Нижний Новгород |
|
09 сентября 2022 г. |
Дело N А82-17890/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.09.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Когута Д.В., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Пахомова Александра Федоровича
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.03.2022 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022
по делу N А82-17890/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Хартия"
(ИНН: 7703770101, ОГРН: 1127746462250)
к индивидуальному предпринимателю Пахомову Александру Федоровичу
(ИНН: 761100006260, ОГРН: 304761121700081)
о взыскании долга и неустойки
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Хартия" (далее - ООО "Хартия", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к индивидуальному предпринимателю Пахомову Александру Федоровичу (далее - ИП Пахомов А.Ф., Предприниматель) о взыскании 641 894 рублей 30 копеек задолженности по оплате услуг, оказанных по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 23.11.2018 N 4112/П/ЯРО-2018-Т в период с сентября 2018 года по апрель 2020 года, а также 93 845 рублей 20 копеек неустойки за периоды с 11.10.2018 по 05.04.2020 и с 01.01.2021 по 07.10.2021.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 22.03.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, в спорном периоде услуги по обращению с ТКО истец не оказывал; Предприниматель самостоятельно вывозил ТКО; истец не представил в качестве доказательств оказания услуг отчеты аппаратуры спутниковой навигации мусоровоза, маршрутный журнал мусоровоза, путевые листы с отметкой полигона твердых бытовых отходов, паспорт отходов, документацию о транспортировании и передаче отходов с указанием их количества, талон с указанием наименования и количества сданных отходов.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Предприниматель заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ООО "Хартия" и Департамент окружающей среды и природопользования Ярославской области заключили соглашение от 23.05.2018 N 7 "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами", согласно которому Общество наделено статусом регионального оператора. Дата начала оказания услуг - 01.09.2018.
ООО "Хартия" (региональный оператор) и ИП Пахомовым А.Ф. (потребитель) подписали договор от 23.11.2018 N 4112/П/ЯРО-2018-Т, в соответствии с которым региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ярославской области в сфере обращения с отходами, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории Ярославской области, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 2 договора наименование, адрес и категория объекта потребителя, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно приложению N 1 к договору.
Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах (площадках) накопления, в которые складирует твердые коммунальные отходы исключительно потребитель (пункт 15 договора).
Сроки и порядок определения стоимости услуг определен в разделе 2 договора. Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 6 договора).
В соответствии с пунктом 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.09.2018.
Договор заключен на срок до 31.12.2018 и считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо заключении нового договора на иных условиях. Договор считается продленным на следующий календарный год, но не более чем до 31.12.2026 (пункты 26 и 27 договора).
В силу пункта 16 договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
Место накопления твердых коммунальных отходов объемом 1,1 кубического метра в месяц расположено по адресу: 152300, Ярославская область, г. Тутаев, ул. Железнодорожная 1А (приложение к договору).
Кроме того, Общество и Предприниматель 13.03.2020 подписали дополнительное соглашение N 1, в соответствии с которым приложение (объем и место накопления ТКО) к договору изложено в новой редакции.
В соответствии с пунктом 3 дополнительное соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами. Положения дополнительного соглашения применяются к правоотношениям сторон, возникшим с 01.09.2018.
По утверждению истца, он в период с сентября 2018 года по апрель 2020 года оказал ответчику услуги, предусмотренные договором, в подтверждение чего представил акты оказанных услуг. В связи с неоплатой ответчиком оказанных услуг у него образовалась задолженность по договору в размере 641 894 рублей 30 копеек за указанный период.
В добровольном порядке ответчик требование истца о погашении долга не исполнил, поэтому Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 330, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и форма Типового договора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Арбитражный суд Ярославской области признал доказанным факт оказания ответчику услуг в спорном периоде и удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
На основании пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В пункте 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 6 данной статьи накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
Договор между потребителем и региональным оператором заключается на основании типового договора (пункт 8 (10) Правил N 1156), а в приложении к типовому договору указываются места (площадки) накопления ТКО, в том числе и информация об их размещении в графическом виде.
Согласно пункту 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, территориальной схеме реестре мест накопления.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что ИП Пахомову А.Ф. принадлежат помещения, расположенные по адресам: Ярославская обл., г. Тутаев, ул. Железнодорожная, д. 1А; ул. Моторостроителей, д. 74В; ул. Комсомольская, д. 74; ул. Дементьева, д. 12.
На момент заключения договора от 23.11.2018 N 4112/П/ЯРО-2018-Т ответчик владел всеми помещениями, перечисленными в дополнительном соглашении N 1 к договору, однако к региональному оператору с заявкой о заключении договора в отношении данных помещений не обращался. При этом услугами ответчик пользовался с учетом прикрепленности к общедомовым контейнерным площадкам, что в дальнейшем было урегулировано дополнительным соглашением N 1 к договору.
В пункте 3 дополнительного соглашения N 1 к договору указано, что его положения применяются к правоотношениям сторон, возникшим с 01.09.2018, что не противоречит пункту 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды признали доказанным факт оказания истцом услуг ответчику по вывозу ТКО в спорном периоде, в том числе документами, предусмотренными договором.
Доказательств ненадлежащего исполнения региональным оператором обязанностей по оказанию услуг материалы дела не содержат.
Проверив произведенный истцом расчет стоимости оказанных услуг и неустойки и признав его верным, суды правомерно удовлетворили иск Общества.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.03.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 по делу N А82-17890/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Пахомова Александра Федоровича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на индивидуального предпринимателя Пахомова Александра Федоровича.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
Договор между потребителем и региональным оператором заключается на основании типового договора (пункт 8 (10) Правил N 1156), а в приложении к типовому договору указываются места (площадки) накопления ТКО, в том числе и информация об их размещении в графическом виде.
Согласно пункту 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, территориальной схеме реестре мест накопления.
...
В пункте 3 дополнительного соглашения N 1 к договору указано, что его положения применяются к правоотношениям сторон, возникшим с 01.09.2018, что не противоречит пункту 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 сентября 2022 г. N Ф01-4693/22 по делу N А82-17890/2021