Нижний Новгород |
|
10 августа 2022 г. |
Дело N А43-17396/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.08.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.08.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от истца: Зеленовой Н.И. (доверенность от 18.02.2022),
от ответчика: Пановой Е.В. (доверенность от 29.04.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Домоуправляющая Компания Нижегородского района"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.10.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 по делу N А43-17396/2021
по заявлению акционерного общества "Домоуправляющая компания Нижегородского района" (ОГРН: 1055238198564, ИНН: 5260162203)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 13.04.2021 N 515-15-414/2/2021,
и установил:
акционерное общество "Домоуправляющая Компания Нижегородского района" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 13.04.2021 N 515-15-414/2/2021.
Решением суда от 28.10.2021 в удовлетворении требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель полагает, что возложение на него Инспекцией обязанности произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу с применением нормативов, утвержденных Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.07.2017 N 482 (далее - Постановление N 482), незаконно, так как на момент вынесения предписания Постановление N 482 не вступило в силу.
Ссылка суда на разъяснение Региональной службы по тарифам Нижегородской области не может быть признана законной в связи с тем, что это разъяснение не является нормативно-правовым актом и не может быть положено в основу решения суда.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Представитель Инспекции в судебном заседании не согласился с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество осуществляет управление МКД N 1 по улице Красная поляна города Нижнего Новгорода и является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в указанном доме.
Инспекция провела в отношении Общества внеплановую документарную проверку, в ходе которой пришла к выводу о неверном расчете платы за данную коммунальную услугу. По ее мнению, поскольку в МКД установлен тепловой пункт, то коммунальная услуга производится Обществом самостоятельно. В связи с этим при расчете платы за данную коммунальную услугу Товариществу необходимо применять пункт 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), с учетом формул 20, 20(1) приложения 2, а также утвержденных нормативов.
По результатам проверки Инспекция выдала Обществу предписание от 13.04.2021 N 515-15-414/2/2021, обязывающее в срок до 01.06.2021 произвести собственникам МКД перерасчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за период неправомерного начисления до полного устранения нарушений.
Общество оспорило предписание Инспекции в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Правилами N 354, Постановлением N 482, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции руководствовался этими же нормами, согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей действующим законодательством полномочий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги установлен в Правилах N 354.
Согласно пункту 4 Правил N 354 при отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества (при наличии такого оборудования).
В силу положений статьи 2 Закона N 416-ФЗ под нецентрализованной системой горячего водоснабжения понимаются сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно (пункт 12); под объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 14); под централизованной системой - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 27).
Пункт 54 Правил N 354 применяется к отношениям, связанным с самостоятельным производством коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД.
Расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга.
При отсутствии таких приборов общий объем определяется как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги потребителям, жилые и нежилые помещения которых оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (по показаниям приборов учета), помещения которых не оборудованы такими приборами (в порядке, установленным настоящими правилами), и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления услуги на общедомовые нужды (исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения).
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения 2 к Правилам N 354 как сумма двух составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В формуле 20 (1), данной в приложении 2 к Правилам N 354, учтен объем ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Вследствие этого указанная формула может применяться только в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2019 N 309-ЭС19-2341).
Суды установили и материалам дела не противоречит, что Общество является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в МКД: централизованное горячее водоснабжение в доме отсутствует.
Приготовление коммунальной услуги по горячему водоснабжению осуществляется на внутридомовом оборудовании (индивидуальный тепловой пункт), входящем в состав общего имущества МКД, путем нагрева теплоносителя в системе горячего водоснабжения. Вышеуказанный МКД оборудован оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим объем тепловой энергии, направленной на приготовление горячей воды.
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали на необходимость расчета платы за услугу горячего водоснабжения с применением формулы 20 (1) приложения 2 к Правилам N 354, учитывающей установление норматива расхода тепловой энергии, использованной на приготовление горячей воды.
Довод заявителя жалобы о необходимости использования в расчетах норматива подогрева единицу отклоняется судом кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", правительством Нижегородской области было принято Постановление N 482.
Как следует из пункта 1 Постановления N 482, правительством Нижегородской области утвержден норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Нижегородской области (без наружной сети горячего водоснабжения) в размере от 0,05504 до 0,06504 Гкал/куб. м.
При этом в пункте 3 абзац 2 Постановления N 482 прямо установлено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, положения настоящего постановления распространяются на правоотношения, возникшие с 01.07.2017.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно принял во внимание аналогичное разъяснение Региональной службы по тарифам Нижегородской области о необходимости применения указанных тарифов в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Установив, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суды правомерно отказали в удовлетворении требования.
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.10.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 по делу N А43-17396/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая Компания Нижегородского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приготовление коммунальной услуги по горячему водоснабжению осуществляется на внутридомовом оборудовании (индивидуальный тепловой пункт), входящем в состав общего имущества МКД, путем нагрева теплоносителя в системе горячего водоснабжения. Вышеуказанный МКД оборудован оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим объем тепловой энергии, направленной на приготовление горячей воды.
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали на необходимость расчета платы за услугу горячего водоснабжения с применением формулы 20 (1) приложения 2 к Правилам N 354, учитывающей установление норматива расхода тепловой энергии, использованной на приготовление горячей воды.
...
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", правительством Нижегородской области было принято Постановление N 482."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 августа 2022 г. N Ф01-3855/22 по делу N А43-17396/2021