Нижний Новгород |
|
08 июля 2022 г. |
Дело N А43-28510/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.07.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н.,
при участии представителя
от заявителя: Пушкиной Л.А. (доверенность от 15.12.2021 N 03/1/1-05/418),
от заинтересованного лица: Плетос И.А. (доверенность от 10.01.2022 N 515-01-232/2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственной жилищной инспекции Нижегородской области
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022
по делу N А43-28510/2021
по заявлению некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области"
(ИНН: 5260986962, ОГРН: 1145200000428)
о признании недействительным предписания
государственной жилищной инспекции Нижегородской области
и установил:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области" (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 26.05.2021 N 515-15-642/2021.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 13.12.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 решение суда отменено, заявленное требование удовлетворено.
Инспекция не согласилась с постановлением апелляционного суда и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил статьи 169 - 177 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Новый владелец счета (региональный оператор) обязан обработать информацию о ранее начисленных и оплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме взносах на капитальный ремонт, в том числе об имеющихся задолженностях, и начислять оплату в соответствии со статьями 154, 155, 170, 171 и 175 ЖК РФ.
Инспекция указывает, что владелец специального счета обязан передать региональному оператору информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, на основании части 7 статьи 173 ЖК РФ. Фонд не представил документы, подтверждающие неоплату взносов с февраля по сентябрь 2020 года. Собственники, своевременно оплатившие взносы на капитальный ремонт, исполнили свои обязательства. Отсутствие у Фонда информации об оплате не свидетельствует о незаконности предписания, поскольку региональный оператор обязан был принять исчерпывающие меры по обеспечению передачи соответствующих сведений и документов. В случае неполучения сведений Фонд вправе обратится с соответствующим иском к владельцу специального счета.
По мнению Инспекции, иное толкование действующего законодательства приведет к тому, что на собственников, своевременно оплативших взносы на капитальный ремонт, будет возложена обязанность по повторной их оплате.
Подробно доводы Инспекции изложены в кассационной жалобе и поддержаны ее представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Инспекции, посчитав обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 06.07.2022.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела в отношении Фонда внеплановую документарную проверку с целью установления фактов, изложенных в обращении собственника (потребителя), проживающего по адресу: Нижегородская область, город Заволжье, проспект Дзержинского, дом 57 на предмет соблюдения порядка начисления взносов на капитальный ремонт.
В ходе проверки установлено, что на основании постановления администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области от 18.11.2014 N 3642 собственники помещений в указанном многоквартирном доме с февраля 2015 года формировали фонд капитального ремонта на счете регионального оператора - некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории нижегородской области".
В феврале 2019 в адрес регионального оператора поступило решение общего собрания собственников помещений от 27.01.2019, оформленное протоколом внеочередного общего собрания собственников от 27.01.2019 N 1, об изменении способа формирования фонда капитального ремонта - прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого определено общество с ограниченной ответственностью "Заволжская жилищная компания" (далее - Компания).
После вступления в силу данного решения, денежные средства, собранные собственниками вышеуказанного многоквартирного дома в виде взносов на капитальный ремонт перечислены региональным оператором на специальный счет Компании (платежное поручение от 24.03.2020 N 1044).
Постановлением администрации города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области от 16.09.2020 N 686 владелец специального счета с октября 2020 года изменен на регионального оператора.
Региональный оператор направил Компании запрос от 03.11.2020 N 01/03/3/2-06/8799 о необходимости перечисления денежных средств, поступивших в виде взносов на капитальный ремонт, со специального счета, владельцем которого является региональный оператор, а также о предоставлении информации о размере начисленных и уплаченных взносах на капитальный ремонт по каждому помещению в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Городецкий район, г. Заволжье, пр. Дзержинского, д. 57.
Данное требование оставлено Компанией без удовлетворения.
Согласно выписке по лицевому счету N 521700040100055 (адрес помещения: Городецкий район, город Заволжье, проспект Дзержинского, дом 57, квартира 5) следует, что собственнику в ноябре 2020 года выставлен счет на оплату задолженности по взносам на капитальный ремонт за предыдущие периоды, в том числе, когда начисления производились Компанией.
В квитанциях, выставляемых собственникам помещения, указана задолженность по взносам на капитальный ремонт за период до октября 2020 года независимо от фактической оплаты, что привело к завышению размера задолженности потребителя по взносам на капитальный ремонт.
По результатам проверки составлен акт от 26.05.2021 N 515-15-642/2021.
Обществу выдано предписание от 26.05.2021 N 515-15-642/2021, в соответствии с которым Фонд обязан в срок до 01.08.2021 привести в соответствие действующему законодательству Российской Федерации сведения о размере задолженности в платежных документах на оплату взносов на капитальный ремонт по адресу: Нижегородская область, город Заволжье, проспект Дзержинского, дом 57 с учетом ранее внесенных потребителями денежных средств.
Не согласившись с указанным предписанием, Фонд обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 154, 155, 158, 169, 171, 180 и 181 ЖК РФ, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Положением о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 N 885, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354), постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание Инспекции соответствует нормам жилищного законодательства.
Апелляционный суд, руководствуясь теми же нормами права, признал спорное предписание неисполнимым, поскольку на заявителя возложена обязанность отразить задолженность по взносам на капитальный ремонт с учетом ранее внесенных потребителями средств, информация по которым у Фонда отсутствует.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Особенности организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определены в разделе IX ЖК РФ.
На основании части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 ЖК РФ, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора является одной из функций регионального оператора в силу пункта 1 статьи 180 ЖК РФ.
При этом такую функцию региональный оператор выполняет только в отношении взносов, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
В рассматриваемом случае Инспекция обязала Фонд отразить достоверные сведения о размере задолженности, указанные в платежных поручениях на оплату взноса на капитальный ремонт с учетом ранее внесенных потребителями денежных средств.
В соответствии со статьей 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По смыслу положений указанной статьи предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора), содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных лиц (индивидуальных предпринимателей и организаций), что предполагает его законность, в том числе исполнимость мер, определенных государственным органом в целях устранения нарушений.
Исполнимость предписания является обязательным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности. Невыполнение в установленный срок предписания уполномоченного органа об устранении нарушений законодательства влечет применение административной ответственности.
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что спорное предписание не соответствует критерию исполнимости, поскольку информация о ранее внесенных потребителями денежных средств у Фонда отсутствовала.
Суд округа не может согласиться с указанным выводом, поскольку в отсутствие достоверных сведений о фактическом наличии задолженности выставление собственникам помещений требований об уплате соответствующих денежных средств необоснованно.
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 171 ЖК РФ).
Таким образом, обязанность по оформлению платежных документов (в части взносов на капитальный ремонт) и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме возлагается на регионального оператора в случае формирования фонда капремонта на счете регионального оператора, в иных случая эта обязанность возлагается орган, осуществляющий управление многоквартирным домом.
Жилищным законодательством предусмотрен специальный порядок контроля средств фонда капитального ремонта на специальном счете, при котором в случае получения соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора владелец специального счета ведет работу с собственниками, имеющими задолженность.
Основания для вменения региональному оператору обязанности по ведению работы по взысканию задолженности в отношении специального счета, владельцем которого он не являлся, с учетом отсутствия информации о задолженности, отсутствуют.
Как верно указал суд первой инстанции, каких-либо документов, подтверждающих факт неоплаты собственниками помещений в данном многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт в период с февраля 2020 года по сентябрь 2020 года, региональным оператором не представлено. Согласно позиции сторон информация, связанная с формированием фонда капитального ремонта на специальном счете, от Компании в Фонд не поступала.
Суд округа принимает во внимание, что решением Арбитражного суда Нижегородской области от 09.02.2022 по делу N А43-37984/2021 Компания обязана, в том числе, передать Фонду информацию о размере начисленных взносов на капитальный ремонт общего имущества в данном многоквартирном доме в отношении каждого помещения в многоквартирном доме с указанием периода, за который они начислены, информацию об уплаченных взносах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в отношении каждого помещения в многоквартирном доме, информацию об имеющейся (имевшейся) задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, размере уплаченных пеней в отношении соответствующих собственников помещений в многоквартирном доме, информацию о наличии (отсутствии) неисполненных судебных решений о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и пеней, начисленных в связи с наличием такой задолженности, и текущем состоянии исполнения данных решений с приложением копий таких судебных решений, исполнительных листов, документов, связанных с исполнительным производством (при наличии).
С учетом изложенного требование Инспекции об отражении достоверных сведений о размере задолженности, указанные в платежных поручениях на оплату взноса на капитальный ремонт с учетом ранее внесенных потребителями денежных средств, соответствует действующему законодательству и является исполнимым.
Иное толкование приводит в возможности возложения на собственников, своевременно оплативших взносы на капитальный ремонт, обязанности по повторной их оплате, что не соответствует требованиям закона.
Таким образом, кассационная жалоба Инспекции подлежит удовлетворению.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений (пункт 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем постановление Первого арбитражного апелляционного суда по настоящему делу подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого решения суда первой инстанции.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частями 1 и 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 и дополнительное постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 по делу N А43-28510/2021 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.12.2021 по настоящему делу.
Арбитражному суду Нижегородской области при необходимости осуществить поворот исполнения отмененных судебных актов.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд округа принимает во внимание, что решением Арбитражного суда Нижегородской области от 09.02.2022 по делу N А43-37984/2021 Компания обязана, в том числе, передать Фонду информацию о размере начисленных взносов на капитальный ремонт общего имущества в данном многоквартирном доме в отношении каждого помещения в многоквартирном доме с указанием периода, за который они начислены, информацию об уплаченных взносах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в отношении каждого помещения в многоквартирном доме, информацию об имеющейся (имевшейся) задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, размере уплаченных пеней в отношении соответствующих собственников помещений в многоквартирном доме, информацию о наличии (отсутствии) неисполненных судебных решений о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и пеней, начисленных в связи с наличием такой задолженности, и текущем состоянии исполнения данных решений с приложением копий таких судебных решений, исполнительных листов, документов, связанных с исполнительным производством (при наличии)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 июля 2022 г. N Ф01-3002/22 по делу N А43-28510/2021
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3002/2022
20.04.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-490/2022
16.03.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-490/2022
13.12.2021 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-28510/2021