Нижний Новгород |
|
04 августа 2022 г. |
Дело N А79-4621/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственной жилищной инспекции Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.01.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022
по делу N А79-4621/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Альянс Жилком"
(ИНН: 2130102751, ОГРН 1122130005326)
о признании недействительным решения
государственной жилищной инспекции Чувашской Республики
(ИНН: 2128045930, ОГРН: 1022101143130),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилстрой-3"
(ИНН: 2130216364, ОГРН: 120210000354),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Альянс Жилком" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным решения государственной жилищной инспекции Чувашской Республики (далее - Инспекция) от 09.04.2021 N 01/128 о внесении 30.04.2021 изменения в реестр лицензий Чувашской Республики на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об исключении из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет Общество, многоквартирного дома 1 по улице Николая Рождественского в городе Чебоксары, и о наступлении обязанности передать обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилстрой-3" (далее - Компания) техническую документацию на многоквартирный дом, иные связанные с управлением такими домами документы, ключи от помещений, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в доме, и иные технические средства и оборудование в течение трех рабочих дней с даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий.
Компания привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.01.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили часть 3 статьи 161, статью 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Инспекция указывает, что дала оценку протоколам общего собрания собственников, поступившим на рассмотрение, установила, что к протоколу от 27.03.2021 N 1 не представлены документы, и правомерно не приняла его во внимание. Общество не представило необходимые дополнительные документы по запросу. Протокол от 23.10.2020 N 2 подписан неуполномоченным лицом. Договор управления, представленный Обществом, является незаключенным.
Кроме того, суд первой инстанции неправомерно сослался на пункт 3 Порядка N 938/пр, утративший законную силу.
Подробно доводы Инспекции изложены в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Инспекцию поступило заявление Компании от 11.02.2021 N 2181 о внесении изменений в реестр лицензий Чувашской Республики на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в отношении многоквартирного дома 1 по улице Николая Рождественского города Чебоксары Чувашской Республики.
В Инспекцию 31.03.2021 поступило заявление Общества и протокол общего собрания собственников помещений данного дома от 27.03.2021 N 1 о выборе заявителя управляющей организацией.
Инспекция провела внеплановую документарную проверку заявления, результаты которой оформлены актом от 08.04.2021 N 32/21.
По результатам проверки вынесено заключение от 09.04.2021 N 12/128, согласно которому заявление Компании соответствует требованиям, установленным Порядком N 938/пр.
В ходе проверки Инспекция оценила заявление Общества и установила, что к протоколу от 27.03.2021 N 1 не приложены обязательные приложения, а именно отсутствуют реестр собственников помещений многоквартирного дома, документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания, в том числе договор управления многоквартирным домом в новой редакции, условия которого должны были быть утверждены решением собрания собственников. Общество не разместило в системе ГИС ЖКХ информацию о заключении договора управления в новой редакции, утвержденной решением общего собрания, оформленного протоколом от 27.03.2021 N 1, и электронный образ договора управления.
Инспекция пришла к выводу о том, что собственники помещений дома приняли решение, оформленное протоколом от 11.02.2021 N 1, о расторжении договора управления многоквартирным домом с Обществом, новый договор управления с Обществом отсутствует, поэтому решение собственников, оформленное протоколом от 27.03.2021 N 1, считается не реализованным, в связи с чем действует решение собственников помещений в доме, оформленное протоколом от 11.02.2021 N 1, о выборе управляющей организацией Компании.
Решением Инспекции от 09.04.2021 N 12/128 внесены изменения в реестр лицензий Чувашской Республики на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами об исключении из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет Общество, многоквартирного дома 1 по улице Николая Рождественского города Чебоксары 30.04.2021 и об обязании Общества передать Компании техническую документацию на многоквартирный дом, иные связанные с управлением такими домами документы, ключи от помещений, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в доме, и иные технические средства и оборудование в течение трех рабочих дней с даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 20, 44, 161, 192, 195 и 198 ЖК РФ, Порядком N 938/пр, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество устранило недостатки заявления, поэтому основания для признания Общества нарушившим пункт 5 Порядка N 938/пр у Инспекции отсутствовали.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе, управляющей организацией.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 192 ЖК РФ).
В части 1 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
В части 3 статьи 198 ЖК РФ определено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр.
Изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, в том числе, на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр (пункт 2 Порядка N 938/пр).
В пункте 3 Порядка N 938/пр определен перечень документов, прилагающихся к заявлению о внесении изменений в реестр. В частности, в силу подпункта "а" пункта 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ.
Согласно пункту 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, в том числе, достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 и отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям.
В рассматриваемом случае в Инспекцию поступило два протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирного дома с взаимоисключающими решениями собственников по вопросу о выборе управляющей организации.
В части 1.1 статьи 46 ЖК РФ установлена обязанность органа государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
В пункте 3 статьи 198 ЖК РФ определено, что в случае поступления сведений от иного лицензиата о заключении с ним договора управления в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом с ранее отраженным в реестре лицензии лицензиатом, в ситуации непредставления прежним лицензиатом соответствующих сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в установленные порядке и в сроки, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений только по результатам внеплановой проверки.
Исходя из системного толкования указанных норм и с учетом специальной компетенции Инспекции как органа государственной власти, осуществляющего функции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, на Инспекцию возложена обязанность по выявлению действительной воли собственников помещений в многоквартирном доме.
В материалы дела представлены протоколы общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 11.02.2021 N 1 о выборе управляющей организацией Компании, от 27.03.2021 N 1 и от 30.06.2021 N 1 о выборе управляющей организацией Общества.
При проверке протокола от 27.03.2021 N 1 Инспекция установила, что порядок принятия решений на общем собрании собственников, оформленного указанным протоколом, соблюден.
Вместе с тем Инспекция пришла к выводу о том, что к протоколу не приложены обязательные приложения, а именно: реестр собственников помещений, документы, рассмотренные общим собранием, в том числе, договор управления многоквартирным домом в новой редакции, Общество не разместило информацию о заключении договора и электронный образ договора управления в ГИС ЖКХ.
С учетом изложенного Инспекция сочла указанный протокол не реализованным, поэтому руководствовались решением собственников, изложенным в протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 11.02.2021 N 1 о выборе управляющей организацией Компании.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что указанные Инспекцией недостатки были устранены Обществом до вынесения оспариваемого решения.
Инспекция указывает, что Общество представило только реестр собственников помещений многоквартирного дома. Договор от 08.03.2021 загружен в ГИС ЖКХ 13.04.2021, при подаче повторного заявления, направленного после вынесения оспариваемого решения.
Данные доводы правомерно отклонены судами как противоречащие материалам дела. Суды установили, что заявление Общества о предоставлении дополнительных документов было представлено в Инспекцию 31.03.2021, в ответ на запрос Инспекции от 08.04.2021 о предоставлении копий документов Общество направило документы на электронную почту, указанную в запросе, 08.04.2021. Договор управления от 08.04.2021 загружен в систему ГИС ЖКХ 08.04.2021, при этом данный договор подписан председателем дома (решение по вопросу 7 повестки дня собрания от 27.03.2021).
Кроме того, ссылка Инспекции на подписание договора неуполномоченным лицом неправомерна, поскольку указанное обстоятельство не являлось основанием для принятия спорного решения; данный недостаток не был предъявлен Обществу для устранения или представления пояснений.
Суды приняли во внимание, что решение собрания собственников о выборе управляющей организацией Общества состоялось позднее, чем собрание, в ходе которого принято решение о выборе управляющей организацией Компанией, в связи с чем имело приоритет для определения действительной воли собственников на момент принятия спорного решения Инспекции.
В материалы дела также представлен протокол от 30.06.2021 N 1 о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организацией Общества, что свидетельствует о наличии воли собственников к выбору Общества управляющей организацией.
Следовательно, суды обоснованно признали спорное решение Инспекции необоснованным и правомерно удовлетворили заявленное требование.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.01.2022 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по делу N А79-4621/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу государственной жилищной инспекции Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 1.1 статьи 46 ЖК РФ установлена обязанность органа государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
В пункте 3 статьи 198 ЖК РФ определено, что в случае поступления сведений от иного лицензиата о заключении с ним договора управления в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом с ранее отраженным в реестре лицензии лицензиатом, в ситуации непредставления прежним лицензиатом соответствующих сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в установленные порядке и в сроки, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений только по результатам внеплановой проверки."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 августа 2022 г. N Ф01-3851/22 по делу N А79-4621/2021