Нижний Новгород |
|
17 августа 2022 г. |
Дело N А43-25412/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.08.2022.
Полный текст постановления изготовлен 17.08.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Голубевой О.Н., Павлова В.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Костровой С.В. (доверенность от 10.01.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Нижновтеплоэнерго"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.03.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022
по делу N А43-25412/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижновтеплоэнерго"
(ОГРН: 1065257043059, ИНН: 5257079570)
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Нижегородской области от 06.07.2021 N КУВД-001/2021-10064123/4,
об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Нижегородской области осуществить постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на сооружение,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
товарищество собственников недвижимости "Ракета"
(ИНН: 5260050490, ОГРН: 1025203036210),
администрация города Нижнего Новгорода (ОГРН: 1025203032579, ИНН: 5253001036),
Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области
(ОГРН: 1155260014623, ИНН: 5260417980),
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (ОГРН: 1095260008172, ИНН: 5260258667).
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижновтеплоэнерго" (далее - ООО "Нижновтеплоэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление Росреестра, уполномоченный орган) N КУВД-001/2021-10064123/4 от 06.07.2021 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на сооружение - магистральная тепловая сеть на промзону по улице Деловая от точки врезки в павильоне УТ2 и обязании Управления Росреестра осуществить постановку указанного сооружения на кадастровый учет и государственную регистрацию права.
Заявление основано на статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 14, 29 (часть 12), 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и мотивировано нарушением прав и законных интересов Общества как собственника построенного объекта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены товарищество собственников недвижимости "Ракета" (далее - ТСН "Ракета"), Администрация города Нижнего Новгорода (далее - Администрация), Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - Министерство), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Теруправление).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 02.03.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022, отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить решение и постановление вследствие несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Кассатор полагает, что требование регистратора о предоставлении согласия собственников земельных участков на размещение сооружения незаконно. Суды, по мнению заявителя, не учли графическое расположение линейного объекта на схеме, являющейся неотъемлемой частью технического плана. Исходя из статей 14, 15, части 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", подпункта 5 пункта 3 статьи 11.3, части 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном названным кодексом, не требуется.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационной жалобы и возражения ответчика, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установили суды, 19.03.2021 ООО "Нижновтеплоэнерго" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение протяженностью 1659 метров, расположенное по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, улица Деловая.
Управление Росреестра уведомлением от 02.04.2021 приостановило до 02.07.2021 осуществление государственной регистрации прав в отношении указанного объекта в связи с не предоставлением в орган регистрации документов, подтверждающих возможность размещения и согласие на размещение сооружения на земельных участках с кадастровыми номерами 52:18:0060206:45, 52:18:0060209:10, 52:18:0060211:1661, 52:18:0060205:15, 52:18:0060205:22, 52:18:0060205:331, 52:18:0060204:1, 52:18:0060204:717, 52:18:0060204:719, 52:18:0060204:727, 52:18:0060204:728, 52:18:0060200:43, 52:18:0000000:521.
ООО "Нижновтеплоэнерго" 22.04.2021 направило в регистрирующий орган письмо N 72/2/ИС, в котором указало, что сооружение состоит из наземных и подземных контуров, его размещение не требует предоставления документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения сооружения на земельном участке. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, без предоставления земельных участков или установления сервитута. В указанный перечень, в том числе, включены тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 7).
Уведомлением от 28.04.2021 N КУВД-001/2021-10064123/2 Управление Росреестра сообщило заявителю о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
ООО "Нижновтеплоэнерго" 02.07.2021 представило в Управление Росреестра письменное разрешение на размещение сооружения от части землевладельцев, а также акт о приемке в эксплуатацию тепловой сети от 01.08.2012.
Управление Росреестра 06.07.2021 сообщило о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права (уведомление N КУВД-001/2021-10064123/3) и в тот же день отказало ООО "Нижновтеплоэнерго" в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на сооружение - магистральная тепловая сеть на промзону по улице Деловая от точки врезки в павильоне УТ2.
Посчитав, что отказ Управления Росреестра нарушает его права и законные интересы, ООО "Нижновтеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Предметом спора по настоящему делу является решение Управления Росреестра от 06.07.2021 N КУВД-001/2021-10064123/4 об отказе в государственной регистрации права, согласно которому заявителю отказано в регистрации права на объект недвижимого имущества (сооружение) - магистральная тепловая сеть на промзону по улице Деловая от точки врезки в павильоне УТ2.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2017, регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно названному Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных названным Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для их осуществления, на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в ее осуществлении.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, регламентированы статьей 26 Закона N 218-ФЗ, согласно которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 указанного закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Исходя из статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство проводится на основании разрешения на строительство. Перечень случаев, когда разрешение на строительство при выполнении строительных работ не требуется, приведен в части 17 указанной статьи. К таковым, в частности, относятся те случаи, когда в соответствии с названным кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности, получение разрешения на строительство не требуется.
Соответственно, разрешение вопроса о допустимости (недопустимости) осуществления строительства без получения разрешения компетентного органа публичной власти отнесено федеральным законодателем к полномочиям субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта 12.5 пункта 1 статьи 29 Закона Нижегородской области от 08.04.2008 N 37-З "Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области" (в редакции, действовавшей на момент обращения ООО "Нижновтеплоэнерго" в регистрирующий орган) выдача разрешений на строительство не требуется в случае строительства и (или) реконструкции подземных тепловых сетей с сохранением способа прокладки (а также реконструкции наземных и надземных тепловых сетей при условии изменения на подземный способ их прокладки), транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150 градусов Цельсия включительно.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что спорное сооружение - магистральная тепловая сеть, протяженностью 1659 метров, расположенное по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, улица Деловая, соответствует критериям объекта, на строительство которого в соответствии с вышеприведенными нормами Закона Нижегородской области N 37-З разрешения не требуется, как не требуется и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по правилам части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суды правомерно установили, что уведомление Управления Росреестра от 06.07.2021 N КУВД-001/2021-10064123/3, содержащее требование о представлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не соответствует закону.
Между тем, непредставление Обществом документов, подтверждающих возможность размещения и согласие владельцев земельных участков на размещения сооружения на земельных участках, является правомерным основанием для отказа в удовлетворении настоящего заявления.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 указанной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 тепловые сети, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, включены в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Пункт 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на основании которых указанные объекты могут размещаться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков, и установления сервитутов, в настоящем деле не могут быть применены, поскольку спорное сооружение состоит из подземных и наземных контуров, расположено в пределах земельных участков, один из которых не относится к публичным землям, собственником земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060211:1661 является ТСН "Ракета".
Общество не представляло согласия ТСН "Ракета" на размещение спорного сооружения в регистрирующий орган, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Доводы кассатора основаны на неверном толковании норм материального права без учета обстоятельств, имеющих существенное значение для настоящего дела.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что один из земельных участков, на котором размещается спорное сооружение, не относится к публичным землям, в связи с чем правила, позволяющие размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, не применяются к спорным правоотношения, суды двух инстанций пришли к правомерному выводу о том, что у уполномоченного органа имелись законные основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации права.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, то он принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Согласие ТСН "Ракета" на размещение спорного сооружения, полученное после отказа в совершении регистрационных действий, не подтверждает незаконности действий регистрирующего органа и не может быть принято судом кассационной инстанции в качестве доказательства по делу.
Размещение спорного сооружения под землей не дает заявителю право на использование земельного участка, находящегося в частной собственности, без согласия его правообладателя, так как в любом случае приводит к установлению ограничений по использованию участка в границах охранных зон трубопровода и противоречит статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом фактическое использование земельного участка, под которым проходит линейный объект, для размещения проезда (автодороги) не ограничивает правомочия собственника.
Несогласие заявителей жалоб с выводами судебных инстанций, иное толкование ими норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибки.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы Общества подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.03.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по делу N А43-25412/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижновтеплоэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на основании которых указанные объекты могут размещаться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков, и установления сервитутов, в настоящем деле не могут быть применены, поскольку спорное сооружение состоит из подземных и наземных контуров, расположено в пределах земельных участков, один из которых не относится к публичным землям, собственником земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060211:1661 является ТСН "Ракета".
...
Размещение спорного сооружения под землей не дает заявителю право на использование земельного участка, находящегося в частной собственности, без согласия его правообладателя, так как в любом случае приводит к установлению ограничений по использованию участка в границах охранных зон трубопровода и противоречит статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом фактическое использование земельного участка, под которым проходит линейный объект, для размещения проезда (автодороги) не ограничивает правомочия собственника."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 августа 2022 г. N Ф01-3628/22 по делу N А43-25412/2021