Нижний Новгород |
|
14 июля 2022 г. |
Дело N А79-9292/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Забурдаевой И.Л.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
арбитражного управляющего Аввакумовой Марины Робертовны
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.12.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2022
по делу N А79-9292/2021
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
о привлечении арбитражного управляющего Аввакумовой Марины Робертовны
к административной ответственности
и установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Аввакумовой Марины Робертовны (далее - арбитражный управляющий) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением суда от 21.12.2021 арбитражному управляющему назначено наказание в виде предупреждения.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
Арбитражный управляющий не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и освободить от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы.
На основании части 2 статьи 288.2 Кодекса кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела и установили суды, должностное лицо Управления по результатам административного расследования, проведенного на основании обращений Яковлева Д.А. и Яковлева Л.А. и непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ознакомления с электронными материалами дела о несостоятельности (банкротстве) N А79-8906/2020 на сайте Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии, с картотекой арбитражных дел https://kad.arbitr.ru/, а также изучения сайтов Единого Федерального реестра сведения о банкротстве (далее - ЕФРСБ) и газеты "КоммерсантЪ" в действиях (бездействие) временного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Простор" (далее -
Общество) Аввакумовой Марины Робертовны выявлены нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве) в процессе исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей.
Усмотрев в действиях (бездействии) арбитражного управляющего состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 05.10.2021 N 00682121 и обратилось в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Закона N 127-ФЗ, разъяснениями, приведенными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличии в действиях (бездействии) арбитражного управляющего состава вмененного правонарушения, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу, не усмотрел оснований для признания правонарушения малозначительным и назначил кассатору наказание в виде предупреждения.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения, изменив по некоторым эпизодам выводы о событиях вменяемых административных правонарушений.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
В части 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона N 127-ФЗ в собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель органа по контролю (надзору), который вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
Согласно положениям пункта 1 статьи 12.1 Закона N 127-ФЗ организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 12.1 Закона N 127-ФЗ, надлежащим уведомлением работника, бывшего работника должника признается направление им сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника по почте не позднее, чем за десять дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания работников, бывших работников должника, а также опубликование такого сообщения в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве.
Частью 1 статьи 28 Закона N 127-ФЗ установлено, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Суды установили, что приказом от 28.12.2017 N 7 о приеме работника на работу, Яковлев А.Л. принят на должность директора по развитию Общества.
В соответствии со свидетельством об удостоверении факта принятия решения органом управления юридического лица и о составе участников (членов) этого органа, присутствующих при принятии данного решения от 28.12.2017, на должность директора Общества назначен Яковлев Д.А.
Сообщением в ЕФРСБ от 25.03.2021 N 6375698 арбитражный управляющий опубликовал сведения о проведении собрания работников, бывших работников должника в заочной форме голосования, назначенного на 19.04.2021.
При этом арбитражный управляющий в газете "КоммерсантЪ" сведения о проведении собрания работников, бывших работников должника не опубликовал, не предпринял все меры по уведомлению работников Общества о проведении собрания работников.
Доказательства обратного кассатор не представил.
Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим, при этом указанная обязанность предусмотрена также Общими правилами подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитета кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 года N 56 (далее - Правила N 56).
Полномочия, возложенные на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам (пункт 5 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ).
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что норма (пункт 5 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ) не содержит запрета на передачу арбитражным управляющим третьим лицам полномочий, принадлежащих ему как лицу, осуществляющему полномочия органов управления должника. Данная норма лишь ограничивает арбитражного управляющего в возможности передачи третьим лицам исключительных полномочий, предоставленных ему законом как специальному участнику процедур банкротства и связанных, прежде всего, с принятием соответствующих решений, касающихся проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве.
В силу пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" к числу полномочий, которые не могут быть переданы третьим лицам, относятся принятие решения о созыве и проведении собрания кредиторов.
Пунктами 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 Правил N 56 предусмотрено, что организация и проведение собраний кредиторов осуществляется непосредственно самим арбитражным управляющим. При этом указанные нормы являются императивными и не допускают проведение собраний иными лицами.
Таким образом, обязанность по проведению собрания кредиторов должна быть выполнена лично арбитражным управляющим.
Как установили суды, арбитражный управляющий назначил проведение собрания кредиторов Общества на 28.04.2021 в 10.00, о чем разместил сообщение от 13.04.2021 N 6490217 в ЕФРСБ.
Согласно отчету Управления, принимавшего 28.04.2021 участие в собрании кредиторов Общества, а также объяснениям сотрудников Общества, собрание кредиторов должника было проведено не арбитражным управляющим, а посторонним лицом.
Арбитражный управляющий возражал, указывая на то, что для обеспечения возложенных на арбитражного управляющего функций в деле о банкротстве он имеет право привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника.
Обязанности, указанные в пункте 7 Правил N 56 при проведении собрания кредиторов 28.04.2021 осуществлялись не арбитражным управляющим, а иным лицом.
Данные действия (бездействия) нарушают требования абзаца 3 пункта 1 статьи 12 Закона N 127-ФЗ, пункта 7 Правил N 56.
В соответствии с пунктом 2 статьи 67 Закона N 127-ФЗ временный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения.
Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Общие правила N 299).
Типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 (далее - Типовая форма отчета).
В силу пункта 4 Общих правил N 299 отчет арбитражного управляющего составляется по Типовым формам отчета, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
В Типовой форме отчета временного управляющего (приложение 1 к приказу N 195) перечислены разделы, которые должен содержать отчет, в том числе раздел "Приложение".
Арбитражный управляющий указывает, что все приложения к отчету о деятельности временного управляющего были представлены и имеются в материалах дела N А79-8906/2020.
Согласно пункту 8 Правил N 367 к анализу финансового состояния должника, прикладываются копии материалов, использование которых предусмотрено пунктами 3 и 4 указанных Правил.
В соответствии с пунктом 4 Типовой формы отчета предусмотрены приложения к отчету временного управляющего, в том числе копии документов, содержащих анализ финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности должника и его положения на товарных и иных рынках, а также материалов, на основании которых проводился анализ.
Аввакумова М.Р. 09.12.2020 подготовила анализ финансового состояния должника, при проведении которого были использованы бухгалтерская и налоговая отчетность за 2016 - 2019 года, регистры бухгалтерского и налогового учета, учредительные документы, ответы на запросы, бухгалтерские балансы за 2015 - 2018 года, копии кассовых книг, налоговые декларации, расходы по страховым и уплаченным страховым взносам, протоколы общего собрания учредителей.
При этом, копии указанных документов к анализу финансового состояния не приложены.
Таким образом, суд апелляционной инстанции установил, что в отчете арбитражного управляющего от 28.04.2021 имеется раздел "Приложение", однако отсутствуют материалы, на основании которых проводился анализ; не приложены документы, на основании которых подготовлено заключение о наличии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
Таким образом, наличие оснований для привлечения к административной ответственности доказано только по основанию неприложения к анализу финансового состояния должника, прикладываются копии материалов, использование которых предусмотрено пунктами 3 и 4 указанных Правил.
Пунктом 1 статьи 28 Закона N 127-ФЗ предусмотрено, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом о банкротстве, включаются в ЕФРСБ и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом.
Согласно абзацу 4 пункта 6 статьи 28 Закона N 127-ФЗ, сведения о прекращении производства по делу о банкротстве подлежат обязательному опубликованию при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2013 N 178 утвержден Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее - Порядок), который устанавливает правила формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и являющийся его неотъемлемой частью ЕФРСБ, в том числе, порядок и сроки включения арбитражными управляющими в соответствии с Законом N 127-ФЗ сведений о банкротстве.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В случае, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, для внесения (включения) сведений в информационный ресурс (ЕФРСБ), в том числе о прекращении процедуры, для которой федеральным законом или иным нормативным правовым актом не установлен срок внесения таких сведений, названным Порядком прямо установлен специальный трехдневный срок.
Поскольку Законом N 127-ФЗ не предусмотрены конкретные сроки исполнения обязанности по опубликованию сведений о прекращении производства по делу о банкротстве официальном печатном издании, в связи с чем, при определении указанного срока необходимо руководствоваться статьей 128 Закона о банкротстве, согласно которой опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
Исходя из изложенного, сведения о прекращении производства по делу должны быть направлены арбитражным управляющим для опубликования в газету "Коммерсантъ" в течение 10 дней с даты оглашения резолютивной части определения арбитражного суда и размещены в ЕФРСБ в течение трех рабочих дней с даты получения пользователем соответствующего акта.
Определением суда от 13.05.2021 (дата объявления резолютивной части) по делу N А79-8906/2020 в отношении Общества производство о несостоятельности (банкротстве) прекращено.
Данный судебный акт опубликован на официальном сайте суда 14.05.2021 14:32:35.
Полный текст определения суда от 17.05.2021 о прекращении производства по делу о банкротстве Общества опубликован 18.05.2021 19:06:40.
Арбитражный управляющий указанные сведения разместил 27.05.2021 (сообщение в ЕФРСБ N 6716385), 05.06.2021 (объявление N 77033674720 в газете "КоммерсантЪ").
Таким образом, Аввакумова М.Р. должна была включить сведения в ЕФРСБ (не позднее 19.05.2021) и в газету "КоммерсантЪ" (не позднее 24.05.2021) об указанном судебном акте от 13.05.2021, однако информация размещена лишь 27.05.2021 (сообщение в ЕФРСБ N 6716385), 05.06.2021 (объявление N 77033674720 в газете "КоммерсантЪ"), чем нарушены нормы пункта 1, пункта 6, пункта 6.1 статьи 28 Закона N 127-ФЗ.
С учетом изложенного суды обоснованно признали доказанным нарушение арбитражным управляющим требований, предусмотренных законодательством о банкротстве.
В силу специфики своей профессиональной деятельности арбитражный управляющий обязан предпринять все зависящие от него меры по соблюдению требований нормативных актов, регулирующих деятельность арбитражного управляющего. Доказательств, подтверждающих отсутствие у арбитражного управляющего реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства о банкротстве, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения по нескольким из вменяемых эпизодов не влияет на законность выводов судов о том, что материалами дела подтверждаются событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на неприменение судами статьи 2.9 КоАП РФ отклоняется.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив фактические обстоятельства совершения административного правонарушения и степень его общественной опасности, пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемой случае оснований для признания административного правонарушения малозначительным.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц. Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в жалобе, по существу, направлены на иную оценку доказательств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 Кодекса).
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Кодекса заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.12.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по делу N А79-9292/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу арбитражного управляющего Аввакумовой Марины Робертовны - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу специфики своей профессиональной деятельности арбитражный управляющий обязан предпринять все зависящие от него меры по соблюдению требований нормативных актов, регулирующих деятельность арбитражного управляющего. Доказательств, подтверждающих отсутствие у арбитражного управляющего реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства о банкротстве, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения по нескольким из вменяемых эпизодов не влияет на законность выводов судов о том, что материалами дела подтверждаются событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на неприменение судами статьи 2.9 КоАП РФ отклоняется.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 июля 2022 г. N Ф01-3142/22 по делу N А79-9292/2021