Нижний Новгород |
|
14 июня 2022 г. |
Дело N А79-7318/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.06.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Домрачевой Н.Н., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по Чувашской Республике
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 22.11.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022
по делу N А79-7318/2021
по заявлению прокуратуры Калининского района города Чебоксары
об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике
о прекращении производства по делу об административном правонарушении и
направлении дела на новое рассмотрение,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Прокуратура Чувашской Республики, акционерное общество "Чувашская энергосбытовая компания", Иванова Ольга Николаевна,
УСТАНОВИЛ:
прокуратура Калининского района города Чебоксары (далее - Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) от 05.08.2021 N 15 и направлении дела на новое рассмотрение в административный орган. Указанным постановлением прекращено производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" (далее - Общество).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют прокуратура Чувашской Республики, Общество, Иванова Ольга Николаевна.
Решением суда от 22.11.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения КоАП РФ, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), просит отменить судебные акты. По его мнению, нормативно-правового акта, обязывающего доводить до сведения потребителей информацию о сумме расходов, связанных с введением ограничения предоставления коммунальных услуг, и способах ее погашения, не имеется; в действиях Общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поэтому Управление правомерно вынесло постановление о прекращении производства по делу. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество является исполнителем коммунальных услуг (электроэнергия), в том числе, жителям многоквартирного дома 20 по улице Новгородская города Чебоксары (МКД).
Прокуратура в рамках рассмотрения обращения жителя указанного МКД Ивановой О.Н. выявила нарушения жилищного законодательства в деятельности Общества при начислении платы за коммунальные услуги.
Установив, что по состоянию на 11.02.2021 у Ивановой О.Н. числилась задолженность в размере 11 476 рублей 52 копеек, в указанный день Общество ограничило данному лицу предоставление коммунальной услуги.
Иванова О.Н. 11.02.2021 приняла меры для погашения задолженности по оплате потребленной электроэнергии и расходов исполнителя коммунальной услуги в целях возобновления электроснабжения.
Однако Общество отказало в возобновлении подачи электроэнергии по причине неисполнения Ивановой О.Н. обязанности по возмещению расходов, связанных с введением ограничения предоставления коммунальной услуги.
В то же время в нарушение норм жилищного законодательства Общество не обеспечило доведение до Ивановой О.Н. информации о сумме расходов, связанных с введением ограничения предоставления коммунальных услуг, и о способах ее погашения, что исключило возможность ее своевременной оплаты.
Прокуратура 07.04.2021 вынесла постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, и направила его в Управление для рассмотрения по существу.
Управление, ссылаясь на отсутствие обязанности доводить до сведения потребителя информацию о сумме расходов, связанных с введением ограничения предоставления коммунальных услуг, и о способах ее погашения, указало на отсутствие в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения и постановлением от 05.08.2021 N 15 прекратило производство по делу.
Прокуратура оспорила постановление Управления в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводам об отсутствии оснований для принятия оспариваемого постановления, о нарушении процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении, и удовлетворили заявленное требование. Суды руководствовались положениями КоАП РФ, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), Правилами N 354, разъяснениями, данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10).
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В пункте 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Частью 2 статьи 29.4 КоАП РФ определено, что при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 названного Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 Кодекса (пункт 19.2 Постановления N 10).
В части 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания услуг.
В соответствии со статьей 10 Закона N 2300-1 исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах, услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам работ, услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 31 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) определено, что исполнитель коммунальных услуг, наряду с иным, обязан информировать потребителей об оказываемых услугах в объеме и порядке предусмотренных действующим законодательством.
В пункте 32 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель имеет право приостанавливать или ограничивать подачу потребителю коммунальных ресурсов в порядке, установленном соответствующими правилами.
Согласно пункту 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены данными правилами.
В силу пунктов 119, 120, 121 (1) Правил N 354 при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги.
Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней со дня устранения причин, указанных в пункте 117 Правил N 354, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги.
Расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю - должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия.
В силу пункта 69 Правил N 354 основным способом доведения информации до потребителя является направление в его адрес платежных документов. Платежные документы должны содержать информацию, предусмотренную пунктами 69 и 70 Правил N 354, в том числе сведения о размере определенных законом или договором о предоставлении коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого договора.
В пункте 71 Правил N 354 определено, что примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.01.2018 N 43/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, которая содержит графу "Неустойка (штраф, пеня)".
Из указанных норм следует, что исполнитель обязан довести до сведения потребителя информацию, предусмотренную Правилами N 354, преимущественно путем размещения соответствующих сведений в платежных документах.
Суды установили, материалами дела подтверждено, что Общество не довело до сведения Ивановой О.Н. информацию о сумме расходов, связанных с введением в отношении нее ограничения предоставления коммунальных услуг, и о способах ее погашения, ни путем размещения соответствующих сведений в платежном документе, ни иным способом. В связи с этим потребитель не имел возможности исполнить возложенную на него обязанность по оплате расходов, связанных с введением ограничения предоставления коммунальных услуг, и обеспечить возобновление предоставления коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах представляется преждевременным вывод Управления об отсутствии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения и о наличии оснований для прекращения производства по делу.
С учетом изложенного, приняв во внимание допущенные Управлением нарушения (несоответствие резолютивной части постановления, оглашенной по окончании рассмотрения дела, резолютивной части мотивированного постановления), суды правомерно отменили постановление.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса, в любом случае основаниями для отмены судебных актов, судами не допущено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 22.11.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022 по делу N А79-7318/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 69 Правил N 354 основным способом доведения информации до потребителя является направление в его адрес платежных документов. Платежные документы должны содержать информацию, предусмотренную пунктами 69 и 70 Правил N 354, в том числе сведения о размере определенных законом или договором о предоставлении коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого договора.
В пункте 71 Правил N 354 определено, что примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.01.2018 N 43/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, которая содержит графу "Неустойка (штраф, пеня)".
Из указанных норм следует, что исполнитель обязан довести до сведения потребителя информацию, предусмотренную Правилами N 354, преимущественно путем размещения соответствующих сведений в платежных документах."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 июня 2022 г. N Ф01-2583/22 по делу N А79-7318/2021