Нижний Новгород |
|
13 сентября 2022 г. |
Дело N А82-1140/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Чиха А.Н.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью
"Управляющая компания Приоритет"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.04.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022
по делу N А82-1140/2022
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль"
(ИНН: 7606052264, ОГРН: 1057601050011)
к обществу с ограниченной ответственностью
"Управляющая компания Приоритет"
(ИНН: 7627053861, ОГРН: 1207600019329)
о взыскании задолженности
и установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ярославль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Приоритет" (далее - Компания) 133 755 рублей 83 копеек задолженности по оплате электрической энергии за ноябрь 2021 года, 1288 рублей 51 копейки пеней за период с 16.12.2021 по 18.01.2022 и далее по день фактической оплаты долга.
Арбитражный суд Ярославской области рассмотрел дело в порядке упрощенного производства и решением от 07.04.2022 (резолютивная часть от 21.03.2022), оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022, удовлетворил иск.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, пунктами 17 и 31(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктом 3 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Компания обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к неверному выводу о наличии у Компании обязанности оплатить Обществу электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды сверх установленного норматива.
Податель жалобы настаивает на том, что у Общества и конечных потребителей заключены прямые договоры, в связи с чем именно собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя оплаты электроэнергии, поставленной в целях содержания общего имущества, в объеме, превышающем норматив потребления в этих целях.
По мнению ответчика, документы, представленные истцом в обоснование объема поставленной электроэнергии, не являются актами снятия показаний расчетных приборов учета. Кроме того, эти документы не были направлены Обществу, что является нарушением действующего законодательства в сфере электроэнергетики.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представило.
В порядке части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, рассматривается судьей единолично без вызова сторон.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, администрация сельского поселения Бурмакино Некрасовского муниципального района Ярославской области постановлением от 29.04.2021 N 57 назначила Компанию управляющей организацией для управления многоквартирными домами на территории сельского поселения Бурмакино, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом, выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация в связи с досрочным прекращением действия лицензии муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Бурмакино".
Общество направило Компании проект договора энергоснабжения от 04.08.2021 N 76110002998, по условиям которого предусматривалась обязанность ответчика принимать и оплачивать электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирных домах и (или) в целях индивидуального потребления электрической энергии потребителями покупателя, а также производить другие предусмотренные договором платежи в сроки и на условиях, определенных договором.
Компания оставила оферту без ответа.
Истец в отсутствие заключенного договора в ноябре 2021 года поставил в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении Компании, электроэнергию, неполная оплата которой послужила основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В соответствии с пунктом 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном названным Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 данной статьи, но не более одного года.
Согласно пункту 3 Правил N 1616 предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354.
Из подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 следует, что ресурсоснабжающая организация, для которой заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, либо управление которым осуществляет управляющая организация на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил, а в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации - со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением соответствующего договора управления таким домом.
В силу прямого указания подпункта "а" пункта 31(1) Правил N 354 временная управляющая организация обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество в спорный период поставило в многоквартирные дома, находящиеся во временном управлении Компании, электроэнергию, в том числе и на общедомовые нужды; расчет объема поставленного ресурса судами проверен, признан верным и документально подтвержденным.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что Компания обязана приобретать у Общества электрическую энергию в объеме, необходимом для содержания мест общего пользования в многоквартирных домах, находящихся в ее временном управлении.
Вопреки позиции заявителя действующее законодательство, регулирующее деятельность временных управляющих организаций, не содержит положений, ограничивающих объем их обязательств перед ресурсоснабжающими организациями в части оплаты коммунальных ресурсов, поставленных в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Доводы Компании об обратном основаны на неверном толковании норм материального права и поэтому подлежат отклонению.
При этом объем ресурса, поставленного истцом на соответствующие цели в спорные дома, установлен судами и ответчиком предметно не оспорен.
Настаивая на том, что объем электроэнергии, предъявленный Обществом к оплате, является неверным, Компания ссылается на нарушения, допущенные ресурснабжающей организацией при снятии показаний, а также на несоответствие ведомостей электропотребления установленной законом форме. В то же время ответчик имел право самостоятельно снимать показания общедомовых приборов учета и не представил контррасчет объема электроэнергии.
С учетом изложенного судебные инстанции обоснованно заключили, что сведения, представленные Обществом, надлежащим образом не опровергнуты.
Оснований для иного вывода у суда округа, с учетом отсутствия у него компетенции по переоценке доказательств и выводов судов первой и апелляционной инстанций, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 3000 рублей и расходы по ее уплате относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.04.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022 по делу N А82-1140/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Приоритет" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
А.Н. Чих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 следует, что ресурсоснабжающая организация, для которой заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, либо управление которым осуществляет управляющая организация на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил, а в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации - со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением соответствующего договора управления таким домом.
В силу прямого указания подпункта "а" пункта 31(1) Правил N 354 временная управляющая организация обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 сентября 2022 г. N Ф01-3794/22 по делу N А82-1140/2022