г. Нижний Новгород |
|
07 июля 2022 г. |
Дело N А39-12371/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2022.
Полный текст постановления изготовлен 07.07.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.02.2022 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2022 по делу N А39-12371/2021
по заявлению администрации сельского поселения Новотолковский сельсовет Пачелмского района Пензенской области
о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области.
и установил:
Администрация сельского поселения Новотолковский сельсовет Пачелмского района Пензенской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - МТУ Росимущества; Управление), выразившегося в нерассмотрении в установленный законом срок заявления от 19.08.2021 N 243/02-13 о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 58:23:0230201:259 и 58:23:0230101:12. Администрация просила суд обязать МТУ Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия и направления ей решения о безвозмездной передаче земельных участков с кадастровыми номерами 58:23:0230201:259 и 58:23:0230101:12 из федеральной собственности в муниципальную собственность сельского поселения Новотолковский сельсовет Пачелмского района Пензенской области.
Заявленные требования основаны на статьях 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации, Положении о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Положении о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, утвержденном приказом Росимущества от 19.12.2016 N 460 (далее - Положение N 460) и мотивированы тем, что бездействие по рассмотрению заявления Администрации от 19.08.2021 N 243/02-13 является незаконным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Арбитражный суд Республики Мордовии решением от 11.02.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2022, удовлетворил заявленные требования: признал бездействие МТУ Росимущества незаконным и обязал его не позднее чем в течение одного месяца с момента вступления судебного акта в законную силу принять и направить Администрации решение о безвозмездной передаче земельных участков с кадастровыми номерами 58:23:0230201:259 и 58:23:0230101:12 из федеральной собственности в муниципальную собственность сельского поселения Новотолковский сельсовет Пачелмского района Пензенской области или решение об отказе в этом.
МТУ Росимущества не согласилось с принятыми судебными актами, в связи с чем обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, с его стороны отсутствует бездействие, поскольку ответы на запросы, направленные субъектам естественных монополий, поступили не от всех организаций; суды двух инстанций не исследовали имеющиеся в деле доказательства в полном объеме; Администрация не доказала наличие факта нарушения ее прав. Для принятия самостоятельного решения о передаче земельного участка площадью более десяти гектаров у МТУ Росимущества отсутствуют полномочия. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили своих представителей в судебное заседание окружного суда, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, в собственности Российской Федерации находятся земельные участки с кадастровым номером 58:23:0230201:259, площадью 48 853 квадратных метра, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, село Калиновка, улица Центральная, дом 62, разрешенное использование - "для размещения полеводческой бригады", и с кадастровым номером 58:23:0230101:12, площадью 128 968 квадратных метров, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, село Калиновка, улица Центральная, дом 62, разрешенное использование - "для размещения животноводческой фермы".
Администрация в соответствии со статьями 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации в письме от 19.08.2021 N 243/02-13 обратилась к МТУ Росимущества с заявлением о передаче в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 58:23:0230201:259 и 58:23:0230101:12.
МТУ Росимущества решения по заявлению от 19.08.2021 N 243/02-13 не приняло со ссылкой на то, что с целью выяснения обстоятельств о наличии препятствий, указанных в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации для передачи земельных участков с кадастровыми номерами 58:23:0230201:259 и 58:23:0230101:12 в муниципальную собственность, направлены соответствующие запросы. Ответы, подтверждающие тот факт, что вышеуказанные земельные участки не предназначены для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий, не получены в полном объеме.
Администрация, посчитав данное бездействие МТУ Росимущества незаконным, обратилась в арбитражный суд.
Изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспоренного решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, а также нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия публичным органом оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В статье 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 этой статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 названного кодекса лиц, в том числе в собственность поселений, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений.
На основании статьи 39.31 (пунктов 1, 5 и 7) Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с этой статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования. Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа. Решение об отказе в передаче земельного участка принимается, в том числе, в случае, если земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, основанием для уклонения МТУ Росимущества от принятия решения по передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность явилось то, что оно не имело полной информации об отсутствии потребности субъектов естественных монополий в спорных участках и наличие у земельных участков площади более десяти гектар.
Суды правомерно признали не соответствующими требованиям статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации ссылки заинтересованного лица на предпринятые им действия по получению сведений о наличии (отсутствии) обстоятельств, препятствующих принятию решения о передаче указанных земельных участков, направление запросов в субъекты естественных монополий. Такое основание для отказа в передаче земельных участков данной нормой закона не предусмотрено. Более того, пункт 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации императивно устанавливает срок принятия решения - в течение одного месяца со дня поступления заявления. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных указанной статьей (пункт 4).
Согласно пунктам 1 и 4 Положения N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
МТУ Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с Положением N 460 (пункт 4). Управление предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, площадью равной либо меньше десяти гектар, в безвозмездное срочное пользование; осуществляет действия по передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков указанной площадью в муниципальную собственность (пункты 4.1.14 и 4.1.15 Положения N 460). В отношении остальных участков (свыше 10 гектаров) Управление осуществляет такие действия по поручению Росимущества (пункты 4.2.23 и 4.2.24 Положения N 460).
С учетом приведенных норм суды обеих инстанций верно заключили, что именно Управление является тем государственным органом, который наделен полномочиями по безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Управление, являясь уполномоченным органом, обязано было рассмотреть заявление Администрации и принять соответствующее решение по нему в течение месяца.
Отсутствие у Управления соответствующего поручения вышестоящего органа не должно служить препятствием для реализации прав муниципального образования на передачу участков, а также продлевать срок принятия решения по заявлению, установленный в пункте 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Разграничение полномочий между федеральным органом и его территориальными управлениями, представляющими федерального собственника, не может быть препятствием для реализации прав заявителя и исключать обязанность своевременного рассмотрения соответствующего заявления и принятия по нему решения в порядке, установленном законом. Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, также не должны являться препятствием реализации лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, своего права на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Таким образом, бездействие МТУ Росимущества в принятии решения о передаче спорных участков из федеральной собственности в муниципальную является незаконным.
Аналогичный подход не признан Верховным Судом Российской Федерации неверным (определение от 06.07.2020 N 301-ЭС20-9535).
Нерассмотрение заявления Администрации в установленный законом срок, признанное незаконным, безусловно, нарушает его права и законные интересы как лица, обратившегося к МТУ Росимущества с соответствующим требованием в заявлении и не получившим на него какого-либо ответа.
МТУ Росимущества, в нарушение статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказало законность своего бездействия.
Арбитражный суд, установив, что оспоренное бездействие органа, осуществляющего публичные полномочия, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимает решение о признании его незаконным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации МТУ Росимущества освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом части статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.02.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2022 по делу N А39-12371/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отсутствие у Управления соответствующего поручения вышестоящего органа не должно служить препятствием для реализации прав муниципального образования на передачу участков, а также продлевать срок принятия решения по заявлению, установленный в пункте 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Разграничение полномочий между федеральным органом и его территориальными управлениями, представляющими федерального собственника, не может быть препятствием для реализации прав заявителя и исключать обязанность своевременного рассмотрения соответствующего заявления и принятия по нему решения в порядке, установленном законом. Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, также не должны являться препятствием реализации лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, своего права на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Таким образом, бездействие МТУ Росимущества в принятии решения о передаче спорных участков из федеральной собственности в муниципальную является незаконным.
Аналогичный подход не признан Верховным Судом Российской Федерации неверным (определение от 06.07.2020 N 301-ЭС20-9535)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 июля 2022 г. N Ф01-3137/22 по делу N А39-12371/2021