Нижний Новгород |
|
14 сентября 2022 г. |
Дело N А29-13404/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.09.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетическая компания города Печора"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.02.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022
по делу N А29-13404/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетическая компания города Печора" (ОГРН: 1061105010471, ИНН: 1105019032)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Коми по городу Печоре Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (ОГРН: 1161101050439, ИНН: 1101056523),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета
спора, - Олар Галина Григорьевна.
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетическая компания города Печора" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по городу Печоре Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - Инспекция) от 05.08.2021 N 16.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Олар Галина Григорьевна.
Решением суда от 02.02.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что собственники жилых и нежилых помещений приняли решение об определении расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, исходя из показаний общедомовых приборов учета (протокол от 28.11.2017). Решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не оспорено в судебном порядке. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве отклонила доводы жалобы и заявила ходатайство о ее рассмотрении в отсутствие представителя.
Третье лицо в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, жалобу Общества - без удовлетворения. Олар Г.Г. заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество осуществляет управление многоквартирным домом 13 по улице Социалистической города Печора (далее - МКД).
Инспекция на основании распоряжения от 27.07.2021 N 1276-л провела в отношении Общества внеплановую выездную проверку фактов, изложенных в обращении собственника (потребителя) жилого помещения спорного дома о неправомерном начислении платы за электроснабжение, потребляемое при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В ходе проверки Инспекция пришла к выводу о неправомерном начислении собственникам МКД платы за электроснабжение, потребляемое при использовании и содержании общего имущества в МКД, исходя из показаний общедомового прибора учета, без учета утвержденного норматива потребления. Результаты проверки отражены в акте от 05.08.2021.
По итогам проверки Обществу выдано предписание от 05.08.2021 N 16 об устранении выявленного нарушения.
Общество оспорило выданное предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Кодекса, Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 258-ФЗ), Правилами N 491, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий (Кодекс, Положение о Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), утвержденное постановлением Правительства Республики Коми от 22.12.2015 N 541).
Согласно части 1 статьи 153 Кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 Кодекса).
В соответствии с частью 7 статьи 156 Кодекса размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 статьи 156 Кодекса.
Часть 9.2 статьи 156 Кодекса (в редакции Закона N 258-ФЗ) предусматривает, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В пункте 29 Правил N 491 предусмотрено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 1 января 2017 года в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В случае, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
По смыслу приведенных норм следует, что решение общего собрания собственников об оплате расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов, может быть принято, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень.
При этом из решения должно однозначно следовать, что волеизъявление собственников помещений направлено на включение в плату за содержание жилого помещения расходов в размере превышения объема коммунальных ресурсов, определяемых по показаниям коллективного (общедомового) прибора над объемом, рассчитанным исходя из норматива потребления коммунального ресурса.
Суды установили, материалами дела подтверждено, что Общество осуществляет управление спорным МКД, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии.
Расчет размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, Общество производило исходя из фактических показаний прибора учета без учета установленного норматива потребления.
Общество не доказало, что собственники приняли решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из норматива, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорциональному размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Решение общего собрания собственников помещений, на которое ссылалось Общество, суды оценили и отклонили. Из данного решения не следует, что собственники приняли решение об оплате стоимости коммунального ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества, в полном объеме, превышающем объем, рассчитанный исходя из норматива потребления, установили порядок распределения указанного объема.
Таким образом, расчет платы Общество производило с нарушением части 9.2 статьи 156 Кодекса, пункта 29 Правил N 491.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии у Инспекции оснований для выдачи предписания.
Установив, что предписание является исполнимым, направлено на устранение выявленных нарушений, суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда и отклонены, как основанные на неправильном толковании норм законодательства, действующего в спорный период.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.02.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 по делу N А29-13404/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетическая компания города Печора" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
По смыслу приведенных норм следует, что решение общего собрания собственников об оплате расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов, может быть принято, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень.
...
Решение общего собрания собственников помещений, на которое ссылалось Общество, суды оценили и отклонили. Из данного решения не следует, что собственники приняли решение об оплате стоимости коммунального ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества, в полном объеме, превышающем объем, рассчитанный исходя из норматива потребления, установили порядок распределения указанного объема.
Таким образом, расчет платы Общество производило с нарушением части 9.2 статьи 156 Кодекса, пункта 29 Правил N 491."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 сентября 2022 г. N Ф01-4671/22 по делу N А29-13404/2021