Нижний Новгород |
|
19 августа 2022 г. |
Дело N А43-22419/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Павлова В.Ю.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью ТПК "Восток-ресурс"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.01.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022
по делу N А43-22419/2021
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
к обществу с ограниченной ответственностью ТПК "Восток-ресурс"
(ИНН: 1831081018, ОГРН: 1021801180026)
о взыскании 269 529 рублей 60 копеек платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, процентов за пользование чужими денежными средствами от суммы долга за период с 21.05.2021 по день фактической уплаты на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации
и установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью ТПК "Восток-ресурс" (далее - ООО ТПК "Восток-ресурс") о взыскании 269 529 рублей 60 копеек платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, процентов за пользование чужими денежными средствами от суммы долга за период с 21.05.2021 по день фактической уплаты на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 21.01.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с решением и постановлением, ООО ТПК "Восток-ресурс" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вынесенные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя, он не был уведомлен о прибытии в его адрес вагонов на станцию Глазов, а направленные истцом уведомления приняты лицами неуполномоченными на их принятие; начисление платы должно производится по таблице N 3 Приказа N 27-т/1, в связи с чем расчет платы за нахождение вагонов на путях общего пользования является неверным; уборка вагонов производилась истцом с нарушением сроков установленных договором; суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств.
ОАО "РЖД" в возражениях на кассационную жалобу считает доводы заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, ОАО "РЖД", ИП Тузиковым А.А. (далее - Владелец) и ООО ТПК "Восток-Ресурс" подписали договор N 23/3 (далее - Договор) на представление владельцем - ИП Тузиковым А.А. пути необщего пользования, для производства грузовых операций ООО ТПК "Восток-Ресурс" на станции Глазов Горьковской железной дороги.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 1.4 договора перевозчик организует отправление вагонов с грузами грузовладельца: лесоматериалы, пиломатериалы с железнодорожного пути необщего пользования ИП Тузиков А.А. по станции Глазов в соответствии с договором на эксплуатацию пути необщего пользования от 24.04.2019 N 3/23. Грузовладелец оплачивает перевозчику сборы и платежи в соответствии с разделом 3 настоящего договора. Грузовладелец обеспечивает погрузку грузов круглосуточно, а также в выходные и праздничные дни.
В пунктах 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.6 договора предусмотрено, что перевозчик производит расстановку вагонов на места погрузки в соответствии с пунктом 1.2 договора для проведения грузовых операций на: путь N 1 от ПК 2-23,9 до ПК 3-46,9 (открытая площадка - подкрановый путь): погрузка - лес круглый, пиломатериалы - 8 вагонов. Общее количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожные пути необщего пользования устанавливается в соответствии с договором N 3/23 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования владельца. В соответствии с "Методикой по разработке и определению технологических норм погрузки в вагоны и выгрузки грузов из вагонов", утвержденной приказом МПС России от 10.10.2003 N 70 устанавливаются следующие технологические нормы на грузовые операции: погрузку грузов: лесоматериалы - 1 час 09 минут, пиломатериалы - 1 час 06 минут. Уведомление о подаче вагонов передается по телефону. Грузовладелец обязан назначить своих представителей ответственных за прием уведомлений и письменно сообщить перевозчику их фамилии и номера телефонов. О готовности вагонов к уборке грузовладелец передает перевозчику уведомление формы ГУ-26ВЦ/Э в электронном виде с применением электронной подписи с обязательным уведомлением Перевозчика по телефону о передаче такого уведомления. Подача вагонов под погрузку производится в соответствии со специализацией мест погрузки по родам грузов. Порядок подачи вагонов, прибывших одновременно в адреса владельца и грузовладельца, определяет начальник станции с учетом размера, подачи, мест погрузки, технологии работы станции.
В соответствии подпунктом "е" пункта 3.1 Договора плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, независимо от их принадлежности, по правилам и ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1 с применением коэффициентов индексации: за время нахождения вагонов на станции, в случаях предусмотренных пункта 2.3, указанного Тарифного руководства, по ставкам таблицы N 1; за время задержки в пути следования по причинам, зависящим от Владельца, Грузовладельца, в том числе на промежуточных станциях из-за неприема станцией назначения, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, по правилам пункта 2.4 и ставкам таблицы N 2 Тарифного руководства.
Время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, определяется по данным актов общей формы.
Превышения технологического времени удостоверяются актом общей формы ГУ-23ВЦ на задержку вагонов на инфраструктуре ОАО "РЖД".
В период с 06.12 по 30.12.2020 в адрес ответчика на станцию назначения Глазов Горьковской железной дороги прибыли не принадлежащие перевозчику вагоны N 94935095, 96723838, 92603141, 92603018, 97012892, 97008791, 97001499, 97009195, 97000897, 97013395, 54224472, 54810742, 54230867, 42250308, 42163881, 42305391, 54847462, 54233028, 54234265, 42146696, 42298026, 42768028, 42296087, 92603208, 42710103, 42039990, 96609292, 93996791, 96727656, 54825633, 54222039, 54234729, 54235106, 93952091, 54810767, 91588871, 91587600, 96725817, 96722095, 42277921, 93924595, 42319194, 42023523, 42319186, 42023747, 42023358, 96678297, 42250712, 42158477, 42002568, 54205638, 42146894, 54227913, 42238725, 42240457, 92603257, 96725205, 96731591, 93921294, 96601596, 93920999, 93920494, 54845128, 42038943, 42066019, 42023960, 42027177, 59740886, 59744060, 59430231, 59029322, 59740928, 59743229, 54235114, 42236802, 42238261, 54233010, 97038194, 96641998, 93910198, 9660889-8, 93995595, 96660691, 96730171, 96734884, 96645296, 93907699, 93990794, 93908697, 93993897, 96734041, 94993490, 96730197, 96726393, 96726401, 94932894, 96726518, 94993896, 42262220, 42176156, 42002675, 54231444, 42158667, 54235254, 93920791, 96602198, 97036990, 92627082, 42038455, 42038570, 97021695, 96726369, 96723945, 94934999, 54119276, 54139860, 92603307, 94934197, 42296087, 54835145, 42312660, 42768028, 42757773, 42710103, 96734462, 93922094, 93923290, 93924397, 42319236, 42023879, 94963790, 93992790, 93968493, 93909299, 93968790, 93992691, 93994994, 96644497, 93993293, 93970895, 96609193, 93997492, 93996395, 93997898, 96725965, 93999696, 96726435, 94933199, 94933298, 96726419, 54825997, 54827605, 42023168, 42258822, 42261347, 92603224, 96723911, 96723820, 96726443, 94933694, 96726377, 92603083, 96726427, 54234380, 54839808, 54225172, 91582155, 91581686, 915819С0, 59734061, 59732008, 94934692, 94934494, 96723846.
О времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку истец уведомил ООО ТПК "Восток-Ресурс" согласованным в договоре способом указанных ответчиком ответственных лиц.
Уведомления о прибытии груза, порожнего вагона, а также о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку по станции Глазов отражены в книгах: по форме ГУ-6ВЦ/э, по форме ГУ-2ВЦ.
Указанный порядок уведомлений полностью соответствует положениям раздела 3 приказа МПС России от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" и условиям договора N 23/3, согласно пункта 2.4 которого, стороны предусмотрели, что уведомление о подаче вагонов передается по телефону.
Истец на основании актов общей формы ГУ-23ВЦ и накопительных ведомостей в соответствии с приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 начислил ответчику плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 269 529 рублей 60 копеек.
Ответчик не произвел оплату за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции Глазов Горьковской железной дороги.
В связи с неоплатой ответчиком услуг истец направил ответчику претензию от 13.05.2021 с требованием оплатить задолженность, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Отсутствие оплаты за оказанные услуги послужило основанием обратиться в арбитражный суд с настоящим иском.
На основании статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашениями сторон (части 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 1 УЖТ регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. УЖТ определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Согласно статье 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов (статья 33 УЖТ).
В пункте 2 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (далее - Правила), утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245, установлено, что перевозчики обязаны доставлять, грузы по назначению и в установленные сроки. Исчисление срока доставки груза порожних вагонов начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза и порожних вагонов для перевозки, указанного в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза и порожних вагонов в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов, определенная исходя из положений настоящих Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная).
Порожние вагоны считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с настоящими Правилами) порожний вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя (пункт 14 Правил).
Таким образом, порожний вагон считается доставленным в срок при соблюдении двух условий: порожний грузовой вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки; порожний грузовой вагон может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя в соответствии с настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Дата, когда истекает срок доставки груза, указанная в накладной, является окончанием периода срока доставки - то есть периода времени, в который груз (порожний грузовой вагон) должен быть доставлен грузополучателю. При этом за нарушение срока доставки (просрочку), то есть за доставку груза (порожнего грузового вагона) по истечении срока доставки, указанного в железнодорожной накладной, статьей 97 УЖТ предусмотрена ответственность перевозчика в виде пени.
Суды установили, что спорные вагоны прибыли на станцию назначения в пределах срока доставки и могли быть поданы грузополучателю, о чем он был уведомлен в установленном действующим законодательством и условиями договора N 23/3 от 07.11.2019 порядке.
Доказательства уведомления ответчика о готовности перевозчика подать вагоны представлены в материалы дела.
Данные обстоятельства свидетельствуют о надлежащем исполнении обязанности перевозчиком по исполнению договора перевозки порожнего грузового вагона (груза).
Статьей 119 УЖТ предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления соответствующей платы.
Как следует из материалов дела, акты общей формы подтверждают занятость путей общего пользования. Во всех представленных актах общей формы указано, что причиной задержки подачи вагонов произошла по зависящим от грузополучателя причинам - занятость фронта погрузки.
Таким образом, невозможность подачи вагонов с путей общего пользования прибывших в адрес ответчика вагонов на путь необщего пользования ответчика обусловлена нахождением вагонов на путях необщего пользования, в том числе сверх предусмотренного договором N 23/3 от 07.11.2019 технологического времени на погрузку /выгрузку вагонов, по причине нарушения ответчиком обязательств, принятых на себя по указанному договору.
Факт простоя на путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику, в ожидании их подачи на железнодорожный путь необщего пользования из-за занятости путей необщего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика, зафиксирован актом общей формы, накопительной ведомостью и книгой по форме ГУ-2ВЦ и ГУ-6ВЦ/э.
Доказательства того, что подъездной путь погрузки/выгрузки был свободен ответчиком в материалы дела не представлено.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации акты общей формы, а также ведомости подачи и уборки вагона, представленные истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за простой вагонов на путях общего пользования станции назначения в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, суд установил, что названные документы оформлены в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256 (зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2020, регистрационный N 60411) с приложением актов отказа от подписей накопительных ведомостей ООО ТПК "Восток-Ресурс" и подтверждают факт нахождения прибывших в адрес ООО ТПК "Восток-ресурс" вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в ожидании их подачи на железнодорожный путь необщего пользования.
Сведения, отраженные в актах и ведомостях подачи-уборки вагонов, документально ответчиком не опровергнуты.
Истец рассчитал размер платы за нахождение вагонов ответчика на путях общего пользования в сумме 269 529 рублей 60 копеек.
Суды проверили расчет и признали его правильным, соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела.
Довод заявителя о ненадлежащем уведомлении, о прибытии вагонов судами рассмотрен и обоснованно отклонен по следующим основаниям. Ответчик указал, что Кочуров О.Г. и Мурашов М.О. не являются уполномоченными представителями ООО ТПК "Восток-Ресурс" на прием указанных документов и сведений, так как ответчик не уполномочивал указанных лиц соответствующими доверенностями.
Между тем, уведомления о прибытии вагонов истцом направлялись в соответствии с условиями заключенного между сторонами договора об электронном обмене документами N 3/29/13 посредством автоматизированной системы (АС "ЭТРАН") в адрес внесенных ответчиком в список уполномоченных им лиц: Кочурову О.Г., Мурашову М.О. и Павловой Т.О. О времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку истец уведомил ответчика согласованным в договоре способом указанных ответчиком ответственных лиц.
Уведомления о прибытии груза, порожнего вагона, а также о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку по станции Глазов отражены в книгах: по форме ГУ-6ВЦ/э, по форме ГУ-2ВЦ.
Принимая во внимание, что указанные лица были самостоятельно внесены ответчиком в список уполномоченных им лиц по обмену электронными документами посредством АС "ЭТРАН" в адрес которых с использованием данной системы истцом направлены уведомления о прибытии спорных вагонов на станцию Глазов, следовательно, доводы ответчика о неуведомлении его надлежащим образом являются несостоятельными.
Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
Заявитель ссылается на статью 33 УЖТ, указывая на то, что перевозочный процесс завершается с момента прибытия вагона станцию назначения, следовательно, начисление платы за нахождение вагонов на путях общего пользования должно происходить по таблице 3 приказа ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1. Признав данный довод ошибочным, суды верно отметили, что согласно пункту 3.3 названного приказа по ставкам таблицы N 3 плата определяется в следующих случаях: при нахождении порожних вагонов на железнодорожной станции выгрузки (в том числе на припортовой железнодорожной станции, определенной в соответствии с правилами перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте (в соответствии со статьей 44 Устава).
Кроме того, в соответствии со статьей 25 УЖТ перевозочный процесс завершается с момента выдачи груза (порожний вагон так же считается грузом) грузополучателю, а не с момента прибытия на станцию назначения, в связи с чем позиция ответчика противоречит нормам закона.
Ответчик правомерно ссылается на договор N 3/23 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, однако в соответствии с параграфом 12 договора N 3/23 готовыми к уборке, являются вагоны с оформленными надлежащим образом перевозочными документами.
Параграфом 10 указанного договора определено, что уборка вагонов с пути необщего пользования производится в количестве одновременно поданной группы вагонов.
Таким образом, перевозчиком производится уборка вагонов при наличии уведомлений о завершении грузовых операций на всю партию, а не на отдельные вагоны, в связи с чем данный довод заявителя также является ошибочным.
Аргумент заявителя о необоснованном отказе суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств является несостоятельным. поскольку отказ суда мотивирован непредставлением доказательств невозможности получения соответствующих документов самостоятельно, что согласуется с частью 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные требования
Суд кассационной инстанции применительно к приведенным в кассационной жалобе доводам не установил нарушений судами норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, рассмотренному в порядке упрощенного производства, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие подателя жалобы с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов, принятых в порядке упрощенного производства, являться не может.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.01.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по делу N А43-22419/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью ТПК "Восток-ресурс" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
В.Ю. Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель ссылается на статью 33 УЖТ, указывая на то, что перевозочный процесс завершается с момента прибытия вагона станцию назначения, следовательно, начисление платы за нахождение вагонов на путях общего пользования должно происходить по таблице 3 приказа ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1. Признав данный довод ошибочным, суды верно отметили, что согласно пункту 3.3 названного приказа по ставкам таблицы N 3 плата определяется в следующих случаях: при нахождении порожних вагонов на железнодорожной станции выгрузки (в том числе на припортовой железнодорожной станции, определенной в соответствии с правилами перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте (в соответствии со статьей 44 Устава).
Кроме того, в соответствии со статьей 25 УЖТ перевозочный процесс завершается с момента выдачи груза (порожний вагон так же считается грузом) грузополучателю, а не с момента прибытия на станцию назначения, в связи с чем позиция ответчика противоречит нормам закона."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 августа 2022 г. N Ф01-3661/22 по делу N А43-22419/2021