Нижний Новгород |
|
12 сентября 2022 г. |
Дело N А28-16813/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.09.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.09.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Домрачевой Н.Н., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Осокиной Т.Ю. (доверенность от 16.03.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственной жилищной инспекции Кировской области
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022
по делу N А28-16813/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс"
(ИНН: 6315376946; ОГРН: 1056315070350)
к государственной жилищной инспекции Кировской области
(ИНН: 4345049124; ОГРН: 1024301334089)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
и установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - административный орган, Инспекция) от 25.11.2021 N 1463 о привлечении публичного акционерного общества "Т Плюс" к административной ответственности на основании статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 7000 рублей.
Решением суда от 25.03.2022 в удовлетворении требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 решение суда отменено, постановление Инспекции признано незаконным и отменено.
Инспекция не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя кассационной жалобы, события административных правонарушений, отраженные в постановлениях государственной жилищной инспекции Кировской области от 26.10.2021 N 1343 и от 25.11.2021 N 1463, различны, и факт повторного привлечения Общества к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения отсутствует.
Подробно доводы Инспекции изложены в кассационной жалобе и поддержаны ее представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве возразило против доводов Инспекции, сославшись на законность обжалованного постановления суда.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения от 28.07.2021 N А-5317 правообладателя жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Кировская область, город Киров, улица Воровского, дом 56, а также письма администрации города Кирова от 09.08.2021, сведений, предоставленных Обществом, старший государственный инспектор Инспекции за ненадлежащее исполнение пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 4 приложения 1 к Правилам N 354 и пункта 2 постановления администрации города Кирова от 23.11.2020 N 2574-п (далее - Постановление N 2574-п) при осуществлении деятельности по поставке коммунального ресурса для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению и отоплению в период с 07.06.2021 по 12.07.2021 в многоквартирном доме 56 составил в отношении Общества протокол об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ.
Постановлением от 25.11.2021 N 1463 Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 7000 рублей.
Общество оспорило постановление в судебном порядке.
Руководствуясь статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами N 354, суд первой инстанции признал законным вынесенное постановление Инспекции и отказал в удовлетворении требования Общества.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь также постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170), Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей" (вместе с "Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей") (далее - Правила N 889), постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", установил повторность привлечения Общества к административной ответственности за одно и то же административное нарушение, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в числе прочего, обязан проверить имелись ли законные основания для привлечения к ответственности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, является нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами данного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией. Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, регулируются Правилами N 354.
В силу подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении 1.
В силу пункта 4 приложения 1 к Правилам N 354 продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, действовавших до 01.03.2021, установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" утверждены и введены в действие с 01.03.2021 санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 (далее - СанПиН 1.2.3685-21).
Период допустимого отключения систем горячего водоснабжения в СанПиН 1.2.3685-21 не установлен.
В соответствии с пунктом 5.1.5 Правил N 170, рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Исходя из пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей установлен Правилами N 889.
Согласно пункту 3 Правил N 889 в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" вывод в ремонт осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием выводимых в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Согласно пункту 4 Правил N 889 вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее - сводный план), утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в плановый ремонт, а также уведомлений о внеплановом ремонте.
Пунктом 10 Правил N 889 установлено, что при необходимости внесения изменений в сводный план, в том числе продления сроков ранее начатых ремонтов, владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей подают в орган местного самоуправления заявку на внесение изменений в сводный план, которая должна содержать обоснование изменения сроков ремонтов.
Особенности вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения в ремонт или из эксплуатации регламентированы разделом IV Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642 (далее - Правила N 642).
Согласно пункту 97 Правил N 642 осуществление вывода в ремонт и (или) из эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, производится по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого осуществляется горячее водоснабжение с использованием указанных объектов.
В силу пункта 98 Правил N 642 вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонта объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в планово-предупредительный ремонт, а также уведомлений о внеплановом ремонте.
В случае осуществления внепланового ремонта собственник или иной законный владелец объектов централизованной системы горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, направляет в органы местного самоуправления в течение 1 рабочего дня со дня начала внепланового ремонта уведомление с указанием объектов централизованной системы горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, выведенных во внеплановый ремонт, и сроков ремонта (пункт 107 Правил N 642).
Постановлением N 2574-п, в том числе со ссылкой на Правила N 889, СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержден Сводный план вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году.
В силу пункта 2 Постановления N 2574-п ресурсоснабжающим, транспортирующим и обслуживающим объекты теплового хозяйства организациям в период ежегодных профилактических ремонтов указано производить отключение систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток.
Постановлением администрации города Кирова от 30.08.2021 N 1942-п внесены изменения в Постановление N 2574-п, в соответствии с которыми из него исключена ссылка на СанПиН 2.1.4.2496-09, пункт 2 изложен в следующей редакции: "2. Ресурсоснабжающим, транспортирующим и обслуживающим объекты теплового хозяйства организациям в период ежегодных профилактических ремонтов рекомендуется производить отключение систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток".
В то же время утвержденный Постановлением N 2574-п Сводный план-график содержит применительно к каждому из указанных в нем ремонтных мероприятий на сетях и отключаемых в связи с этим потребителей с наименованием многоквартирного дома конкретный срок выполнения работ.
Как следует из материалов настоящего дела, Общество является исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению в многоквартирном доме 56, в связи с чем на него распространяется обязанность по соблюдению нормативно установленных требований при предоставлении потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
По причине проведения Обществом гидравлических испытаний и ремонтных работ по устранению дефектов на наружных тепловых сетях в МКД N 56 в период с 07.06.2021 по 12.07.2021, превышающий 14 дней, отсутствовало горячее водоснабжение, что Обществом по существу не оспаривается.
В обозначенный период отсутствия горячего водоснабжения в МКД N 56 действовал пункт 2 Постановления N 2574-п в редакции, предусматривавшей обязательность соблюдения 14-суточного срока отключения систем горячего водоснабжения жилых домов.
Несоблюдение Обществом 14-суточного срока отключения систем горячего водоснабжения в МКД 56 влечет ответственность, предусмотренную статьей 7.23 КоАП РФ.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что постановлением Инспекции от 26.10.2021 N 1343 Общество было привлечено к административной ответственности за непредоставление в многоквартирном доме 56 коммунальной услуги по отоплению в период с 07.06.2021 по 30.06.2021.
Непринятие Обществом достаточных мер для обеспечения потребителей спорного МКД коммунальной услугой по ГВС в соответствии с нормативными требованиями в период с 01.07.2021 по 12.07.2021 (за пределами периода, вмененного постановлением от 26.10.2021 N 1343) не образует события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, поскольку такой период составляет менее 14 суток, и на указанные дни не распространяются положения пункта 4 приложения 1 к Правилам N 354 о продолжительности отключения ГВС на случай проведения аварийных работ, поскольку данные сроки не распространяются на продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения.
В силу части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Выполнение установленной частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ гарантии обеспечивается закрепленным в пункте 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ правилом, согласно которому при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о совершении Обществом в указанный период одного, единого административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, выразившегося в нарушении нормативно-установленного режима обеспечения жителей многоквартирного дома 56 коммунальными услугами по отоплению и горячему водоснабжению.
Таким образом, довод заявителя жалобы об отсутствии повторного привлечения Общества к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения судом кассационной инстанции отклоняется.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконным и отменили постановление государственной жилищной инспекции Кировской области от 25.11.2021 N 1463.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Доводы кассационной жалобы по существу направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных судами фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции не установил существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку уплата государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности, в том числе при подаче кассационной жалобы, не предусмотрена.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 по делу N А28-16813/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выполнение установленной частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ гарантии обеспечивается закрепленным в пункте 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ правилом, согласно которому при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о совершении Обществом в указанный период одного, единого административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, выразившегося в нарушении нормативно-установленного режима обеспечения жителей многоквартирного дома 56 коммунальными услугами по отоплению и горячему водоснабжению."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 сентября 2022 г. N Ф01-4523/22 по делу N А28-16813/2021