Нижний Новгород |
|
21 сентября 2022 г. |
Дело N А11-5357/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.09.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ЭкоМусКор"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.02.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022
по делу N А11-5357/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкоМусКор"
(ОГРН: 1183328004750, ИНН: 3321034889) о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям
(ОГРН: 1043303407322, ИНН: 3329032932) от 26.04.2021 N 03-01-108/2021
о назначении административного наказания,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Прокуратура Петушинского района Владимирской области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоМусКор" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям (далее - Управление) от 26.04.2021 N 03-01-108/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Петушинского района Владимирской области (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 07.02.2022 постановление Управления изменено в части назначения административного наказания, штраф заменен на предупреждение.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела.
По мнению Общества, судами не дана надлежащая оценка действиям Прокуратуры в ходе проведения проверки; акт проверки не является доказательством совершения Обществом административного правонарушения.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.
Прокуратура в отзыве отклонила доводы заявителя жалобы.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество имеет лицензию на осуществление деятельности по транспортированию отходов II, III, IV классов опасности от 12.11.2018 N (33)- 6638-Т со сроком действия - бессрочно.
В пользовании Общества находится земельный участок с кадастровым номером 33:13:010203:0007, расположенный по адресу: Владимирская область, город Петушки, улица Красноармейская, дом 139, на основании договора аренды от 01.05.2020 N 33-04/20, заключенного с собственником земельного участка - открытым акционерным обществом "494 Управление начальника работ".
Прокуратура в период с 10.03.2021 по 15.03.2021 провела проверку соблюдения Обществом природоохранного законодательства, в ходе которой установила, что деятельность в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется без учета в области обращения с отходами.
По результатам проверки Прокуратура вынесла постановление от 25.03.2021 о возбуждении производства об административном правонарушении.
Постановлением Управления от 26.04.2021 N 03-01-108/2021 Общество привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 2.1, 2.9, 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.5 и 8.2 КоАП РФ, федеральными законами от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 N 1028 (далее - Порядок N 1028), Арбитражный суд Владимирской области изменил постановление Управления от 26.04.2021 N 03-01-108/2021 в части вида назначенного административного наказания, заменив штраф на предупреждение.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением отходов животноводства.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Законом N 89-ФЗ в целях охрана здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и комплексной переработки материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов.
Отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1). Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (абзац второй пункта 2). Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (пункт 3).
В силу части 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно пункту 3 Порядка N 1028 учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории, и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.
Организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц (пункт 6 Порядка N 1028).
Согласно пункту 8 указанного порядка учет в области обращения с отходами ведется на основании измерений фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что решением Петушинского районного суда от 24.10.2019 на Общество возложена обязанность по ликвидации временно размещенных отходов с территории арендуемого земельного участка общим объемом 3534 м3.
Часть отходов с площадки временного хранения была вывезена на полигон общества с ограниченной ответственностью "Хартия" - регионального оператора (акты от 15.09.2020, 16.09.2020, 19.09.2020, 07.11.2020). Однако Общество не представило доказательств осуществления им в установленном порядке учёта отходов, переданных региональному оператору.
Следовательно, Управление пришло к верному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что наличие состава вмененного административного правонарушения в действиях Общества доказано.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Вместе с тем суды пришли к выводу о наличии оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ. Данный вывод судов заявитель кассационной жалобы не оспаривает.
Порядок и сроки привлечения лица к административной ответственности не нарушены. Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности, суды не установили.
Ссылку Общества на недоказанность факта совершения правонарушения суд округа не принимает. Оснований ставить под сомнение данные, полученные уполномоченными лицами по результатам проведенных мероприятий, из материалов дела не усматривается. Акт проверки исследован и оценен в совокупности с другими материалами по делу судами двух инстанций, которые признали состав правонарушения доказанным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.02.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 по делу N А11-5357/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоМусКор" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Часть отходов с площадки временного хранения была вывезена на полигон общества с ограниченной ответственностью "Хартия" - регионального оператора (акты от 15.09.2020, 16.09.2020, 19.09.2020, 07.11.2020). Однако Общество не представило доказательств осуществления им в установленном порядке учёта отходов, переданных региональному оператору.
Следовательно, Управление пришло к верному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ.
...
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Вместе с тем суды пришли к выводу о наличии оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ. Данный вывод судов заявитель кассационной жалобы не оспаривает.
Порядок и сроки привлечения лица к административной ответственности не нарушены. Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности, суды не установили."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 сентября 2022 г. N Ф01-4766/22 по делу N А11-5357/2021