в принятых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Суд округа не рассматривал вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 13.10.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 по делу N А38-186/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 3 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент проведения аукциона проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, предусмотрено, что арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, обязан выполнять требования, предусмотренные подпунктами 6 - 8 пункта 3 статьи 38.2 названного кодекса, а именно: соблюдать установленные аукционной документацией максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства; максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи; максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
Суды, оценив содержание аукционной документации, договоров аренды от 29.08.2012 и от 22.10.2012 (раздела 4) с учетом пунктов 1 и 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", пришли к обоснованному выводу, что указанные документы не возлагали на застройщика обязанность по безвозмездной передаче в муниципальную собственность объектов социальной инфраструктуры, в частности, детского сада. Согласно пункту 7.3.8 договора аренды земельного участка, являвшегося приложением к аукционной документации, условия такой передачи определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации при заключении соглашений о передаче этих объектов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 июня 2022 г. N Ф01-2176/22 по делу N А38-186/2021