г. Нижний Новгород |
|
05 октября 2022 г. |
Дело N А29-1825/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2022 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.10.2022 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Елисеевой Е.В.,
судей Кузнецовой Л.В., Прытковой В.П.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми на определение Арбитражного суда Республики Коми от 24.11.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 по делу N А29-1825/2019
по заявлению конкурсного управляющего акционерного общества "Интауголь" (ИНН: 1104014112, ОГРН: 1161101053673) Лоскутова Сергея Михайловича
об обязании органа местного самоуправления или органа федеральной власти принять нереализованное на торгах имущество,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Печорское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; Министерство энергетики Российской Федерации; Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми; Министерство инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми,
и установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) акционерного общества "Интауголь" (далее - АО "Интауголь", Общество; должник) в Арбитражный суд Республики Коми в период осуществления полномочий конкурсного управляющего имуществом должника обратился Лоскутов Сергей Михайлович с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании органа местного самоуправления или органа федеральной власти принять нереализованное на торгах имущество - водоотлив скважины N 1В шахты "Интинская", инвентарный номер 31556.
Суд первой инстанции определением от 24.11.2022, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022, обязал Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее - ТУ Росимущества) принять в течение десяти дней имущество от конкурсного управляющего в федеральную собственность и отказал в удовлетворении остальной части требований.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ТУ Росимущества обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 13.01.2021 и постановление от 13.04.2021 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на отсутствие возможности принять от конкурсного управляющего спорное имущество, не являющееся федеральной собственностью.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, суды необоснованно применили к рассматриваемым правоотношениям не подлежавшие применению положения постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), поскольку указанное постановление принято в целях разграничения государственной собственности на дату его принятия, в то время как АО "Интауголь" учреждено 27.04.2016 и не относилось к государственным предприятиям; Российская Федерация не являлась собственником либо учредителем Общества.
По мнению заявителя жалобы, водоотлив скважины N 1В, как самостоятельный объект, не относится к недрам. При этом в отсутствие правоподтверждающих, бухгалтерских, технических и иных документов не представляется возможным идентифицировать спорный объект ни в натуре, ни документально, и принять его на баланс казны; конкурсным управляющим в материалы дела представлены документы на иной объект, доказательств идентичности которого спорному объекту не представлено.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и в дополнении к жалобе.
Конкурсный управляющий должника Дубайлова (Семакова) Елена Евгеньевна в письменном отзыве на кассационную жалобу отклонила доводы заявителя, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность определения Арбитражного суда Республики Коми от 24.11.2021 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив представленные в дело доказательства, проверив обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, в дополнении к жалобе и в отзыве на нее, суд округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как следует из материалов дела, Арбитражный суд Республики Коми определением от 22.03.2019 возбудил производство по делу о несостоятельности (банкротстве) АО "Интауголь" по признакам ликвидируемого должника; решением от 14.06.2019 признал Общество несостоятельным (банкротом) и открыл в отношении его имущества конкурсное производство.
В ходе конкурсного производства имущество АО "Интауголь", входящее в состав шахты "Интинская", не было реализовано на торгах в связи с неготовностью участников торгов нести расходы на содержание имущества ввиду его особенностей. Кредиторы от предложения конкурсного управляющего принять имущество шахты "Интинская" в целях погашения их требований отказались; учредители Общества не заявили о правах на данное имущество.
Отказ администрации муниципального образования городского округа Инта (далее - Администрация) принять имущество в муниципальную собственность послужил основанием для обращения конкурсного управляющего в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 148 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредитель (участник) должника, признанного банкротом, в порядке, установленном данным Законом, вправе получить имущество должника при отказе кредиторов от принятия имущества должника для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства (непроданное имущество).
В пункте 8 статьи 148 Закона о банкротстве предусмотрено, что при отсутствии заявления собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя (участника) должника о правах на непроданное имущество или оставшееся имущество либо невозможности передачи собственнику имущества должника - унитарного предприятия, учредителю (участнику) должника такого имущества конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче такого имущества в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Имущество должника, которое в силу федерального закона не может принадлежать кредиторам или органам местного самоуправления, подлежит передаче в федеральную собственность.
Виды имущества, которые могут находиться только в государственной и муниципальной собственности, определяются законом (абзац второй пункта 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном Законом о банкротстве, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (пункт 5 статьи 132 Закона).
Состав муниципального имущества, полномочия органов местного самоуправления и вопросы местного значения, решаемые указанными органами в рамках предоставленных полномочий, определяются в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении).
Проанализировав имеющиеся доказательства и доводы участвующих в деле лиц по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что водоотлив скважины N 1В шахты "Интинская", инвентарный номер 31556, не относится к перечню имущества, находящегося в муниципальной собственности, поименованному в статье 50 Закона о местном самоуправлении, а также к социально значимым объектам, перечисленным в пункте 6 статьи 129 Закона о банкротстве, подлежащим передаче в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 132 Закона.
Судебные инстанции приняли во внимание, что основным видом деятельности Общества являлась добыча угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, подземным способом; водоотлив скважины N 1В шахты "Интинская" предназначался для использования в целях добычи данного полезного ископаемого.
При этом в соответствии с перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Республике Коми, утвержденным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28.02.2007 N 7-р, уголь не относится к общераспространенным полезным ископаемым.
По правилам пункта 2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
К участкам недр местного значения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.3 Закона о недрах относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Таким образом, водоотлив скважины N 1В шахты "Интинская" предназначался для использования в целях добычи полезного ископаемого, не относящемуся к сырью местного значения.
Изложенное позволило судам прийти к заключению о наличии у спорного имущества статуса объекта специального назначения ограниченной оборотоспособности, не относящегося к социально значимым объектам.
При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий - пользователей недр (статья 26 Закона о недрах).
Суды приняли во внимание, что водоотлив скважины N 1В шахты "Интинская" не был реализован на торгах; кредиторы отказались от предложения конкурсного управляющего принять имущество шахты "Интинская" в целях погашения их требований; учредители АО "Интауголь" не заявили о правах на данное имущество; используемые Обществом участки недр не могут быть отнесены к участкам недр местного значения; проектной документацией предусмотрена консервация (рекультивация) горных выработок шахты "Интинская", предполагающая при необходимости возобновление ее работы;
в настоящее время консервация шахты не завершена в связи с отсутствием у должника соответствующих средств. В то же время ненадлежащее содержание спорного имущества может привести к негативным последствиям для окружающей среды.
Помимо прочего суды правомерно учли положения Постановления N 3020-1, согласно которым предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации), относятся исключительно к федеральной собственности.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о необходимости передачи спорного имущества в федеральную собственность посредством обязания ТУ Росимущества, осуществляющего полномочия соответствующего федерального органа исполнительной власти, принять имущество от конкурсного управляющего в порядке, установленном в пункте 10 статьи 148 Закона о банкротстве.
Доводы заявителя кассационной жалобы о невозможности идентифицировать водоотлив скважины N 1В шахты "Интинская" обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции при установлении конкурсным управляющим наличия данного объекта в натуре.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и с оценкой судами двух инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами предыдущих инстанций фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам спора и нормам права. Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с кассационными жалобами по данной категории споров государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Коми от 24.11.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 по делу N А29-1825/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Елисеева |
Судьи |
Л.В. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий - пользователей недр (статья 26 Закона о недрах).
...
Помимо прочего суды правомерно учли положения Постановления N 3020-1, согласно которым предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации), относятся исключительно к федеральной собственности.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о необходимости передачи спорного имущества в федеральную собственность посредством обязания ТУ Росимущества, осуществляющего полномочия соответствующего федерального органа исполнительной власти, принять имущество от конкурсного управляющего в порядке, установленном в пункте 10 статьи 148 Закона о банкротстве."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 октября 2022 г. N Ф01-4218/22 по делу N А29-1825/2019
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1149/2023
11.04.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1389/2023
10.04.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-233/2023
14.02.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7792/2022
10.01.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9306/2022
22.12.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7260/2022
05.10.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4218/2022
30.09.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6705/2022
26.09.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6477/2022
24.05.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-907/2022
23.05.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10668/2021
22.09.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4844/2021
01.07.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3075/2021
22.04.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1752/2021
15.04.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1630/2021
30.03.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1257/2021
12.02.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-16176/20
21.01.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8582/20
25.11.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-14348/20
24.11.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5869/20
23.09.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12552/20
04.09.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5102/20
23.06.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-942/20
18.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1825/19
15.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1825/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1825/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1825/19
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1825/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1825/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1825/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1825/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1825/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1825/19
14.10.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7726/19
04.09.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1825/19
03.09.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1825/19
14.08.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1825/19
25.06.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1825/19
21.06.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1825/19
14.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1825/19