г. Нижний Новгород |
|
12 августа 2022 г. |
Дело N А43-40216/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.08.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.08.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей от заявителя: Хлюневой Т.В. (доверенность от 26.07.2022 N Д-НН/96), Попова (доверенность от 26.07.2022 N Д-НН/93), от заинтересованного лица: Чахояна А.В. (доверенность от 06.07.2022 N ЛШ/16711/22)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.01.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2022 по делу N А43-40216/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" (ИНН: 5260200603, ОГРН: 1075260020043)
о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Реутова Анастасия Владимировна,
и установил:
публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 01.12.2021 N 052/04/9.21-2671/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей, а также представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Реутова Анастасия Владимировна.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 17.01.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами в части размера назначенного административного штрафа и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Общество указывает, что в нарушение части 2 статьи 4.3 КоАП РФ заявителю назначено наказание в максимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Повторность является квалифицирующим признаком и в данном случае не может быть рассмотрена как отягчающее обстоятельство.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило обращение третьего лица, содержащее информацию о неисполнении Обществом обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям в установленные законом сроки объекта, расположенного по адресу: Нижегородская область, Лысковский район, село Нижний Красный Яр, улица Полевая, дом 4.
В ходе проверки указанного обращения Управление установило, что Общество и Реутова А.В. заключили договор технологического присоединения от 13.01.2021 N 521063004.
Согласно пункту 5 данного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяца со дня заключения договора, следовательно, технологическое присоединение объекта к электрическим сетям должно быть осуществлено до 13.07.2021.
На момент обращения третьего лица в Управление договор о технологическом присоединении Общество не исполнило.
По результатам проверки обращения Управление пришло к выводу о наличии в действиях Общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В отношении Общества составлен протокол от 25.10.2021 N 052/04/9.21-2671/2021
Постановлением от 01.12.2021 N 052/04/9.21-2671/2021 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 2.1, 2.9, 4.1, 4.1.1, 9.21, 19.6, 29.13 КоАП РФ, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), суд первой инстанции пришел к выводам о доказанности материалами дела факта совершения правонарушения и об отсутствии оснований для освобождения Общества от ответственности.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наступление административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и процедура технологического присоединения, правила заключения, исполнения договора об осуществлении технологического присоединения установлены Правилами N 861.
На основании пункта 3 указанных Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 данных правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать шесть месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 данных правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как следует из материалов дела, между третьим лицом и Обществом заключен договор от 13.01.2021 N 521063004 о технологическом присоединении объекта к электрическим сетям сетевой организации.
Согласно пункту 6 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, следовательно, Общество должно было выполнить технологическое присоединение объекта заявителя в срок не позднее 13.07.2021.
Вместе с тем, технологическое присоединение объекта потребителя ни до установленного договором срока, ни на момент обращения потребителя в антимонопольный орган, ни на момент рассмотрения антимонопольным органом дела об административном правонарушении Обществом не осуществлено.
При этом со стороны потребителя обязательства по договору выполнены в полном объеме, что заявителем и не оспаривается.
Суды установили, что на момент рассмотрения дела Общество свои обязательства так и не выполнило.
Таким образом, рассматриваемые действия (бездействие) Общества противоречат пункту 16 Правил N 861.
Исследовав и оценив материалы дела, приняв во внимание, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, суды признали доказанным наличие в деянии Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений не установлено.
Факт совершения административного правонарушения Общество не оспаривает. Вместе с тем, заявитель не согласен с размером назначенного штрафа и полагает, что он подлежит снижению до 600 000 рублей. Данный довод отклонен судом округа, с учетом следующего.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Соглашаясь с назначенным Управлением максимальным размером санкции, установленной за повторное совершение вмененного Обществу административного правонарушения, судами принят во внимание факт многократного грубого игнорирования заявителем, как хозяйствующим субъектом, требований контролирующего органа.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что Общество, несмотря на возбуждение в отношении него административного дела, свои обязательства по договору так и не выполнило, и продолжает совершать аналогичные правонарушения, нарушая тем самым права потребителей на своевременное технологическое присоединение к электросетям.
При изложенных обстоятельствах, суды посчитали, что назначенный антимонопольным органом административный штраф в размере 1 000 000 рублей в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Правовые основания для изменения размера штрафа у суда кассационной инстанции отсутствуют с учетом предоставленных ему полномочий. Вопрос о снижении санкции связан с оценкой доказательств по делу, что входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного оснований для отмены судебных актов, принятых по настоящему делу, по доводам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.01.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2022 по делу N А43-40216/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив материалы дела, приняв во внимание, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, суды признали доказанным наличие в деянии Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений не установлено.
...
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
...
Суды установили и материалами дела подтверждено, что Общество, несмотря на возбуждение в отношении него административного дела, свои обязательства по договору так и не выполнило, и продолжает совершать аналогичные правонарушения, нарушая тем самым права потребителей на своевременное технологическое присоединение к электросетям.
При изложенных обстоятельствах, суды посчитали, что назначенный антимонопольным органом административный штраф в размере 1 000 000 рублей в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 августа 2022 г. N Ф01-3947/22 по делу N А43-40216/2021