Нижний Новгород |
|
19 сентября 2022 г. |
Дело N А11-11346/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.09.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Когута Д.В., Шемякиной О.А.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Карасевой Ю.И. (доверенность от 17.01.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ДИАЛИЗ СП"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.01.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022
по делу N А11-11346/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДИАЛИЗ СП"
(ИНН: 7801301595, ОГРН: 1167847102994)
о признании недействительными акта Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области от 11.06.2021 и решения от 22.06.2021 N 04-3260
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ДИАЛИЗ СП" (далее - ООО "ДИАЛИЗ СП", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительными акта комплексной проверки Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области (далее - Фонд) от 11.06.2021 в части выводов о восстановлении в бюджет Фонда средств обязательного медицинского страхования в сумме 62 376 рублей 92 копеек, использованных не по целевому назначению, и об уплате штрафа в размере 6237 рублей 69 копеек, а также решения Фонда от 22.06.2021 N 04-3260 и требования от 01.07.2021 N 04-3575 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 24.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 решение суда оставлено без изменения.
ООО "ДИАЛИЗ СП" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, Фонд не доказал факт нецелевого использования Обществом средств обязательного медицинского страхования. Перечень расходов медицинской организации на оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования является открытым; нормативно установленные запреты и ограничения на использование средств обязательного медицинского страхования в целях уплаты страховых премий по страхованию имущества и убытков от перерыва в хозяйственной деятельности отсутствуют. Спорные затраты обусловлены требованиями собственников арендуемых Обществом нежилых помещений для осуществления медицинской деятельности. Неисполнение данных требований могло негативно повлиять на деятельность организации. Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание, что Фондом не был соблюден порядок проведения проверочных мероприятий в отношении Общества. В частности, акт проверки не содержит информации о конкретных нарушенных ООО "ДИАЛИЗ СП" нормах действующего законодательства; в акте проверки указаны рекомендации по устранению выявленных недостатков и нарушений, а не соответствующее требование о возврате средств, использованных не по целевому назначению.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Общества.
ООО "ДИАЛИЗ СП" заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Фонд провел комплексную проверку ООО "ДИАЛИЗ СП" по вопросу целевого и эффективного использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
В ходе проверки Фонд пришел к выводу о нецелевом использовании Обществом средств обязательного медицинского страхования в размере 62 376 рублей 92 копеек при выплате страховых премий.
Результаты проверки отражены Фондом в акте от 11.06.2021, в котором Обществу рекомендовано обеспечить целевое и эффективное расходование средств обязательного медицинского страхования; восстановить в бюджет Фонда денежные средства, использованные не по целевому назначению, а также уплатить штраф в размере 10 процентов от суммы средств, использованных не по целевому назначению.
По итогам рассмотрения письменных возражений медицинской организации Фонд в решении от 22.06.2021 N 04-3260 оставил без изменения вывод о нецелевом использовании Обществом средств обязательного медицинского страхования.
Фонд выставил Обществу требование от 01.07.2021 N 04-3575 об уплате спорной суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, а также начисленного штрафа по части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее -
Закон N 326-ФЗ).
Посчитав свой права нарушенными, ООО "ДИАЛИЗ СП" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 9, 14, 20, 30, 34, 35, 39 Закона N 326-ФЗ, Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н, Арбитражный суд Владимирской области счел доказанным факт нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В пунктах 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
На основании части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ.
В части 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ определено, что расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения:
1) выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
2) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
3) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов или нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
4) ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями;
5) выполнения функций органа управления территориального фонда.
Согласно части 1 статьи 35 Закона N 326 базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В статье 30 Закона N 326-ФЗ установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1).
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (часть 2).
В пункте 158 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила N 158н), и пункте 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В силу пункта 158.1 Правил N 158н и пункта 193 Правил N 108н в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества); затраты на приобретение услуг связи; затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); прочие затраты на общехозяйственные нужды (пункт 158.3 Правил N 158н и пункт 195 Правил N 108н).
Таким образом, из приведенных норм права следует, что единственным критерием для признания расходов в системе обязательного медицинского страхования целевыми является направление средств на оказание медицинской помощи или отнесение к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
Суды установили, что ООО "ДИАЛИЗ СП" оказывает специализированную медицинскую помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования.
В проверяемом периоде Общество и СПАО "Ингосстрах" заключили договоры имущественного страхования (полисы по страхованию имущества и убытков от перерыва в хозяйственной деятельности) от 23.04.2019 N 424-003503/19 и от 24.07.2020 N 424-107348/19, страховые премии по которым в общей сумме 62 376 рублей 92 копейки за 2019 и 2020 годы уплачены за счет средств обязательного медицинского страхования.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом, что страхование имущества и убытков в хозяйственной деятельности не относится к обязательному виду страхования; заключение договоров имущественного страхования обусловлено исполнением Обществом договорных обязательств в рамках договоров аренды недвижимого имущества и дополнительных соглашений к ним; расходы по выплате страховых премий (по страхованию имущества и убытков от перерыва в хозяйственной деятельности) непосредственно не связаны с осуществлением медицинской деятельности, не включены в тарифное соглашение, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что спорные расходы не подлежали оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, что, в свою очередь, подтверждает вывод Фонда о нецелевом использовании Обществом средств в размере 62 376 рублей 92 копеек.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы не противоречат материалам дела и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылку Общества на допущенные Фондом нарушения при оформлении результатов проверки суды отклонили, поскольку данные нарушения в рассматриваемом случае не влекут незаконность оспариваемого акта комплексной проверки от 11.06.2021.
С учетом изложенного суды правомерно отказали ООО "ДИАЛИЗ СП" в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.01.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по делу N А11-11346/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДИАЛИЗ СП" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "ДИАЛИЗ СП".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества); затраты на приобретение услуг связи; затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); прочие затраты на общехозяйственные нужды (пункт 158.3 Правил N 158н и пункт 195 Правил N 108н)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 сентября 2022 г. N Ф01-4795/22 по делу N А11-11346/2021