Нижний Новгород |
|
16 августа 2022 г. |
Дело N А79-8277/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии и бюджетного учреждения Чувашской Республики "Больница скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 16.03.2022
по делу N А79-8277/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Софт компьютер"
(ИНН: 2130187177, ОГРН: 1172130005960)
о признании недействительным решения
Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - бюджетное учреждение Чувашской Республики "Больница скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики, Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, общество с ограниченной ответственностью "Партнер",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Софт компьютер" (далее - ООО "СК") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) от 30.08.2021 по делу N 021/06/64-880/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены бюджетное учреждение Чувашской Республики "Больница скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - Учреждение), Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, общество с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - ООО "Партнер").
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 16.03.2022 заявленное требование удовлетворено.
Апелляционные жалобы Управления и Учреждения возвращены заявителям в связи с пропуском срока на обжалование.
Управление и Учреждение не согласились с решением суда первой инстанции и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Управление считает, что суд неправильно применил приказ Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
По мнению Управления, при наличии заявки, в которой товар продекларирован как товар российского происхождения, подлежал применению подпункт "а" пункта 1.3 Приказа N 126н. Требование о предоставлении документов для подтверждения страны происхождения товара данным нормативным актом не предусмотрено, поэтому является незаконным (часть 5 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", далее - Закон N 44-ФЗ).
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе.
Учреждение указывает, что на основании подпункта "з" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ документом, подтверждающим страну происхождения товара, является декларация участника аукциона. Требование о предоставлении дополнительных документов незаконно (часть 5 статьи 51 Закона N 44-ФЗ).
Подробно доводы Учреждения изложены в кассационной жалобе.
ООО "СК" в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление 20.08.2021 поступила жалоба ООО "СК" на действия аукционной комиссии заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку монитора, подключаемого к компьютеру (извещение N 0115200001121001542), а именно: заказчик в нарушение статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ при направлении контракта на подписание ООО "СК" по итогам проведения электронного аукциона на основании Приказа N 126н неправомерно снизил цену на 15 процентов от предложенной победителем.
В ходе проверки жалобы Управление установило, что заказчиком объявленного аукциона является Учреждение, уполномоченный орган - Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
Уполномоченный орган 27.07.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru разместил извещение N 0115200001121001542 о проведении электронного аукциона на поставку монитора, подключаемого к компьютеру, с начальной (максимальной) ценой контракта 755 460 рублей.
Вторые части заявок на участие в аукционе, поступившие от ООО "СК" и ООО "Партнер", рассмотрены 12.08.2021, о чем составлен протокол подведения итогов электронного аукциона N 0115200001121001542.
В протоколе от 12.08.2021 N 0115200001121001542 отражено, что ООО "СК" заявило о поставке монитора, подключаемого к компьютеру, иностранного происхождения, а ООО "Партнер" задекларировало товар российского происхождения.
Победителем закупки признано ООО "СК".
По итогам аукционного аукциона заказчик направил ООО "СК" контракт, в котором указало цену, сниженную на 15 процентов от предложенной победителем закупки, в соответствии с требованиями, установленными в Приказе N 126н, с итоговой ценой контракта 632 508 рублей 89 копеек.
ООО "СК" (поставщик) отправило Учреждению (заказчик) протокол разногласий с условием о цене контракта и направило жалобу на действия заказчика и уполномоченного лица в Управление.
Решением Управления от 30.08.2021 по делу N 021/06/64-880/2021 действия аукционной комиссии заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона признаны правомерными.
Не согласившись с данным решением, ООО "СК" обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь Законом N 44-ФЗ и Приказом N 126н, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для снижения цены, поскольку возможность поставки товара российского происхождения материалами дела не подтверждена.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Закон N 44-ФЗ.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ здесь и далее в редакции, действовавшей на момент проведения спорной закупки, про под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования. Проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе регламентирован в статье 66 Закона N 44-ФЗ. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (пункт 2). Первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара должна содержать, в том числе, наименование страны происхождения товара (пункт 3). Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных данным пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром (пункт 5).
Согласно части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 данной статьи документов и информации, не допускается. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 указанной статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (часть 6.1 статьи 66 Закона о N 44-ФЗ).
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (часть 1 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
В рассматриваемом случае во второй части заявки ООО "Партнер" указана страна происхождения товара - Российская Федерация.
Вместе с тем в аукционную документацию включено Обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупки, утвержденное заказчиком 30.07.2021.
Доказательства, подтверждающие предложение ООО "Партнер" о закупке монитора российского производства с характеристиками, указанными в аукционной документации, в материалах дела отсутствуют.
Суд принял во внимание, в том числе, письмо Автономной некоммерческой организации развития радиоэлектронной отрасли "Консорциум "Вычислительная техника" от 09.12.2021 N 197 об отсутствии его составе компании, производящей мониторы с указанными характеристиками, и письмо ООО "ЛайтКом" от 16.12.2021 ЛК N 105/ОБ о несоответствии спорным требованиям мониторов, выпускаемых Обществом, на момент рассмотрения дела.
Следовательно, при наличии информации о невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупки, заказчик оставил без внимания и проверки информацию, представленную ООО "Партнер", и снизил цену контракта на 15 процентов в отсутствие достоверных сведений о том, что монитор российского производства с соответствующими характеристиками существует.
Управление указанный недостаток не устранило.
С учетом изложенного, суд правомерно удовлетворил заявленное требование.
Ссылка заявителей кассационных жалоб на часть 5 статьи 51 закона N 44-ФЗ неправомерна, поскольку обязанность по проведению проверки спорной информации, при наличии обоснованных сомнений в ее достоверности предусмотрена частью 1 статьи 67 Закона N 44-ФЗ.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
Кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационным жалобам не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 16.03.2022 по делу N А79-8277/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии и бюджетного учреждения Чувашской Республики "Больница скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 данной статьи документов и информации, не допускается. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 указанной статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (часть 6.1 статьи 66 Закона о N 44-ФЗ).
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (часть 1 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
...
Ссылка заявителей кассационных жалоб на часть 5 статьи 51 закона N 44-ФЗ неправомерна, поскольку обязанность по проведению проверки спорной информации, при наличии обоснованных сомнений в ее достоверности предусмотрена частью 1 статьи 67 Закона N 44-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 августа 2022 г. N Ф01-4094/22 по делу N А79-8277/2021