Нижний Новгород |
|
03 апреля 2024 г. |
Дело N А29-6662/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.04.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.04.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от заявителя: Поповой Н.В., директора,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Центр экологического партнерства"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.10.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023
по делу N А29-6662/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"Центр экологического партнерства"
(ИНН: 1102080631, ОГРН: 1181121000169)
о признании незаконным приказа
Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу
(ИНН: 1101486195, ОГРН: 1041100424221)
об обязании устранить допущенные нарушения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - прокуратура Республики Коми (ИНН: 1101481623, ОГРН: 1021100518196),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центр экологического партнерства" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным приказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) от 31.03.2023 N 202, об обязании Управления издать приказ о переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии с заявлением Общества от 20.02.2023 N 26.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Республики Коми.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Согласно оценочному листу Общество соответствует лицензионным требованиям. Объект размещения отходов включен в государственный Реестр объектов размещения отходов (далее - Реестр) в 2018 году, что троекратно было предметом проверки. Сведения о площади сооружения в 75 000 квадратных метров относятся к земельному участку. Объект введен в эксплуатацию с площадью 20 гектаров. Общество представило документы, подтверждающие фактическую площадь объекта.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третье лицо в отзыве поддержало доводы, изложенные в кассационной жалобе; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления Общества от 24.12.2020 N 134 о переоформлении лицензии от 20.10.2020 N (11)-110004-ТР на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в связи с намерением осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии (Республика Коми, город Печора, кадастровый номер объекта 11:12:0501001:2234), приказом Управления от 05.02.2021 N 59 в переоформлении лицензии отказано, поскольку лицензиат не соответствует лицензионным требованиям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 (далее - Положение N 2290), в том числе и потому, что объект с представленными Обществом характеристиками в части площади (194 949,8 квадратного метра) не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.04.2021 по делу N А29-1684/2021, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении требования Общества о признании данного приказа незаконным.
Общество 22.11.2021 обратилось в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования с заявлением о внесении изменений в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с представленной им характеристикой объекта, в которой, в том числе, применительно к данным о площади объекта обозначило значение - 194 949,8 квадратного метра. По результатам рассмотрения заявления Управление приняло решение, изложенное в письме от 13.12.2021, в котором отражено, что такая характеристика объекта не может являться основанием для принятия решения о внесении изменений в реестр.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022, оставленным без изменения Арбитражным судом Московского округа от 31.01.2023 по делу N А40-67424/2022, отказано в удовлетворении требования о признании решения от 13.12.2021 недействительным. Суды указали, что с учетом установленного проектной документацией срока службы усовершенствованной свалки полигонного типа, составляющего двадцать два года (с 1989 года), проектный срок эксплуатации объекта размещения отходов истек; проектная документация, обосновывающая продление срока эксплуатации полигона, является объектом государственной экологической экспертизы, однако информация о наличии проектной документации и заключения на нее государственной экологической экспертизы в материалы дела не представлена. Характеристика объекта, в которой отсутствует информация о наличии проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта, заключения государственной экологической экспертизы проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта, подтверждающего продление срока эксплуатации, а также наличие искаженной информации о площади объекта, не могут являться основанием для принятия решения о внесении изменений в государственный реестр объектов размещения отходов.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2023 N 305-ЭС23-7186 Обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно протоколу совещания на уровне субъекта Российской Федерации от 15.11.2022 Обществу указано на необходимость проработать вопросы по согласованию проведения работ по реконструкции полигона, а также о стоимости выполнения работ по комплексу инженерных изысканий, разработке (корректировке старой) проектно-сметной документации с учетом выполнения государственной экологической экспертизы.
Общество обратилось в Управление с заявлением от 28.12.2021 N 418 о переоформлении лицензии от 20.10.2020 N (11)-110004-ТР в связи с намерением осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии (Республика Коми, город Печора, кадастровый номер объекта 11:12:0501001:2234), в части работ по размещению отходов IV класса опасности, по результатам рассмотрения которого установлено, что в нарушение требований пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в Реестре отсутствует достоверная информация об организации, эксплуатирующей объект размещения отходов "Полигон захоронения отходов в г. Печоре" с номером 11-00072-З-00006-090118 (акт проверки от 11.02.2022), в связи с чем приказом Управления от 17.02.2022 N 65 заявителю отказано в переоформлении лицензии в связи с несоответствием Общества лицензионным требованиям, установленным подпунктом "е" пункта 3 Положения N 2290.
Законность приказа от 17.02.2022 N 65 являлась предметом рассмотрения и оценки судов в рамках дела N А29-2511/2022.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.04.2022, оставленным без изменения постановлениями Второго арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.10.2022 по делу N А29-2511/2022, в удовлетворении требований Общества о признании незаконным приказа от 17.02.2022 N 65 и об обязании переоформить лицензию отказано. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2023 N 301-ЭС22-26511 Обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии с решением совещания при прокуроре Республики Коми от 08.02.2023 Обществу рекомендовано, в том числе, обратиться с заявлением о корректировке (актуализации) сведений, содержащихся в государственном реестре объектов размещения отходов, в части изменения эксплуатирующей организации на Общество.
Общество вновь обратилось в Управление с заявлением от 20.02.2023 N 26 о переоформлении лицензии от 20.10.2020 N (11)-110004-ТР в связи с намерением осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии (Республика Коми, город Печора, кадастровый номер объекта 11:12:0501001:2234), в части работ по размещению отходов IV класса опасности.
К заявлению Общество приложило, в том числе, договор аренды от 30.03.2021 N 11-н, в соответствии с которым в аренду Общества на период с 30.03.2021 по 28.02.2026 передано недвижимое имущество - усовершенствованная городская свалка с кадастровым номером 11:12:0501001:2234 (дата присвоения кадастрового номера - 21.12.2020), площадью 194 949,8 квадратного метра, расположенная на земельных участках с кадастровыми номерами 11:12:0501001:1658, 11:12:0501001:1679, а также договор аренды от 31.07.2020 N 22-02ю/20 земельного участка с кадастровым номером 11:12:0501001:1658, площадью 75 000 квадратных метров, сроком действия с 31.07.2020 по 31.07.2040, содержащий сведения о том, что на момент подписания договора на земельном участке расположен незавершенный строительством объект - обустройство усовершенствованной городской свалки (соответствующий вид разрешенного использования земельного участка - под незавершенный строительством объект (обустройство усовершенствованной городской свалки) впоследствии изменен на специальную деятельность), договор аренды от 26.04.2021 N 8-02ю/21 земельного участка с кадастровым номером 11:12:0501001:1679, площадью 125 000 квадратных метров, со сроком аренды с 30.03.2021 по 28.02.2026, содержащий сведения о том, что в пределах земельного участка расположен объект недвижимости - усовершенствованная городская свалка.
Согласно сведениям акта выездной оценки от 10.03.2023 объект размещения отходов "Полигон захоронения отходов в г. Печоре" включен в Реестр с наименованием эксплуатирующей организации - общество с ограниченной ответственностью "Консул" и с обозначением площади объекта - 75 000 квадратных метров.
По результатам проведенной оценки установлено, что в нарушение статьи 12 Закона N 89-ФЗ площадь объекта по данным характеристики в государственном реестре объектов размещения отходов (75 000 квадратных метров) не соответствует сведениям, содержащимся в представленных Обществом документах (194 949,8 квадратного метра); Управление указало на сохранение ранее установленных обстоятельств - отсутствие в реестре объектов размещения отходов достоверной информации об организации, эксплуатирующей объект размещения отходов "Полигон захоронения отходов в г. Печоре" с номером 11-00072-З-00006-090118.
Приказом Управления от 31.03.2023 N 202 заявителю отказано в переоформлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) в связи с несоответствием Общества лицензионным требованиям, установленным подпунктом "е" пункта 3 Положения N 2290.
Не согласившись с приказом Управления от 31.03.2023 N 202, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Законом N 89-ФЗ и Положением N 2290, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество представило недостоверные сведения об объекте размещения отходов, признал обжалуемый приказ законным и обоснованным.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулирует Закон N 99-ФЗ.
Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа (статья 3 Закона N 99-ФЗ).
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию на основании пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению, в том числе, в случае изменения мест осуществления лицензируемого вида деятельности или перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Согласно части 9 статьи 18 Закона N 99-ФЗ при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать. При намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлен в Положении N 2290.
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, является наличие необходимых для выполнения работ по размещению отходов I - IV классов опасности зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих соискателю лицензии (лицензиату) на праве собственности или ином законном основании и соответствующих, в том числе, требованиям статей 11 и 12 Закона N 89-ФЗ; наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании земельного участка, необходимого для осуществления лицензируемого вида деятельности; использование лицензиатом объекта размещения отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что отказ Управления обусловлен обстоятельствами, аналогичными ранее изложенным основаниям для отказов в переоформлении лицензии по предыдущим заявлениям Общества. Доказательства устранения данных обстоятельств в материалы дела не представлено.
Суды приняли во внимание, что приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 09.01.2018 N 6 "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр размещения отходов" полигон размещения отходов в городе Печоре включен в Реестр, наименование эксплуатирующей организации - общество с ограниченной ответственностью "Консул", площадь - 75 000 квадратных метров.
На основании решения руководителя Управления от 06.03.2023 N 01-15/221 в период с 09.03.2023 по 10.03.2023 в отношении Общества проведена выездная оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям. Согласно Акту оценки соответствия лицензиат представил документы, подтверждающие информацию о том, что Общество на основании договора аренды недвижимого имущества от 30.03.2021 N 11-н владеет муниципальным имуществом - усовершенствованной городской свалкой площадью 194 949,8 квадратного метра с кадастровым номером 11:12:0501001:2234, расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами 11:12:6501001:1658, 11:12:0501001:1679.
Согласно документам, подтверждающим наличие у лицензиата необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений, помещений и земельного участка, объект размещения отходов с кадастровым номером 11:12:0501001:2234 площадью 194 949,8 квадратного метра расположен на двух земельных участках с кадастровыми номерами 11:12:0501001:1658 и 11:12:0501001:1679, площадью 75 000 квад-ратных метров и 125 000 квадратных метров соответственно.
Вместе с тем в Реестре имеется информация об объекте размещения отходов "Полигон захоронения отходов в г. Печоре", номер 11-00072-3-00006-090118, площадь которого составляет 75 000 квадратных метров, что не соответствует сведениям, содержащимся в документах, представленных Обществом.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что объект размещения отходов - усовершенствованная городская свалка с кадастровым номером 11:12:0501001:2234, расположенная на земельных участках с кадастровыми номерами 11:12:0501001:1658, 11:12:0501001:1679, площадью 194 949,8 квадратного метра, по характеристикам не соответствует объекту "Полигон захоронения отходов в г. Печоре", включенному в Реестром за номером 11-00072-3-00006-090118.
Согласно пункту 19 статьи 18 Закона N 99-ФЗ отказ во внесении изменений в реестр лицензий осуществляется, в том числе, по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 части 7 статьи 14 Закона N 99-ФЗ.
Основанием для отказа в предоставлении лицензии является, в том числе, наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации (пункт 1 части 7 статьи 14 Закона N 99-ФЗ).
Довод Общества о том, что им представлены фактические сведения, отклоняется судом округа.
Требование о включении объектов размещения отходов в Реестр установлено в пункте 6 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, при этом ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Реестр включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Реестр формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 49. Характеристики объекта размещения отходов включаются в Реестр по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов (раздел III Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792).
Размещение отходов на объектах, не внесенных в Реестр, запрещено (пункт 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ).
Противоречие между сведениями, указанными в Реестре, и документами, представленными Обществом, в данном случае является достаточным основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий.
С учетом изложенного Управление обоснованно отказало Обществу в переоформлении лицензии.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что спорный ненормативный акт соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Основания для применения правовосстановительной меры в виде обязания Управления переоформить лицензию у судов в рассматриваемом случае отсутствовали.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.10.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023 по делу N А29-6662/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр экологического партнерства" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требование о включении объектов размещения отходов в Реестр установлено в пункте 6 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, при этом ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Реестр включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Реестр формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 49. Характеристики объекта размещения отходов включаются в Реестр по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов (раздел III Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792).
Размещение отходов на объектах, не внесенных в Реестр, запрещено (пункт 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 апреля 2024 г. N Ф01-1129/24 по делу N А29-6662/2023