Нижний Новгород |
|
18 августа 2022 г. |
Дело N А82-19449/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.08.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр" - "Ярэнерго"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.04.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022
по делу N А82-19449/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр" - "Ярэнерго"
(ИНН: 6901067107, ОГРН: 1046900099498)
о признании незаконными постановления и представления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Куфтырев Николай Александрович и Абдулов Халис Анусович,
и установил:
публичное акционерное общество "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр" - "Ярэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление) от 19.10.2021 по делу N 076/04/9.21-860/2021 об административном правонарушении, представления от 19.10.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Куфтырев Николай Александрович и Абдулов Халис Анусович.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 01.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано; размер штрафа снижен до 50 000 рублей.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права. По мнению Общества, Управление нарушило процедуру привлечения к административной ответственности. Заявитель указывает, что протокол по делу об административном правонарушении от 04.10.2021 составлен в отсутствие надлежащего уведомления юридического лица о времени и месте совершения данного процессуального действия. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установили суды, 27.07.2021 в Управление поступило обращение Куфтырева Н.А. на нарушение со стороны Общества договора об осуществлении технологического присоединения.
В ходе рассмотрения заявления антимонопольный орган установил, что Общество и Куфтырев Н.А. заключили договор об осуществлении технологического присоединения от 19.08.2020 N 42001326/ТП-20, согласно которому Общество принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств принадлежащего заявителю жилого дома, который будет располагаться по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Кузнечихинский с/о, д. Кузнечиха, кадастровый номер земельного участка 76:17:061701:1254, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
В пункте 5 договора определено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 19.02.2021.
На основании обращения Куфтырева Н.А. 20.08.2021 Управление вынесло определение о возбуждении дела N 076/04/9.21-860/2021 об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам нарушения Обществом подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
При рассмотрении дела N 076/04/9.21-860/2021 Управление пришло к выводу о нарушении Обществом требований подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 в части несоблюдения срока исполнения договора на осуществление технологического присоединения.
Управление составило протокол об административном правонарушении от 04.10.2021 и вынесло постановление от 19.10.2021 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Кроме того, Управление выдало Обществу представление от 19.10.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Общество не согласилось с указанными постановлением и представлением, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Руководствуясь положениями АПК РФ, КоАП РФ, Правилами N 861, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу о доказанности состава вмененного заявителю административного правонарушения и об отсутствии обстоятельств, исключающих применение административной ответственности, признав оспариваемое постановление и представление законными и обоснованными, отказав в удовлетворении заявленных требований. При этом суд снизил размер штрафа до 50 000 рублей.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Порядок и процедура технологического присоединения, правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора, требования к выдаче технических условий определены Правилами N 861.
На основании пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Процедура технологического присоединения установлена в пункте 7 Правил N 861.
В пункте 16 Правил N 861 определен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для различных категорий заявителей.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 названных Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Данное требование (срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению) имеет императивный характер, установлено государством именно потому, что в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии заявитель (потребитель) выступает более слабой стороной, требующей защиты прав и законных интересов. Определенные законодателем порядок и сроки осуществления технологического присоединения позволяют обеспечить право потребителя на получение рассматриваемой услуги. Действующее законодательство не предусматривает возможности для произвольного увеличения сетевой организацией сроков осуществления технологического присоединения.
Суды установили, что договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Общества заключен 19.08.2020. При этом в пункте 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.
В нарушение пункта 5 договора об осуществлении технологического присоединения, пункта 16 Правил N 861 Общество в установленный срок не выполнило необходимые мероприятия по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям. Срок, установленный договором о технологическом присоединении, истек 19.02.2021. Событие правонарушения возникло на следующий день после истечения срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению и является оконченным.
При заключении дополнительного соглашения 29.10.2021 (после даты совершения правонарушения) состав административного правонарушения не утрачивается. Отсутствие претензий со стороны потребителя также не исключает доказанность события вмененного правонарушения.
Факт выявленных в деятельности Общества нарушений подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, что свидетельствует о наличии в деянии Общества события вменяемого административного правонарушения.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства либо что невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Материалами дела N 076/04/9.21-860/2021 об административном правонарушении подтверждается, что Общество было надлежащим образом извещено о месте и времени составления протокола и о рассмотрении дела об административном правонарушении и не было лишено гарантий реализации своих прав.
Доводы заявителя жалобы об обратном были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным либо замены штрафа на предупреждение суды не усмотрели.
Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. При этом суд снизил размер штрафа до 50 000 рублей.
Административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей в данном случае согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
При таких обстоятельствах основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.04.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 по делу N А82-19449/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр" - "Ярэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства либо что невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и правомерно отказали в удовлетворении заявления.
...
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
...
Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. При этом суд снизил размер штрафа до 50 000 рублей.
Административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей в данном случае согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 августа 2022 г. N Ф01-4083/22 по делу N А82-19449/2021