Нижний Новгород |
|
22 июня 2022 г. |
Дело N А29-1986/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.06.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.
при участии истца: Голованова Г.В. (паспорт)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.10.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022
по делу N А29-1986/2021
по иску индивидуального предпринимателя Голованова Геннадия Владимировича
(ИНН: 110700007402, ОГРН: 304110228700017)
к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера"
(ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695)
об урегулировании разногласий по договору
и установил:
индивидуальный предприниматель Голованов Геннадий Владимирович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (далее - Региональный оператор) об урегулировании разногласий и определении условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в следующей редакции:
- Раздел термины и определения дополнить следующими понятиями:
"Система контроля" - автоматизированная информационная система, ведение которой осуществляется с использованием аппаратуры спутниковой навигации, предназначенной для получения, обработки и передачи информации, имеющая значение для подтверждения факта исполнения обязательств по настоящему договору Региональным оператором перед Потребителем.
"Накопитель" - мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО. К накопителям относятся контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в мусоропроводах и мусороприемных камерах, пакеты или другие емкости, предоставляемые Региональным оператором если ценообразованием в области обращения с ТКО предусмотрено включение расходов на их приобретение в единый тариф Регионального оператора и в и в единый тариф Регионального оператора включены указанные расходы на соответствующий период регулирования. К накопителям, в том числе относятся компакторы и иные средства прессования (уплотнения) ТКО, а также бункеры для КГО, расположенные на контейнерных площадках, на специальных площадках складирования КГО.
"Геолокация" - определение географического положения специальной техники (мусоровоз и т.п.), использующейся для транспортировки ТКО.
"Контейнерная площадка" - место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
"Место (площадка) накопления ТКО" - контейнерная площадка, специальная площадка для складирования КГО, а также иные места накопления, на которых используется децентрализованный способ накопления ТКО. Места накопления ТКО должны быть включены в территориальную схему по обращению с отходами, в том числе с ТКО, утвержденную уполномоченным органом исполнительной власти ГО "Вуктыл" и (или) включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО органов местного самоуправления и иметь заключение Роспотребнадзора о ее соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям.
- Пункт 3. Способ складирования ТКО - в накопитель, расположенный на контейнерной площадке потребителя в соответствии с приложением N 1 к настоящему договору.
- Пункт 5. Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по данному договору: а) осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора с учетом действующей ставки налога на добавленную стоимость (в том числе): 773,22 руб./куб. м; б) осуществляется потребителем ежемесячно по факту оказанных услуг, на основании уведомления об объеме оказанных услуг. В случае, если в период действия договора произойдут изменения в действующем законодательстве Российской Федерации, связанные с размером тарифа, ставки налога и (или) его отмены, что повлечет за собой изменение цены услуг по договору, расчет размера стоимости услуг по договору будет исчисляться с учетом таких изменений без заключения дополнительного соглашения об изменении цены на услугу Регионального оператора.
- Пункт 12. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", следующим способом: в соответствии с приложением N 1 к настоящему договору расчетным путем исходя из количества и объема накопителей, установленных в местах накопления ТКО.
- Исключить приложение N 2 к договору, дополнив договор приложением N 2 "График вывоза ТКО, расчет объема принимаемых ТКО, м3/год" и приложением N 3 "Графическое отображение размещения места накопления ТКО".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.10.2021 иск удовлетворен частично, спорные условия договора утверждены в следующей редакции:
Пункт 3 договора изложить в следующей редакции:
"Способ складирования ТКО - п. 1.2 (приложение N 1) контейнер, расположенный на контейнерной площадке потребителя по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, г. Вуктыл, ул. Пионерская, д. 8а".
Пункт 5 договора изложить в следующей редакции:
"Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора с учетом действующей ставки налога на добавленную стоимость (в том числе), установленной Правительством Российской Федерации на период действия договора", размер платы указывается в приложении-расчете (приложение N 2) к данному договору на каждый календарный год.
В случае, если в период действия договора произойдут изменения в действующем законодательстве РФ, связанные с размером тарифа, норматива накопления, ставки налога и (или) его отмены и пр., что повлечет за собой изменение цены услуг по договору, расчет размера стоимости услуг по договору будет исчисляться с учетом таких изменений без заключения дополнительного соглашения об изменении цены на услугу регионального оператора".
Пункт 12 договора изложить в следующей редакции:
"Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим образом: (приложение N 2) исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов".
В столбце таблицы "Объем принимаемых ТКО за год" подпункта 1 и 2 приложения N 1 к договору от 11.01.2021 N 713/РО-П/2021 указать "56,4 м3", а в столбце "Периодичность вывоза ТКО" указать: "В соответствии с действующими нормами и правилами, не реже 1 раза в трое суток".
В приложении N 2 к договору раздел по объекту "Магазин Пионерская, 3" исключить, дополнив данный объект в таблицу с разделом "Магазин Пионерская, 8а".
В приложении N 2 к договору в столбце "Норматив" указать количество "0,3 м3", в столбце "Количество дней/мес.": январь - 7, февраль - 8, март - 9, апрель - 9, май - 24, июнь - 25, июль - 27, август - 26, сентябрь - 26, октябрь - 9, ноябрь - 9, декабрь - 9, пересчитав иные столбцы с учетом указанных данных.
Дополнить договор приложением N 3 "Графическое отображение размещения места накопления ТКО" в соответствии со схемой, указанной истцом.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Региональный оператор не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что коммерческий учет объема ТКО должен производиться исходя из норматива накопления ТКО, а не из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, поскольку Предприниматель фактически не выполнил требование о раздельном накоплении ТКО. Заявитель также полагает, что количество и объем контейнеров, необходимых для накопления ТКО Предпринимателя, необходимо определять исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Региональный оператор, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ООО "Региональный оператор Севера" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми и осуществляет деятельность в соответствии с соглашением от 22.06.2018, заключенным с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, с 01.11.2018.
Региональный оператор 02.11.2020 направил Предпринимателю проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 N 713/РО-П/2021, в соответствии с приложениями N 1, 2 к которому объем и стоимость принимаемых ТКО в отношении помещения, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Вуктыл, ул. Пионерская, д. 3, определены исходя из его площади и составили 58,316 кубического метра в год (12 мес. * 4,85964 м3) и 3757,57 рубля (4,85964 м3 * 773,22 рубля) ежемесячно, а в отношении помещения по адресу: Республика Коми, г. Вуктыл, ул. Пионерская, д. 8А, объем и стоимость принимаемых ТКО исходя из его площади составили 380,298 кубического метра в год (12 мес. * 31,69147 м3) и 24 504,48 рубля (31,69147 м3 * 773,22 рубля) ежемесячно.
Не согласившись с предложенным Региональным оператором вариантом расчета объема ТКО (исходя из нормативов накопления ТКО) и редакцией пунктов 3, 12, приложений N 1 и 2 к договору, Предприниматель направил протокол разногласий, в котором настаивал на своей редакции спорных пунктов договора, в том числе производить учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
В связи с разногласиями при заключении договора Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 421, 422, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 24.7, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил иск частично, признав обоснованным требование Предпринимателя о заключении договора в части учета объема и (или) массы ТКО в его редакции.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
В подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
На основании пункта 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил (исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО).
Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Согласно статье 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления относятся среди прочего организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО и утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления).
Порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Коми утвержден постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 N 302 (далее - Порядок N 302).
В соответствии с пунктом 4.2 Порядка N 302 раздельное накопление ТКО организуют операторы по обращению с ТКО, региональный оператор, а собственники ТКО осуществляют накопление в соответствии с настоящим Порядком, законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми.
На основании пункта 4.3 Порядка N 302 при наличии на контейнерной площадке контейнеров с цветовой индикацией, соответствующей разным видам отходов согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО), осуществляется раздельное накопление ТКО:
4.3.1) в контейнеры с синей цветовой индикацией складируются отходы, классифицируемые в соответствии с ФККО как отходы производства бумаги и бумажных изделий;
4.3.2) в контейнеры с оранжевой (желтой) цветовой индикацией складируются отходы, классифицируемые в соответствии с ФККО как отходы продукции из пластмасс, не со-держащих галогены, незагрязненные;
4.3.3) в контейнеры с зеленой цветовой индикацией складируются отходы, классифицируемые в соответствии с ФККО как отходы стекла и изделий из стекла незагрязненные;
4.3.4) в контейнеры с черной цветовой индикацией складируются отходы, классифицируемые в соответствии с ФККО как отходы пищевой продукции, органические остатки;
4.3.5) в контейнеры с серой цветовой индикацией складируются отходы, не относящиеся к ТКО, указанным в пунктах 4.3.1 - 4.3.4 настоящего Порядка.
В силу пункта 7.4 Порядка N 302 количество и объем контейнеров, необходимых для накопления ТКО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются исходя из установленных нормативов накопления ТКО в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО.
Удовлетворив иск в обжалуемой части, суды пришли к выводу о том, что Предприниматель, накапливающий ТКО на контейнерной площадке, включенной в реестр, вправе выбрать при заключении договора с Региональным оператором один из способов коммерческого учета ТКО, указанных в подпункте "а" пункта 5 Правил N 505, в частности, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
При этом суды указали на использование Предпринимателем одного контейнера объемом 0,3 кубического метра, в котором накапливаются отходы.
Возражая против исковых требований, Региональный оператор указал на то, что Предприниматель фактически не организовал раздельное накопление ТКО, не выполнил требования нормативного документа субъекта Российской Федерации о раздельном накоплении ТКО по видам отходов и складирование ТКО в отдельных контейнерах.
Между тем суды не проверили соблюдение Предпринимателем требований, предусмотренных Порядком N 302.
Вместе с тем установленный законодательством коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО может быть применен только при наличии раздельного накопления ТКО.
Таким образом, суды не разрешили возникшие между сторонами разногласия и не установили все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, установление всех имеющих для данного дела обстоятельств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное и установить выполнение Предпринимателем требований Порядка N 302 о раздельном накоплении ТКО.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании пункта 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 3 части 1), 288 (часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.10.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 по делу N А29-1986/2021 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления относятся среди прочего организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО и утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления).
...
На основании пункта 4.3 Порядка N 302 при наличии на контейнерной площадке контейнеров с цветовой индикацией, соответствующей разным видам отходов согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО), осуществляется раздельное накопление ТКО:
...
Удовлетворив иск в обжалуемой части, суды пришли к выводу о том, что Предприниматель, накапливающий ТКО на контейнерной площадке, включенной в реестр, вправе выбрать при заключении договора с Региональным оператором один из способов коммерческого учета ТКО, указанных в подпункте "а" пункта 5 Правил N 505, в частности, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 июня 2022 г. N Ф01-1098/22 по делу N А29-1986/2021
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2025 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-262/2025
14.11.2024 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-544/2024
10.12.2023 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1986/2021
22.06.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1098/2022
04.03.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10312/2021
25.10.2021 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1986/2021