Нижний Новгород |
|
08 июня 2022 г. |
Дело N А29-5663/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.06.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.11.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022
по делу N А29-5663/2021
по иску индивидуального предпринимателя Веретенникова Андрея Александровича
(ИНН: 110300138094, ОГРН: 304110310300107)
к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера"
(ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695)
об урегулировании разногласий при заключении договора
и установил:
индивидуальный предприниматель Веретенников Андрей Александрович (далее - ИП Веретенников А.А., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (далее - Общество, Региональный оператор) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 11.01.2021 N 714/РО-П/2021 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), пункт 12 которого изложить в редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО, в соответствии с Правилами коммерческого объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО" следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.11.2021 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что коммерческий учет объема ТКО должен производиться исходя из норматива накопления ТКО, а не из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, поскольку Общество фактически не выполнило требование о раздельном накоплении ТКО.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми и осуществляет деятельность в соответствии с соглашением от 22.06.2018, заключенным с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, с 01.11.2018.
Предприниматель направил в адрес Регионального оператора заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении предприятия торговли непродовольственными товарами (магазин "Хозяин") с указанием количества контейнеров - 1, объемом 0,75 кубического метра.
Региональный оператор направил в адрес Предпринимателя проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 N 714/РО-П/2021, в пункте 12 которого предусмотрен учет объема и (или) массы ТКО для магазина "Хозяин", общей площадью 562,1 квадратного метра, расположенного по адресу: Республика Коми, городской округ "Воркута", пгт. Воргашор, ул. Катаева, д. 30, исходя из нормативов накопления ТКО.
Не согласившись с предложенным Обществом способом учета объема ТКО и, соответственно, редакцией пункта 12 к договору, Предприниматель 17.02.2021 направил Региональному оператору протокол разногласий, в котором настаивал на расчете объема принимаемых ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Согласно письму Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута" от 03.02.2020 принято решение о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО по адресу г. Воркута, пгт. Воргашор, ул. Катаева, д. 30, в реестр мест (площадок) накопления ТКО под номером 522.
Отказ Регионального оператора от заключения договора на предложенных Предпринимателем условиях послужил основанием для обращения последнего в суд с иском.
Руководствуясь статьями 421, 422, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 24.7, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил иск, признав обоснованным требование Предпринимателя о заключении договора в части учета объема и (или) массы ТКО в его редакции.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
На основании пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
В подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
На основании пункта 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил (исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО).
Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Согласно статье 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления относятся, среди прочего, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО и утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления).
Порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Коми утвержден постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 N 302 (далее - Порядок N 302).
В соответствии с пунктом 4.2 Порядка N 302 раздельное накопление ТКО организуют операторы по обращению с ТКО, региональный оператор, а собственники ТКО осуществляют накопление в соответствии с настоящим Порядком, законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми.
На основании пункта 4.3 Порядка N 302 при наличии на контейнерной площадке контейнеров с цветовой индикацией, соответствующей разным видам отходов согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО), осуществляется раздельное накопление ТКО:
4.3.1) в контейнеры с синей цветовой индикацией складируются отходы, классифицируемые в соответствии с ФККО как отходы производства бумаги и бумажных изделий;
4.3.2) в контейнеры с оранжевой (желтой) цветовой индикацией складируются отходы, классифицируемые в соответствии с ФККО как отходы продукции из пластмасс, не со-держащих галогены, незагрязненные;
4.3.3) в контейнеры с зеленой цветовой индикацией складируются отходы, классифицируемые в соответствии с ФККО как отходы стекла и изделий из стекла незагрязненные;
4.3.4) в контейнеры с черной цветовой индикацией складируются отходы, классифицируемые в соответствии с ФККО как отходы пищевой продукции, органические остатки;
4.3.5) в контейнеры с серой цветовой индикацией складируются отходы, не относящиеся к ТКО, указанным в пунктах 4.3.1 - 4.3.4 настоящего Порядка.
В силу пункта 7.4 Правил N 302 количество и объем контейнеров, необходимых для накопления ТКО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются исходя из установленных нормативов накопления ТКО в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО.
Удовлетворив исковое требование, суды пришли к выводу о том, что Предприниматель, накапливающий ТКО на контейнерной площадке, включенной в реестр, вправе требовать от Регионального оператора заключить договор в части учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, а не из нормативов накопления ТКО.
Суды также указали на использование Предпринимателем одного контейнера, в котором накапливаются, в том числе органические отходы, являющиеся закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека.
Возражая против исковых требований, ответчик указал на то, что Предпринимателем фактически не организовано раздельное накопление ТКО, не выполнены требования нормативного документа субъекта Российской Федерации о раздельном накоплении ТКО по видам отходов и складирование ТКО в отдельных контейнерах.
Между тем суды не проверили соблюдение Предпринимателем указанных требований, предусмотренных Порядком N 302.
Вместе с тем установленный законодательством коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО может быть применен только при наличии раздельного накопления ТКО.
Таким образом, удовлетворив иск, суды не разрешили возникшие между сторонами разногласия и не установили все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, установление всех имеющих для данного дела обстоятельств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное и установить выполнение Предпринимателем требований Порядка N 302 о раздельном накоплении ТКО.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании пункта 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 3 части 1), 288 (часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми Арбитражного суда Республики Коми от 01.11.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 1.02.2022 по делу N А29-5663/2021 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Согласно статье 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления относятся, среди прочего, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО и утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления).
...
На основании пункта 4.3 Порядка N 302 при наличии на контейнерной площадке контейнеров с цветовой индикацией, соответствующей разным видам отходов согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО), осуществляется раздельное накопление ТКО:"
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 июня 2022 г. N Ф01-2357/22 по делу N А29-5663/2021