Нижний Новгород |
|
14 июля 2022 г. |
Дело N А79-1796/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.07.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Когута Д.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Автон"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.10.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022
по делу N А79-1796/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автон"
(ОГРН: 1092130002832, ИНН: 2130054931)
о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автон" (далее - Общество, ООО "Автон") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 15.10.2021 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением апелляционного суда от 26.01.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, основным видом деятельности Общества является розничная торговля легковыми автомобилями в специализированных магазинах, что соответствует коду ОКВЭД 45.11.2, в связи с чем ООО "Автон" имеет право на меры государственной поддержки.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве отклонила доводы жалобы.
Общество и Инспекция представили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия их представителей.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации судебное заседание откладывалось с 08.06.2022 до 07.07.2022.
На основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судей Шемякиной О.А. и Шутиковой Т.В. на судей Бердникова О.Е. и Когута Д.В.
Рассмотрение жалобы произведено заново.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Общество 15.09.2020 по телекоммуникационным каналам связи на основании положений постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития" (далее - Постановление N 409) направило в Инспекцию заявление (обращение) о предоставлении отсрочки по налогам за 2019 год, за 1 и 2 кварталы 2020 года, а также на основании положений Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" освободить Общество от уплаты налогов за 2 квартал 2020 года, установить тариф страховых взносов в размере 0 процентов за 2 квартал 2020 года.
Письмом от 15.10.2020 N 24-27/031476 Инспекция отказала в предоставлении заявленных мер поддержки, сославшись на несоблюдение условия пункта 2 Постановления N 409 в части соответствия по состоянию на 1 марта 2020 года кода ОКВЭД, входящего в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением N 434.
Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике решением от 10.12.2020 N 290 оставило жалобу Общества без удовлетворения.
Общество не согласилось с действиями Инспекции, изложенными в письме от 15.10.2020 N 24-27/031476, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 21, 52, 56, 80, 81, 88 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 172-ФЗ), статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Постановлением N 409, Перечнем отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень N 434), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ индивидуальные предприниматели и включенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в связи с созданием в период с 1 декабря 2018 года по 29 февраля 2020 года или на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства организации, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, освобождены от уплаты указанных в данной норме налогов, авансовых платежей по налогам и сборам.
На основании пункта 1 Постановления N 409 организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, которые включены по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставлены меры государственной поддержки в виде продления сроков уплаты налогов и страховых взносов, а также упрощенного порядка получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам.
В силу пункта 2 Постановления N 409 осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, и материалам дела не противоречит, что что по состоянию на 01.03.2020 Общество осуществляло финансово-хозяйственную деятельность с основным кодом ОКВЭД 45.1 "Торговля автотранспортными средствами", который не включен в Перечень N 434.
На основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, код основного вида деятельности (ОКВЭД-45.11.2) "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах", изменен Обществом 19.06.2020.
Суды верно указали, что осуществляемый Обществом в настоящий период вид деятельности по коду ОКВЭД 45.11.2 не являлся основным видом экономической деятельности по состоянию на 01.03.2020, поэтому у налогового органа отсутствовали правовые основания для предоставления налогоплательщику права на освобождение от уплаты налогов (сборов), как лицу, для которого предусмотрены меры поддержки, установленные пунктом 1 Постановления N 409.
Изменение основного вида деятельности после 01.03.2020 не является обстоятельством, с наличием которого у Общества возникает право на освобождение от уплаты налогов, авансовых платежей по налогам и сборам, продление сроков уплаты отдельных видов налогов в порядке, предусмотренном Законом N 172-ФЗ и Постановлением N 409.
Ссылка ООО "Автон" на то, что указание в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности подкласса 45.1 свидетельствует о том, что все входящие в него группы, подгруппы, виды также являются основными видами деятельности юридического лица, а Обществом представлены доказательства осуществления вида деятельности, который включен в Перечень, правомерно отклонена судами, поскольку расширительное толкование пункта 2 Постановления N 409 является недопустимым, и указание в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности 45.1 не равнозначно 45.11.2, 45.11.3.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что в силу действующих положений Постановления N 409 основания для предоставления Обществу мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, отсутствуют из-за несоответствия установленным требованиям.
Отказ налогового органа в предоставлении мер поддержки соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем является правомерным.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.10.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по делу N А79-1796/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автон" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Автон".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды верно указали, что осуществляемый Обществом в настоящий период вид деятельности по коду ОКВЭД 45.11.2 не являлся основным видом экономической деятельности по состоянию на 01.03.2020, поэтому у налогового органа отсутствовали правовые основания для предоставления налогоплательщику права на освобождение от уплаты налогов (сборов), как лицу, для которого предусмотрены меры поддержки, установленные пунктом 1 Постановления N 409.
...
Ссылка ООО "Автон" на то, что указание в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности подкласса 45.1 свидетельствует о том, что все входящие в него группы, подгруппы, виды также являются основными видами деятельности юридического лица, а Обществом представлены доказательства осуществления вида деятельности, который включен в Перечень, правомерно отклонена судами, поскольку расширительное толкование пункта 2 Постановления N 409 является недопустимым, и указание в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности 45.1 не равнозначно 45.11.2, 45.11.3."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 июля 2022 г. N Ф01-2166/22 по делу N А79-1796/2021