Нижний Новгород |
|
29 сентября 2022 г. |
Дело N А29-12432/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.09.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Когута Д.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2022 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022
по делу N А29-12432/2021
по иску индивидуального предпринимателя Гасояна Кярама Шириновича
(ИНН: 667803664430, ОГРНИП: 320665800173345)
к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера"
(ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695)
об обязании заключить договор
и установил:
индивидуальный предприниматель Гасоян Кярам Ширинович (далее - ИП Гасоян К.Ш., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (далее - ООО "Региональный оператор Севера", Региональный оператор) об обязании заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), пункт 12 которого изложить в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, следующим способом: исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Региональный оператор не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней.
Заявитель жалобы считает, что суды неполно выяснили обстоятельства дела. По его мнению, разногласия между Предпринимателем и Региональным оператором не урегулированы, поскольку, изменив условия пункта 12 договора, суды оставили без изменения приложения N 1, 2 об объеме, месте, способах складирования ТКО и размере платы.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ответчик является региональным оператором по обращению ТКО на территории Республики Коми (соглашение от 22.06.2018, заключенное с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми).
Предприниматель является собственником нежилых помещений общей площадью 11 033,9 квадратного метра, расположенных в "ТЦ "Максима" по адресу: Республика Коми, город Воркута, бульвар Пищевиков, дом 17б (этаж 1, кадастровый номер 11:16:1704005:4190, площадь - 2450,8 квадратного метра; этаж 2, кадастровый номер 11:16:1704005:4189, площадь - 2145 квадратных метров; этаж 3, кадастровый номер 11:16:1704005:4188, площадь - 2191,9 квадратного метра; этаж 4, кадастровый номер 11:16:1704005:4191, площадь - 2159,9 квадратного метра; этаж 5, кадастровый номер 11:16:1704005:4187, площадь - 2086,3 квадратного метра).
Предприниматель заключил договоры аренды с ООО "Альбион-2002" (площадь помещения - 140 квадратных метров); с ООО "Воркутинская швейная фабрика" (площадь помещения - 2071,5 квадратного метра); с ООО "ДНС Ритейл" (площадь помещения - 755,7 квадратного метра).
Региональный оператор направил Предпринимателю для заключения договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 18.05.2021 N 481/РО-ПФ в отношении общей площади объектов оптово-розничной торговли в размере 8066,07 квадратного метра.
По условиям пункта 12 договора учет объема и (или) массы ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО (приложение N 2 к договору).
Объем принимаемых ТКО за год составляет 2258,35332 кубического метра (приложение N 1 к договору).
Оплата за оказанные услуги производится на основании норматива в размере 0,28 кубического метра в год в отношении общей площади помещения, равной 8066,7 квадратного метра (приложение N 2 к договору).
Не согласившись с предложенной Региональным оператором редакцией пункта 12 договора, Предприниматель направил ему протокол разногласий от 31.05.2021, в котором настаивал на учете объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО и фактически вывезенных ТКО.
В письмах от 22.06.2021 N 4 и от 15.09.2021 N 46 Предприниматель указал на организацию раздельного сбора ТКО и разъяснил, что с места накопления следует вывозить 1 контейнер объемом 0,75 кубического метра.
В акте ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" от 15.06.2021 N 1383/2021/20302 зафиксировано, что контейнерная площадка накопления ТКО, расположенная по адресу: г. Воркута, бул. Пищевиков, д. 17Б (географические координаты 67.500129 сев.ш., 64.068204 вост. д.) расположена на огражденной территории "ТЦ "Максима" и предназначена для сбора ТКО, в том числе раздельного, от осуществления деятельности объектов торговли в "ТЦ "Максима" (ИП Гасоян К.Ш.); ООО "Альбион 2002". Площадь контейнерной площадки - 20,8 квадратного метра, на площадке планируется установка одного бункера для КГО объемом 8 кубических метров, пяти контейнеров объемом 0,75 кубического метра каждый: три контейнера (цвет зеленый) для сбора ТКО, один контейнер (цвет синий) для сбора бумаги и картона, один контейнер (цвет желтый) для сбора пластика (полиэтиленовая пленка). Заявленная площадка соответствует требованиям пунктов 4, 6 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В письме от 21.06.2021 N 05-03/4-3429 Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута" сообщило о принятом решении о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО по адресу Республика Коми, г. Воркута, ул. Бульвар Пищевиков, д. 17Б (географические координаты 67.500129 сев. ш., 64.068204 вост. д.), в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
В связи с наличием разногласий в отношении пункта 12 договора, касающегося порядка определения объема ТКО, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 421, 422, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, Арбитражный суд Республики Коми счел требование Предпринимателя обоснованным и удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В пункте 4 статьи 445 Кодекса установлено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
На основании пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
На основании пункта 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил (расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1156 крупногабаритные отходы (КГО) - это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
В пункте 7.4 Порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 N 302 (далее - Порядок N 302), установлено, что количество и объем контейнеров, необходимых для накопления ТКО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются исходя из установленных нормативов накопления ТКО в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО.
В силу подпункта "б" пункта 3.1 Порядка N 302 накопление ТКО осуществляется потребителями путем складирования ТКО в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
Накопление крупногабаритных отходов (КГО) осуществляется потребителями путем складирования КГО в бункеры, расположенные на контейнерных площадках (подпункт "а" пункта 5.1 Порядка N 302).
В соответствии с пунктом 7.1 Порядка N 302 для накопления ТКО используются контейнеры объемом накопления отходов от 40 до 8000 литров. Допускается использование контейнеров другой емкости по согласованию с региональным оператором.
Согласно пункту 6 СанПиН 2.1.3684-21 количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
При этом согласно пункту 7 СанПиН 2.1.3684-21 в случае раздельного накопления отходов на контейнерной площадке их владельцем должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что контейнерная площадка истца включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО и признана соответствующей требованиям пунктов 4, 6 СанПиН 2.1.3684-21 (акт от 15.06.2021 N 1383/2021/20302 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми").
Истцом организовано раздельное накопление ТКО. Для сбора ТКО за исключением отходов бумаги и картона, пластика и полиэтиленовой пленки, истцом используются бункер (8 кубических метров) для накопления КГО и один контейнер (0,75 кубического метра) зеленого цвета.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что коммерческий учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами N 505 должен производиться исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, и правомерно удовлетворили иск Предпринимателя.
Довод заявителя жалобы о том, что суды не урегулировали разногласия в отношении приложений N 1, 2 к договору подлежит отклонению, поскольку иск заявлен потребителем только в части пункта 12 договора. Суды правомерно рассмотрели спор в рамках заявленного требования.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 по делу N А29-12432/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6 СанПиН 2.1.3684-21 количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
При этом согласно пункту 7 СанПиН 2.1.3684-21 в случае раздельного накопления отходов на контейнерной площадке их владельцем должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов.
...
Суды установили и материалами дела подтверждается, что контейнерная площадка истца включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО и признана соответствующей требованиям пунктов 4, 6 СанПиН 2.1.3684-21 (акт от 15.06.2021 N 1383/2021/20302 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми")."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 сентября 2022 г. N Ф01-5237/22 по делу N А29-12432/2021