г. Владимир |
|
26 января 2022 г. |
Дело N А79-1796/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.01.2022.
Полный текст постановления изготовлен 26.01.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автон" (ИНН 2130054931, ОГРН 1092130002832) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.10.2021 по делу N А79-1796/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автон" о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Автон" (далее по тексту - Общество) 15.09.2020 по телекоммуникационным каналам связи на основании положений Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития" (далее - Постановление N 409) направило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары (далее по тексту - Инспекция) заявление (обращение) о предоставлении отсрочки по налогам за 2019 год, за 1 и 2 кварталы 2020 года, а также на основании положений Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - ФЗ N 172-ФЗ) освободить Общество от уплаты налогов за 2 квартал 2020 года, установить тариф страховых взносов в размере 0 процентов за 2 квартал 2020 года.
Инспекция письмом от 15.10.2020 N 24-27/031476 отказала в предоставлении заявленных мер поддержки, сославшись на несоблюдение условия пункта 2 Постановления N 409 в части соответствия по состоянию на 1 марта 2020 года кода ОКВЭД, входящего в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением N 434.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 10.12.2020 N 290 жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с действиями Инспекции, изложенных в письме от 15.10.2020 N 24-27/031476, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, о признании их незаконными.
Решением от 15.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на нарушение норм материального права. Указывает, что Общество осуществляет основную деятельность в отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции и имеет права на получение мер поддержки, предусмотренных Постановлением N 409 и Федеральным законом N172-ФЗ.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление N 409) организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, которые включены по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставлены меры государственной поддержки в виде продления сроков уплаты налогов и страховых взносов, а также упрощенного порядка получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам.
Согласно пункту 2 Постановления N 409 осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Таким образом, определение для целей предоставления мер государственной поддержки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с кодом основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020, осуществляется в силу прямого указания Постановления N 409.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень N 434).
В соответствии с пунктом 13 Правил разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2019 N 733 коды видов экономической деятельности по ОКВЭД определяются хозяйствующим субъектом и указываются в соответствующих заявлениях, представляемых в налоговый орган при государственной регистрации юридического лица, для внесения в ЕГРЮЛ.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) (далее - ОКВЭД 2). Начиная с 11.07.2016, в ЕГРЮЛ коды видов экономической деятельности отражаются в соответствии с ОКВЭД 2.
Коды видов экономической деятельности, внесенные в ЕГРЮЛ до 11.07.2016 с использованием Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (далее - ОКВЭД 1), в автоматическом режиме приведены в соответствие с ОКВЭД 2 с учетом переходных ключей между ОКВЭД 1 и ОКВЭД 2, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации и размещенных на сайте Минэкономразвития России.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 01.03.2020 Общество, осуществляло финансово - хозяйственную деятельность с основным кодом ОКВЭД 45.1 "Торговля автотранспортными средствами", который не включен в Перечень N 434.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, код основного вида деятельности (ОКВЭД-45.11.2) "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах", изменен Обществом только 19.06.2020.
Таким образом, осуществляемый Обществом в настоящий период вид деятельности по коду ОКВЭД 45.11.2 не являлся основным видом экономической деятельности по состоянию на 01.03.2020, что не соответствует требованиям, обозначенным в пункте 1 Правил N 576, и исключает возможность получения субсидии.
Согласно "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) общероссийский классификатор видов экономической деятельности", утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст подкласс 45.1 "Торговля автотранспортными средствами" включает в себя группу 45.11 "Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности".
Эта группировка включает: оптовую и розничную торговлю новыми и бывшими в употреблении транспортными средствами.
К подгруппе 45.11.1 относится "Торговля оптовая легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами". К подгруппе 45.11.2 относится "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах". К подгруппе 45.11.3 относится "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая".
Между тем, к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, Перечень относит сферу деятельности "Розничная торговля непродовольственными товарами", которая включает в себя вид деятельности "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах" ОКВЭД 45.11.2, вид деятельности "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая" ОКВЭД 45.11.3.
Таким образом, в Перечне N 434 приведен не весь подкласс 45.1 "Торговля автотранспортными средствами", а лишь отдельные его подгруппы, в частности, 45.11.2, 45.11.3, что свидетельствует о поддержке конкретных отраслей, связанных именно с розничной торговлей легковыми автомобилями.
Судом установлено, что на 01.03.2020 в ЕГРЮЛ вид экономической деятельности Общества, соответствующий Перечню N 434 (45.11.2, 45.11.3), не указан. Следовательно, отказ Инспекции в предоставлении мер поддержки является правомерным. Правовых оснований для исследования и оценки в суде фактически осуществляемых Обществом видов деятельности в целях предоставления мер не имеется, поскольку Постановление N409 устанавливает основания для их предоставления по виду деятельности, указанному в ЕГРЮЛ и по состоянию на 01.03.2020.
Доводы Общества о том, что указание в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности подкласса 45.1 свидетельствует о том, что все входящие в него группы, подгруппы, виды также являются основными видами деятельности юридического лица, ссылки на то, что Обществом представлены доказательства осуществления вида деятельности, который включен в Перечень, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку расширительное толкование пункта 2 Постановления N 409 является недопустимым, и указание в ЕГРЮЛ 45.1 не означает именно 45.11.2, 45.11.3.
По состоянию на 01.03.2020 в ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности Обществом являлся вид деятельности по коду ОКВЭД 2 - 45.1 "Торговля автотранспортными средствами".
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 15.04.2020 N Д13и-11577 каждая отрасль в Перечне определяется соответствующими кодами видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), структура которых отражает отдельные классы (ХХ), подклассы (ХХ.Х), группы (ХХ.ХХ), подгруппы (ХХ.ХХ.Х) и виды (ХХ.ХХ.ХХ). В случае если в Перечне приведен целиком класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень.
В Перечень включены подгруппы кодов видов экономической деятельности 45.11.2 "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах", 45.11.3 "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая", 45.19.2 "Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, в специализированных магазинах" и 45.19.3 "Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, прочая".
Группы 45.11 "Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности" и 45.19 "Торговля прочими автотранспортными средствами", подкласс 45.1 "Торговля автотранспортными средствами", а также класс 45 "Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт" не поименованы в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
В этой связи, в рамках действующих положений Постановления N 409 основания для предоставления Обществу мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в виду несоответствия установленным требованиям, отсутствуют.
В отношении довода Общества о применении положений статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) необходимо учитывать следующее.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
При этом, пунктом 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено Налогового кодекса Российской Федерации.
Плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
В абзаце первом пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Из письма Федеральной налоговой службы от 20.10.2020 N БС-4-21/17206@ "О кодах налоговых льгот для применения статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ (в части освобождения от налогообложения имущества организаций) и о внесении изменений в письмо ФНС России от 10.06.2020 N БС-4-21/9576@" следует, что применение статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ является налоговой льготой.
В пункте 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, разъяснено, что по общему правилу, о реализации своего права на использование налоговой льготы налогоплательщик заявляет в налоговой декларации (п. 1 ст. 80 НК РФ), представление которой выступает основанием для осуществления налоговым органом мероприятий налогового контроля в форме камеральной налоговой проверки (пункт 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вопрос о предоставлении налоговой льготы решается по результатам налоговой проверки, в рамках которой должны быть исследованы все направленные налогоплательщиком (имеющиеся у налогового органа) документы, подтверждающие наличие предусмотренных законом условий для использования льготы, в том числе поступившие после представления декларации до окончания налоговой проверки.
Исходя из пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, данных в п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", право на налоговую льготу также может быть заявлено в уточненной налоговой декларации и подтверждено по результатам ее проверки.
Из пункта 2 Постановления N 409 прямо следует, что осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, налоговые органы руководствуются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 129-ФЗ и пункта 1.6 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.08.2012 N ММВ-7-6/25@, учредитель юридического лица самостоятельно определяет виды экономической деятельности, которыми предполагает заниматься, и представляет сведения о соответствующих кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности для включения в ЕГРЮЛ.
При этом в компетенцию регистрирующего органа не входит проверка обоснованности указания в представленных для государственной регистрации документах тех или иных кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Обществом на основании заявления от 19.06.2020 произведена смена ОКВЭД2 на 45.11.2, т.е. после 01.03.2020.
Поскольку по состоянию на 01.03.2020 в Едином государственном реестре юридических лиц содержались сведения о том, что основным видом экономической деятельности заявителя является "Торговля автотранспортными средствами" (код ОКВЭД 45.11.2), не включенный в Перечень, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности отказа в предоставлении Обществу меры поддержки, установленные пунктом 1 Постановления N 409.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.10.2021 по делу N А79-1796/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автон" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1796/2021
Истец: ООО "Автон"
Ответчик: Инспекция федеральной налоговой службы по г. Чебоксары Чувашской Республики
Третье лицо: Первый арбитражный апелляционный суд судье