Нижний Новгород |
|
22 сентября 2022 г. |
Дело N А31-16075/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.09.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Комфортные условия"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 23.03.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022
по делу N А31-16075/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комфортные условия"
(ИНН: 4401189689, ОГРН: 1184401006426)
о признании незаконным и об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области
о привлечении к административной ответственности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Комфортные условия" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - Инспекция) от 18.11.2021 N 32-01-2021 о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Решением суда от 23.03.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 162 и 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), не приняли во внимание, что Общество является временной управляющей организацией. В действиях Общества отсутствует состав вмененного правонарушения. Основания для привлечения к административной ответственности отсутствовали. Заявленное требование подлежало удовлетворению. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве отклонила доводы жалобы и заявила ходатайство о ее рассмотрении в отсутствие представителя.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество на основании лицензии от 10.04.2019 N 44-000109 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
В управлении Общества находились многоквартирные жилые дома, в отношении которых собственники помещений не выбрали способ управления таким домом или выбранный способ не реализован, не определена управляющая организация, расположенные по адресам: город Кострома, улица 11-я Рабочая, дом 6/17 (распоряжение Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Костромы от 01.12.2020 N 01-17/142-Р), улица 8-я Рабочая, дом 5 (распоряжение Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Костромы от 01.12.2020 N 01-17/142-Р).
В связи с поступлением обращений жителей указанных домов Инспекция с 17.09 по 24.09.2021 провела в отношении Общества внеплановую выездную проверку на предмет соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами.
В ходе проверки при обследовании многоквартирного дома 6/17 по улице 11-я Рабочая в городе Костроме установлено, что отсутствует освещение во 2 подъезде многоквартирного дома. При обследовании многоквартирного дома 5 по улице 8-я Рабочая в городе Костроме установлено, что образована свалка шифера и отходов у торца многоквартирного дома.
Инспекция пришла к выводу о нарушение Обществом подпунктов "а", "б" пункта 3 Положение N 1110, части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Кодекса, подпунктов "а", "б", "г" пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), подпунктов "в", "д" пункта 4, пункта 6 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), подпункта 4.6.1.1, подпункта 4.6.2.2, подпункта 4.6.1.10, подпункта 4.6.3.5, подпункта 4.2.1.11, подпункта 4.1.1, подпункта 4.1.6, подпункта 4.10.2.1 пункта 4.6, подпункта 5.6.1, подпункта 5.6.2 пункта 5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пунктов 1, 7, 9, 20 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290).
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, Инспекция составила протокол от 07.10.2021 N 06-13.
Постановлением от 18.11.2021 N 32-01-2021 Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Общество оспорило постановление в судебном порядке.
Руководствуясь статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2.1, 4.1, 4.1.1, частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, статьями 39, 161, 162, 164 и 192 Кодекса, положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Положением N 1110, Правилами N 170, 416 и 491, Минимальным перечнем N 290, Правилами предоставления коммунальных услуг пользователям и собственникам жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава вмененного правонарушения, не нашел оснований для признания его малозначительным или замены штрафа на предупреждение, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 данного кодекса.
На основании части 1 статьи 192 Кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 Кодекса).
В статье 193 Кодекса установлены лицензионные требования к лицензиату.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 193 Кодекса помимо требований, перечисленных в пунктах 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Кодекса, Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные лицензионные требования.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Кодекса, предъявляются следующие лицензионные требования: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Кодекса; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Кодекса.
В части 1 статьи 161 Кодекса предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании части 2.3 статьи 161 Кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в таком доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен в пункте 2 Правил N 491.
В соответствии с подпунктам "а", "б" и "г" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу подпунктов "а" и "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий ремонт и содержание общего имущества.
Правила N 170 определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления. В данных правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения этого дома.
В Минимальном перечне N 290 установлен перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Требования Правил N 170 и Минимального перечня N 290 носят императивный характер.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 416, под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Кодекса, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Исследовав и оценив материалы дела, суды признали доказанным факт несоблюдения Обществом подпунктов "а" и "б" пункта 3 Положения N 1110.
Доказательства невозможности соблюдения требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Общество не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Административное наказание в виде штрафа в размере 125 000 рублей назначено Инспекцией в соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ (в размере ниже низшего предела санкции вменяемой нормы КоАП РФ) с учетом конкретных обстоятельств дела, соответствует тяжести совершенного правонарушения, принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Применительно к положениям статьи 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели оснований для признания административного правонарушения малозначительным.
Ссылка Общества на незаконность вменения ему в вину нарушения лицензионных требований, была предметом исследования судов и правомерно отклонена.
Требования, нарушенные Обществом, относятся к лицензионным требованиям в силу подпункта "а" пункта 3 Положения N 1110, их несоблюдение управляющей организацией как лицензиатом образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
При этом наличие или отсутствие письменного договора с собственниками помещений в многоквартирном доме не влияет на обязанность Общества соблюдать законодательно установленные требования к деятельности по управлению многоквартирным домом.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 23.03.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 по делу N А31-16075/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комфортные условия" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства невозможности соблюдения требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Общество не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Административное наказание в виде штрафа в размере 125 000 рублей назначено Инспекцией в соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ (в размере ниже низшего предела санкции вменяемой нормы КоАП РФ) с учетом конкретных обстоятельств дела, соответствует тяжести совершенного правонарушения, принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Применительно к положениям статьи 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели оснований для признания административного правонарушения малозначительным.
...
Требования, нарушенные Обществом, относятся к лицензионным требованиям в силу подпункта "а" пункта 3 Положения N 1110, их несоблюдение управляющей организацией как лицензиатом образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 сентября 2022 г. N Ф01-4785/22 по делу N А31-16075/2021