Нижний Новгород |
|
15 августа 2022 г. |
Дело N А28-4380/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.08.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Беспятых Е.А. (доверенность от 08.06.2022 N 79-10-13)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Кирова
на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.12.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022
по делу N А28-4380/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью УК "ЖИЛ-СЕРВИС-ПЛЮС"
(ИНН: 4345388952, ОГРН: 1144345014560)
о признании недействительным постановления
администрации города Кирова
(ИНН: 4348005534, ОГРН: 1024301340238),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области (ИНН: 4345093420, ОГРН: 1044316880453),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью УК "ЖИЛ-СЕРВИС-ПЛЮС" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Кирова (далее - Администрация) от 16.12.2020 N 3008-п в части исключения из реестра муниципального имущества нежилого помещения, расположенного по адресу: город Киров, улица Красина, дом 55, реестровый номер 6344, площадь 58,7 квадратного метра.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 13.12.202 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание статью 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Администрация указывает, что в спорном нежилом помещении находятся инженерные коммуникации и тепловой узел, вход в помещение осуществляется со двора. Администрация не имеет возможности распоряжаться помещением (в том числе, продать или сдать в аренду), поскольку это может привести к ограничению доступа к тепловому узлу. Спорное помещение на кадастровый учет не поставлено, самостоятельным объектом гражданских прав не является.
Подробно доводы Администрации изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Управление заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Администрации от 13.09.2002 N 3546 "О приеме жилых домов и объектов соцкультбыта ФГУП "Завод Сельмаш" в муниципальную собственность" в реестр имущества муниципального образования город Киров внесены объекты: нежилое помещение (реестровый номер 6344, площадь 58,7 квадратного метра), нежилое помещение N 1002 (реестровый номер 6343, площадь 327,2 квадратного метра), административное помещение N 1001 (реестровый номер 6341, площадь 113,3 квадратного метра), в доме 1975 года постройки, расположенном по адресу: город Киров, улица Красина, дом 55.
Согласно информации Управления в ЕГРН внесены сведения о государственной регистрация права собственности муниципального образования город Киров на нежилое помещение с кадастровым номером 43:40:000420:475, расположенное по адресу: город Киров, улица Красина, дом 55, помещение 1002, площадью 327,2 квадратного метра, на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и решения Кировской городской Думы от 26.11.2008 N 22/32.
В ЕГРН внесены сведения о нежилом помещении с кадастровым номером 43:40:000420:476, расположенном по адресу: город Киров, улица Красина, дом 55, помещение 1001, площадью 113,3 квадратного метра. Право собственности на указанное помещение зарегистрировано за обществом с ограниченной ответственностью "НИКСАН" на основании договора купли-продажи муниципального имущества с рассрочкой платежа от 01.10.2019 N 39. Предшествующим собственником являлось муниципальное образование город Киров на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
В ЕГРН внесены сведения о государственном кадастровом учете нежилого помещения с кадастровым номером 43:40:000420:448, расположенного по адресу: город Киров, улица Красина, дом 55, помещение 1003. Сведения о правах на данное помещение в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Администрация 19.11.2020 провела комиссионное обследование помещения площадью 58,7 квадратного метра, расположенного по адресу: город Киров, улица Красина, дом 55. В ходе обследования установлено, что помещение используется Обществом для обслуживания жилого дома, по помещению проходят магистральные трубы коммунального хозяйства (водо-, теплоснабжения, водоотведения).
Постановлением Администрации от 16.12.2020 N 3008-п нежилое помещение (реестровый номер 6344, площадь 58,7 квадратного метра) в доме 1975 года постройки, расположенном по адресу: город Киров, улица Красина, дом 55, исключено из реестра имущества муниципального образования город Киров на основании статей 7, 16 и 43 Закона N 131-ФЗ и статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 36 ЖК РФ и Законом N 131-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Администрации правовых оснований для принятия спорного постановления.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В рассматриваемом случае Администрация исключила нежилое помещение из реестра имущества муниципального образования, поскольку установила, что спорное помещение расположено в подвале, используется Обществом для обслуживания жилого дома, вход осуществляется со двора, по помещению проходят магистральные трубы коммунального хозяйства (водо- и теплоснабжения, водоотведения).
Многоэтажные многоквартирные жилые дома в силу существующих в строительстве технологий строятся таким образом, что в подвале дома проходят трубы отопления, водоснабжения, канализации, вентиляционные короба с соответствующими устройствами на них, обслуживающие более одной квартиры или нежилого помещения. В силу прямого указания закона право общей долевой собственности домовладельцев возникает не на любую подвальную часть жилого дома, а лишь на технические подвалы.
Данный правовой подход сформулирован в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 12537/09.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.03.2010 N 13391/09 также указал, что для определения правового режима названных помещений не имело и не имеет значения наличие в них инженерных коммуникаций, так как они расположены в каждом подвале и сами по себе не порождают право общей долевой собственности домовладельцев на помещения, уже выделенные для самостоятельного использования, не связанные с обслуживанием жилого дома.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что Администрация не доказала факт отнесения спорного помещения к техническому подвалу, в том числе, что инженерные коммуникации дома мешают использованию помещения в иных целях, а само помещение не обладает самостоятельным назначением, является вспомогательным и требует постоянного открытого доступа к какому-либо инженерному оборудованию для его эксплуатации и контроля.
Доводы Администрации об обратном надлежащими доказательствами не подтверждены.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу об отсутствии у Администрации правовых оснований для принятия спорного ненормативного акта.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 13.12.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 по делу N А28-4380/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Кирова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Многоэтажные многоквартирные жилые дома в силу существующих в строительстве технологий строятся таким образом, что в подвале дома проходят трубы отопления, водоснабжения, канализации, вентиляционные короба с соответствующими устройствами на них, обслуживающие более одной квартиры или нежилого помещения. В силу прямого указания закона право общей долевой собственности домовладельцев возникает не на любую подвальную часть жилого дома, а лишь на технические подвалы.
Данный правовой подход сформулирован в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 12537/09.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.03.2010 N 13391/09 также указал, что для определения правового режима названных помещений не имело и не имеет значения наличие в них инженерных коммуникаций, так как они расположены в каждом подвале и сами по себе не порождают право общей долевой собственности домовладельцев на помещения, уже выделенные для самостоятельного использования, не связанные с обслуживанием жилого дома."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 августа 2022 г. N Ф01-4006/22 по делу N А28-4380/2021