Нижний Новгород |
|
15 сентября 2022 г. |
Дело N А43-41132/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Чиха А.Н.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью фирма "Вика"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.03.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2022
по делу N А43-41132/2021
по иску акционерного общества "Нижегородский водоканал"
(ИНН: 5257086827, ОГРН: 1065257065268)
к обществу с ограниченной ответственностью фирма "Вика"
(ИНН: 5256001059, ОГРН: 1025202262634)
о взыскании задолженности
и установил:
акционерное общество "Нижегородский водоканал" (далее - Водоканал) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью фирма "Вика" (далее - Общество) 65 140 рублей 41 копейки задолженности по внесению платы за превышение нормативов состава сточных вод за апрель и май 2021 года, 7435 рублей 57 копеек неустойки, начисленной с 12.05.2021 по 10.12.2021, и далее по день фактической оплаты долга.
Арбитражный суд Нижегородской области рассмотрел дело в порядке упрощенного производства и решением от 21.03.2022 (резолютивная часть от 05.03.2022), оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2022, удовлетворил иск.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, статьями 14, 30.1 и 30.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), пунктами 35, 36, 124, 194 и 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание факт закрепления в договоре водоснабжения и водоотведения обязанности Водоканала по осуществлению контроля за соблюдением Обществом требований к составу сточных вод, в том числе путем проведения отбора и анализа проб сточных вод один раз в квартал. Контрольный канализационный колодец Общества согласован сторонами в приложении 5 к договору. Между тем Водоканал с апреля 2021 года отбор проб сточных вод не производил, контроль состава и свойств сточных вод не осуществлял.
Податель жалобы обращает внимание суда округа на то, что самостоятельно произвел анализ проб сточных вод в аккредитованной лаборатории общества с ограниченной ответственностью "Лидер". Результаты анализа проб направлены Водоканалу, а также послужили основанием для формирования декларации состава и свойств сточных вод, отводимых от объектов Общества. С учетом изложенного, размер платы за превышение нормативов состава сточных вод за май 2021 года должен быть пересчитан с учетом результатов анализа проб сточных вод и согласованной Водоканалом декларации.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Водоканал в отзыве на кассационную жалобу отклонил доводы, изложенные в ней, просил оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Водоканал (поставщик) и Общество (абонент) заключили договор на отпуск воды и прием сточных под от 06.03.2008 N 3569, по условиям которого поставщик обязался производить отпуск питьевой воды и оказывать услуги водопроводной сети с учетом коэффициента максимальной суточной нагрузки, а также производить прием бытовых и прочих сточных вод от всех источников водоснабжения и водоотведения, указанных в приложениях 1В и 1К, а абонент обязался оплачивать принятые услуги, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечивать безопасность эвакуации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
Указанный договор расторгнут на основании дополнительного соглашения от 22.04.2021.
Одновременно с расторжением ранее действующего договора Водоканал (гарантирующая организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение) и Общество (абонент) заключили единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от 22.04.2021 N 3569, по условиям которого гарантирующая организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду, а также осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду установленного качества в сроки и порядке, предусмотренные договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 15 договора абонент обязался производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены договором, в том числе в случае перехода прав на объекты, в отношении которых осуществляется водоснабжение и водоотведение, до даты расторжения настоящего договора в соответствии с пунктом 71(1) настоящего договора, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту.
Водоканал в апреле и мае 2021 года оказал Обществу услуги по водоснабжению и водоотведению.
Отказ Общества внести плату за превышение нормативов состава сточных вод, рассчитанную в упрощенном порядке (без проведения отбора и анализов проб сточных вод) послужил основанием для обращения Водоканала с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыв на нее, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона о водоснабжении по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Нормативы состава сточных вод - это устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации). При этом Правилами N 644 определяется в том числе порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов (пункт 13.1 статьи 2, пункт 8.2 части 11 статьи 7 Закона о водоснабжении).
В пункте 1 статьи 30.1 Закона о водоснабжении предусмотрено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 30.2 Закона о водоснабжении).
Абонент, в том числе, обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод. Организация водопроводно-канализационного хозяйства, в свою очередь, вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (подпункт "ж" пункта 35, подпункт "г" пункта 36 Правил N 644).
Упрощенный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод предусмотрен в пункте 203 Правил N 644.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Правила N 644 дополнены также разделом XV "Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов".
В силу пункта 203 Правил 644 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020
728) для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле: Пнорм. сост. = 2
Т
Qпр1.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.
В абзаце первом пункта 124 Правил N 644 указано, что в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 кубических метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
Учитывая изложенное, для объектов абонентов при наличии любого из условий, указанных в абзацах 2 - 4 пункта 203 Правил N 644, расчет и взимание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод возможны по формуле, предусмотренной шестым абзацем пункта 203 Правил N 644, без установления факта превышения нормативов состава сточных вод.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле (статьи 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению в их совокупности, исходя при этом из их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили факт оказания Водоканалом Обществу услуг по водоотведению. Сброс Обществом сточных вод в объеме менее 30 кубометров в сутки и ведение им деятельности, указанной в пункте 203 Правил N 644, документально подтверждены. Общество эти обстоятельства не оспаривает.
Возражения Общества, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к несогласию с начислением платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод без отбора пробы и проведения ее анализа.
Между тем, вопреки доводам Общества, плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод начисляется и без проведения анализа отобранных организацией водопроводно-канализационного хозяйства проб сточных вод, в случае, если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 203 Правил N 644.
Аналогичный подход к применению упрощенного порядка расчета платы изложен Верховным Судом Российской Федерации в решении от 16.12.2020 N АКПИ20-722 применительно к плате за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, предусмотренную пунктом 123(4) Правил N 644.
Суды установили, что основным видом экономической деятельности Общества в соответствии с данными, приведенными в Едином государственном реестре юридических лиц, является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания.
Таким образом, Общество соответствует критерию, приведенному в абзаце втором пункта 203 Правил N 644.
Вопреки позиции Общества, само по себе согласование контрольного канализационного колодца в отсутствие поданной декларации о составе и свойств сточных вод не является обстоятельством, однозначно свидетельствующим о наличии у организации водопроводно-канализационного хозяйства обязанности производить расчет платы за превышение нормативов состава сточных вод на основании результатов анализа проб сточных вод.
При этом аргумент заявителя о подаче соответствующей декларации и необходимости ее использования в расчетах за май 2021 года подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм материального права.
В пункте 127 Правил N 644 установлено, что декларация на очередной год подается до 1 ноября предшествующего года в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
Из материалов дела следует и Обществом не оспаривается, что декларация подана им Водоканалу 07.06.2021.
Между тем действующее законодательство не предусматривает возможности распространения срока действия декларации на периоды, предшествующие месяцу ее подачи.
С учетом изложенного, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Общество не представило доказательств, свидетельствующих о подаче им декларации о составе и свойствах сточных вод в спорный период, в связи с чем расчет платы за превышение нормативов состава сточных вод в упрощенном порядке, предусмотренном пунктом 203 Правил N 644, является обоснованным.
При таких обстоятельствах вывод судов о наличии оснований для удовлетворения иска Водоканала в полном объеме является верным.
Иные возражения, приведенные Обществом в кассационной жалобе, отклоняются судом округа, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права применительно к конкретным фактическим обстоятельствам, установленным судами, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств.
Суд кассационной инстанции не установил существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющихся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобы составляет 3000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.03.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2022 по делу N А43-41132/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирма "Вика" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
А.Н. Чих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что основным видом экономической деятельности Общества в соответствии с данными, приведенными в Едином государственном реестре юридических лиц, является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания.
Таким образом, Общество соответствует критерию, приведенному в абзаце втором пункта 203 Правил N 644.
...
В пункте 127 Правил N 644 установлено, что декларация на очередной год подается до 1 ноября предшествующего года в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
Из материалов дела следует и Обществом не оспаривается, что декларация подана им Водоканалу 07.06.2021.
Между тем действующее законодательство не предусматривает возможности распространения срока действия декларации на периоды, предшествующие месяцу ее подачи.
С учетом изложенного, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Общество не представило доказательств, свидетельствующих о подаче им декларации о составе и свойствах сточных вод в спорный период, в связи с чем расчет платы за превышение нормативов состава сточных вод в упрощенном порядке, предусмотренном пунктом 203 Правил N 644, является обоснованным."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 сентября 2022 г. N Ф01-4674/22 по делу N А43-41132/2021