Нижний Новгород |
|
04 июля 2022 г. |
Дело N А29-8114/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.07.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Когута Д.В., Новикова Ю.В.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Колегова И.О. (доверенность от 01.07.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества Коммерческий Банк "Стройкредит"
в лице конкурсного управляющего - Государственной корпорации
"Агентство по страхованию вкладов"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022
по делу N А29-8114/2021
по заявлению открытого акционерного общества Коммерческий Банк "Стройкредит" (ИНН: 7744003511, ОГРН: 1037711012525)
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы N 5 по Республике Коми от 11.01.2021 N 8
и установил:
акционерное общество Коммерческий Банк "Стройкредит" в лице конкурсного управляющего - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Банк) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Коми (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 11.01.2021 N 8 о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) общества с ограниченной ответственностью "Газтрансавто" (далее - ООО "Газтрансавто", Общество) и записи от 04.05.2021 N 2211100072885 об исключении Общества из ЕГРЮЛ.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 решение суда оставлено без изменения.
Банк не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 21.1, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), статьи 1, 2, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушили статью 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, у Инспекции отсутствовали правовые основания для исключения ООО "Газтрансавто" из ЕГРЮЛ. Фактическое прекращение Обществом своей деятельности не доказано. Исключение Общества из ЕГРЮЛ нарушает права Банка как кредитора организации. Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание, что регистрирующим органом нарушена процедура принятия решения о предстоящем исключении ООО "Газтрансавто" из ЕГРЮЛ, поскольку спорное решение принято ранее истечения шестимесячного срока с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о месте нахождения Общества.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Банка.
Банк, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечил явку представителя в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.06.2022 произведена замена судьи Шемякиной О.А. на судью Когута Д.В. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "Газтрансавто" зарегистрировано в качестве юридического лица 25.01.2012, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись N 1121102000073.
Инспекция 11.01.2021 приняла решение N 8 о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего.
Сообщение о принятом Инспекцией решении опубликовано 13.01.2021 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 1 (820).
В срок, установленный пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления от ООО "Газтрансавто", его кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган не поступили, в связи с чем Инспекция 04.05.2021 внесла в ЕГРЮЛ запись N 2211100072885 об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Банк не согласился с решением Инспекции от 11.01.2021 N 8, а также ее действиями по внесению в ЕГРЮЛ записи от 04.05.2021 N 2211100072885 об исключении Общества из реестра, в связи с чем обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 21.1, 22 Закона N 129-ФЗ, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о законности решения и действий регистрирующего органа и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - ЕГРЮЛ и ЕГРИП, регулируются Законом N 129-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и пункту 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо).
В пункте 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ установлено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 данной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Согласно пункту 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Суды установили, что основанием для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении ООО "Газтрансавто" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица послужило непредставление им в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также отсутствие движения денежных средств по расчетному счету; сведения о принятом решении опубликованы Инспекцией в установленном законом порядке в журнале "Вестник государственной регистрации".
Заявления от ООО "Газтрансавто" и иных заинтересованных лиц, в том числе Банка, в трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в Инспекцию не поступили.
Данные обстоятельства в силу закона являются основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
На основании изложенного, приняв во внимание отсутствие доказательств того, что ООО "Газтрансавто" являлось действующим юридическим лицом и фактически осуществляло хозяйственную деятельность, суды пришли к правильному выводу о том, что Инспекция действовала в пределах полномочий, предоставленных ей Законом N 129-ФЗ, и обоснованно исключила Общество из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.
Наличие ООО "Газтрансавто" задолженности перед Банком не свидетельствует о незаконности действий Инспекции, поскольку процедура исключения недействующего юридического лица была полностью соблюдена. При этом Банк, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением Общества из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган заявление о несогласии с исключением ООО "Газтрансавто" из ЕГРЮЛ.
Неблагоприятные последствия бездействия кредитора не могут быть возложены на регистрирующий орган, который не допустил каких-либо нарушений при исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Довод Банка о нарушении регистрирующим органом процедуры принятия решения о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ суды отклонили, поскольку в рассматриваемом случае решение о предстоящем исключении ООО "Газтрансавто" из ЕГРЮЛ принято в связи с признанием юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (пункты 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
С учетом изложенного суды правомерно отказали Банку в удовлетворении заявления о признании решения и действий Инспекции недействительными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 по делу N А29-8114/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества Коммерческий Банк "Стройкредит" в лице конкурсного управляющего - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество Коммерческий Банк "Стройкредит" в лице конкурсного управляющего - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявления от ООО "Газтрансавто" и иных заинтересованных лиц, в том числе Банка, в трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в Инспекцию не поступили.
Данные обстоятельства в силу закона являются основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
На основании изложенного, приняв во внимание отсутствие доказательств того, что ООО "Газтрансавто" являлось действующим юридическим лицом и фактически осуществляло хозяйственную деятельность, суды пришли к правильному выводу о том, что Инспекция действовала в пределах полномочий, предоставленных ей Законом N 129-ФЗ, и обоснованно исключила Общество из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.
Наличие ООО "Газтрансавто" задолженности перед Банком не свидетельствует о незаконности действий Инспекции, поскольку процедура исключения недействующего юридического лица была полностью соблюдена. При этом Банк, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением Общества из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган заявление о несогласии с исключением ООО "Газтрансавто" из ЕГРЮЛ.
...
Довод Банка о нарушении регистрирующим органом процедуры принятия решения о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ суды отклонили, поскольку в рассматриваемом случае решение о предстоящем исключении ООО "Газтрансавто" из ЕГРЮЛ принято в связи с признанием юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (пункты 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 июля 2022 г. N Ф01-1078/22 по делу N А29-8114/2021
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9908/2022
04.07.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1078/2022
09.03.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1032/2022
23.12.2021 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-8114/2021