Нижний Новгород |
|
05 октября 2022 г. |
Дело N А39-12051/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.10.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Когута Д.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от ответчика: Диковой О.А. (доверенность от 10.08.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 01.04.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022
по делу N А39-12051/2021
по иску Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия
(ИНН: 1325127837, ОГРН: 1021300981646)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сервис-Центр"
(ИНН: 5821901692, ОГРН: 1145809001205)
о возврате 21 762 170 рублей 82 копеек субсидии
и установил:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия (в настоящее время - Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сервис-Центр" (далее - ООО "Сервис-Центр", Общество) о взыскании 21 762 170 рублей 82 копеек субсидии.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.04.2022 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 решение суда оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, факт нарушения Обществом условий Порядка предоставления из республиканского бюджета субсидий юридическим лицам на возмещения части затрат на уплату процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в организациях, состоящих на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу, и направленных на реализацию в сфере коммунального хозяйства инвестиционных проектов по строительству (реконструкции) котельных или модернизации теплотехнического оборудования, а также по строительству (реконструкции) или модернизации сетей, оборудования и объектов водоснабжения и водоотведения, а также по строительству (реконструкции) или модернизации сетей уличного освещения, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 13.08.2012 N 306 (далее - Порядок предоставления субсидий), доказан. Оснований для предоставления Обществу субсидии за 2019 и 2020 год в общей сумме 21 762 170 рублей 82 копейки не имелось.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Министерства.
Министерство заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Министерство (главный распорядитель) и ООО "Сервис-Центр" (получатель субсидии) заключили соглашение от 03.07.2019 N 72/48 (в редакции дополнительных соглашений от 13.12.2019 N 1, от 28.12.2019 N 2, от 31.12.2019 N 3) о предоставлении субсидий на возмещение части затрат процентной ставки по кредитам, в соответствии с пунктом 1.1 которого Министерство предоставляет Обществу из средств республиканского бюджета субсидию в 2019 году на возмещение части затрат на уплату процентной ставки.
Инвестиционные проекты, на реализацию которых направлен займ - строительство котельной Ветлечебницы на территории Ковылкинского района Республики Мордовия и котельной 1-го микрорайона на территории города Ковылкино.
Согласно пункту 1.3 соглашения (в редакции дополнительных соглашений от 13.12.2019 N 1, от 28.12.2019 N 2, от 31.12.2019 N 3) сумма предоставляемой субсидии составляет 13 879 130 рублей 25 копеек.
Министерство (главный распорядитель) и ООО "Сервис-Центр" (получатель субсидии) заключили соглашение от 02.03.2020 N 72/5 о предоставлении субсидий на возмещение части затрат процентной ставки по кредитам, в соответствии с пунктом 1.1 которого Министерство предоставляет Обществу из средств республиканского бюджета субсидию в 2020 году на возмещение части затрат на уплату процентной ставки.
Инвестиционные проекты, на реализацию которых направлен займ - строительство котельной мощностью 400 кВт, котельная Ветлечебницы, строительство котельной мощностью 15 МВт, котельная 1-го микрорайона на территории города Ковылкино, строительство котельной мощностью 18 МВт, город Ковылкино, улица Есенина, строительство котельной мощностью 9 МВт ТП "Солнышко" по адресу: город Ковылкино, улица Пролетарская, 10а.
Согласно пункту 1.3 соглашения от 02.03.2020 N 72/5 субсидия предоставляется в сумме 19 301 000 рублей.
На основании пункта 2.1.6 соглашений от 03.07.2019 N 72/48 и от 02.03.2020 N 72/5 получатель субсидии обязуется обеспечить возврат субсидии в республиканский бюджет за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии в случаях и в сроки, установленные Порядком предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 2.2.2 соглашений от 03.07.2019 N 72/48 и от 02.03.2020 N 72/5 главный распорядитель обязуется осуществлять контроль за соблюдением получателем субсидии Порядка, условий и целей предоставления субсидии.
Общество получило субсидию в общей сумме 21 762 170 рублей 82 копейки, в том числе в 2019 году в сумме 5 547 320 рублей 67 копеек и 8 331 809 рублей 58 копеек, в 2020 году - 7 883 040 рублей 57 копеек).
Министерство финансов Республики Мордовия провело выездную проверку Министерства по вопросу соблюдения условий соглашений и Порядка предоставления субсидий, результаты которой отразило в акте от 29.06.2021.
В ходе проверки установлено нарушение Министерством пунктов 7, 8, 12 Порядка.
По итогам проверки Министерству выдано предписание от 19.08.2021.
С учетом результатов проверки Министерство направило ООО "Сервис-Центр" уведомление (требование) от 06.09.2021, в соответствии с которым Обществу предложено в течение 10 календарных дней возвратить в республиканский бюджет субсидию в общей сумме 21 762 170 рублей 82 копейки.
Неисполнение Обществом данного требования послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядком предоставления субсидий, Арбитражный суд Республики Мордовия пришел к выводу об отсутствии у Общества оснований для возвращения субсидии и отказал в удовлетворении иска.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
На основании пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 13.08.2012 N 306 утвержден Порядок предоставления субсидий, согласно пункту 2 которого целями предоставления субсидий являются, государственная поддержка организаций, поставляющих тепловую энергию населению и осуществляющих строительство (реконструкцию) котельных или модернизацию действующего теплотехнического оборудования для улучшения качества предоставляемых услуг гражданам, проживающим на территории Республики Мордовия; повышение энергоэффективности, энергетической и экологической безопасности коммунального хозяйства Республики Мордовия; улучшение финансовых показателей деятельности организаций.
В пункте 3 Порядка предоставления субсидий установлено, что главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Мордовия, осуществляющим предоставление субсидий в соответствии с настоящим Порядком, является Министерство.
В силу пункта 4 Порядка предоставления субсидий субсидии из республиканского бюджета Республики Мордовия предоставляются организациям, реализующим инвестиционные проекты на территории муниципальных образований в Республике Мордовия.
Под инвестиционными проектами в настоящем Порядке понимаются инвестиционные проекты, реализуемые в сфере коммунального хозяйства, включенные в подпрограмму "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства" на 2016 - 2020 годы, входящую в состав государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 04.10.2013 N 455.
Субсидии по кредитным договорам, договорам займа, заключенным до 1 января 2016 года, выплачиваются ежемесячно в размере фактических затрат на уплату процентов за пользование кредитом, займом, но не более 20% годовых. Субсидии по кредитным договорам, договорам займа, заключенным после 1 января 2016 года, выплачиваются в размере фактических затрат заемщиков на уплату процентов по кредитам, займам, но не более размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, договора займа, увеличенной на 3 процентных пункта. Субсидии предоставляются в размере бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Мордовия на соответствующий финансовый год на указанные цели (пункт 5 Порядка предоставления субсидий).
Согласно пункту 6 Порядка субсидии предоставляются в течение срока погашения кредитов, полученных в российских кредитных организациях, и займов, полученных в организациях, состоящих на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу, и направленных на реализацию инвестиционных проектов, но не более 5 лет. Субсидии выплачиваются с даты заключения кредитного договора, договора займа.
В соответствии с пунктом 7 Порядка условиями предоставления субсидий являются:
реализация на территории муниципальных образований в Республике Мордовия инвестиционных проектов, включенных в подпрограмму "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия" на 2019 - 2025 годы государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 06.02.2019 N 53; заключение после 01.01.2011 кредитного договора, договора займа на реализацию в сфере коммунального хозяйства инвестиционных проектов; отсутствие процедур реорганизации, ликвидации или несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством Российской Федерации; отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; отсутствие просроченной задолженности по заработной плате; использование кредита, займа по целевому назначению в полном объеме; представление документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка; получатели субсидий не должны получать средства из республиканского бюджета Республики Мордовия на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка; отсутствие просроченной задолженности по возврату в республиканский бюджет Республики Мордовия субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед республиканским бюджетом Республики Мордовия.
Условия предоставления субсидий должны соответствовать указанным условиям по состоянию на 1 января года, в котором будет принято решение о предоставлении субсидии.
В пункте 8 Порядка предоставления субсидий установлен перечень документов, которые необходимо представить в Министерство юридическим лицам для получения субсидий: 1) заявление о предоставлении субсидии в произвольной форме; 2) заверенные организацией копии учредительных документов; 3) заверенную организацией копию кредитного договора или договора займа и график погашения кредита, займа и уплаты процентов по ним; 4) выписку из ссудного счета организации, подтверждающую получение кредита, займа; 5) документы, подтверждающие целевое использование заемных средств (копии платежных поручений, квитанций к приходно-кассовому ордеру, кассовых чеков, товарных чеков, договоров, накладных, актов приемки выполненных работ, актов приемки-передачи машин и оборудования и т.д.), заверенные организацией; 6) документы, подтверждающие наличие установленных коллективных (общедомовых) приборов учета расхода энергоресурсов (акт допуска в эксплуатацию прибора учета, акт ввода в эксплуатацию прибора учета, акт оснащения прибором учета, реестр приборов учета и др.).
Министерство в рамках межведомственного взаимодействия вправе запросить в Федеральной налоговой службы справку, содержащую информацию о том, что претендент на получение субсидии не являлся получателем средств из республиканского бюджета Республики Мордовия на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.
Согласно пункту 10 Порядка предоставления субсидий Министерство в течение 5 дней осуществляет проверку представленных документов и принимает одно из следующих решений: о предоставлении субсидий; об отказе в предоставлении субсидий.
В пункте 12 Порядка предоставления субсидий установлено, что в соответствии с перечнем получателей субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия Министерство заключает с получателями субсидий соглашения о предоставлении субсидий в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства финансов Республики Мордовия от 26.12.2016 N 228.
Включение организации в перечень получателей субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия осуществляется на основании приказа Министра жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия.
В случае выявления нарушения организацией условий, установленных при предоставлении субсидии, организация обязана возвратить субсидию в республиканский бюджет Республики Мордовия (пункт 15 Порядка предоставления субсидий).
Суды установили, что в 2019 и 2020 годах Обществу из бюджета Республики Мордовия предоставлена субсидия в общей сумме 21 762 170 рублей 82 копейки.
В ходе проведенной Министерством финансов Республики Мордовия проверки установлено, в частности, что Общество к заявлению от 25.04.2019 N 215 и к заявлению без номера и даты (договор займа от 22.04.2019 N 22/04/19/А) представило не полный пакет документов, указанных в пункте 8 Порядка предоставления субсидий; в нарушение пункта 12 Порядка предоставления субсидий Министерство заключило соглашение от 03.07.2019 по форме, не соответствующей требованиям, установленных приказом Министерства финансов Республики Мордовия N 228, а именно к утвержденным показателям результативности не установлены единицы измерения и значения показателей результативности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды первой и апелляционной инстанций не установили нарушений Обществом пункта 8 Порядка предоставления субсидий при подаче заявления о предоставлении субсидий.
При этом суды отметили, что Министерство не указало, какие именно документы в нарушение указанного пункта Порядка не представлены Обществом при подаче заявления. В свою очередь, предоставление документов, подтверждающих отсутствие процедур реорганизации, ликвидации или несостоятельности (банкротства), отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и другие условия, перечисленные в пункте 7 Порядка, пунктом 8 Порядка не предусмотрены. При этом в ходе проверки перечня представленных документов замечаний со стороны Министерства не было, о непредставлении каких-либо документов либо о представлении документов в ненадлежащем виде или форме, Общество не извещалось, отказа в предоставлении субсидии по этому основанию не было.
Кроме того, то обстоятельство, что соглашение от 03.07.2019 N 72/48 о предоставлении субсидии заключено по форме, не соответствующей требованиям, установленным приказом Министерства финансов Республики Мордовия от 26.12.2016 N 228, не свидетельствует о нарушении непосредственно Обществом условий и порядка предоставления субсидий, поскольку обязанность заключать соглашение с получателем субсидии и издавать приказ, на основании которого осуществляется включение организации в перечень получателей субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия, возложена на Министерство, повлиять на совершение указанных действий либо соблюдение Министерством утвержденных форм, установленных для документов, получатель субсидии не имеет возможности и правового механизма.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Министерством финансов Республики Мордовия проверки установлено, в том числе, что предоставление субсидии на сумму 5 547 320 рублей 67 копеек осуществлено Министерством в нарушение пункта 7 Порядка предоставления субсидий, а именно реализация Обществом заявленных инвестиционных проектов в 2017 году, под которые заключен договор займа от 21.05.2018 N 1, не подпадает под инвестиционные проекты, реализуемые в подпрограмме "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия" на 2019 - 2025 годы государственной программы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 06.02.2019 N 53.
Суды установили, что согласно пункту 4 Порядка предоставления субсидий под инвестиционными проектами понимаются инвестиционные проекты, реализуемые в сфере коммунального хозяйства, включенные в подпрограмму "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства" на 2016 - 2020 годы, входящую в состав государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 04.10.2013 N 455 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2014 - 2020 годы".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 04.10.2013 N 455 признано утратившим силу с 14.02.2019 в связи с изданием постановления Правительства Республики Мордовия от 06.02.2019 N 53.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.02.2019 N 94 внесены изменения в постановление правительства Республики Мордовия от 13.08.2012 N 306 в части возможности получения государственной поддержки в виде субсидии не только по кредитным договорам, но и по договорам займа.
Вместе с тем, как установили суды и подтверждается материалами дела, в пункт 7 Порядка предоставления субсидий включена только подпрограмма, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 06.02.2019 N 53 (годы реализации 2019 - 2025); подпрограмма, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 04.10.2013 N 455 (годы реализации 2014 - 2020), отсутствует.
Таким образом, при внесении изменений в постановления Правительства Республики Мордовия от 13.08.2012 N 306, от 06.02.2019 N 53 и от 04.10.2013 N 455 инвестиционные проекты, которые были предусмотрены постановлением Правительства Республики Мордовия от 04.10.2013 N 455 и на которые распространялась возможность получения государственной поддержки в виде субсидии, не были включены в подпрограмму "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия на 2019 - 2025 годы государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 06.02.2019 N 53.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды установили, что Общество реализовало инвестиционные проекты, включенные в подпрограмму, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 04.10.2013 N 455 (2017 - 2018 годы реализации).
Кроме того, постановлением Правительства Республики Мордовия от 13.09.2021 N 432 "О внесении изменений в государственную программу Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" внесены изменения в часть 15 раздела 3 "Перечень подпрограммных мероприятий" приложения 6 к государственной программе, а именно указано, что при реализации настоящей подпрограммы учитываются инвестиционные проекты, реализованные в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия, в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 04.10.2013 N 455 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2014 - 2020 годы", а именно: строительство котельной мощностью 400 кВт Котельная Ветлечебница; строительство котельной мощностью 15 МВт Котельная 1-го микрорайона; строительство котельной мощностью 9 МВт ТП "Солнышко" с подключением потребителей 15-го микрорайона города Ковылкино; строительство котельной мощностью 18 МВт по улице Есенина города Ковылкино; строительство котельной мощностью 0,8 МВт в зоне МРСК города Ковылкино; строительство котельной 600 кВт Котельная МСО "Авангард"; строительство котельной, мощностью 0,8 МВт Котельная по 3-го микрорайона.
Установив, что ООО "Сервис-Центр", как получателем субсидии, реализованы все инвестиционные проекты, суды обоснованно не усмотрели оснований для признания Общества нарушившим пункт 7 Порядка предоставления субсидий.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Министерством финансов Республики Мордовия проверки установлено, в том числе, что предоставление субсидии на сумму 8 331 809 рублей 58 копеек осуществлено Министерством в нарушение пункта 7 Порядка предоставления субсидий (условия предоставления субсидии должны соответствовать по состоянию на 1 января года, в котором будет принято решение о предоставлении субсидии), поскольку заключение Обществом договора займа 22.04.2019 не соответствует условиям по состоянию на 01.01.2019.
Всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом, что при подаче заявления для включения в перечень получателей субсидий Обществом был приложен договор займа от 22.04.2019 и все документы, предусмотренные пунктом 8 Порядка предоставления субсидий; Министерство проверило документы получателя субсидии, пришло к выводу о соответствии его условиям предоставления субсидий и перечислило Обществу субсидию в полном объеме; договор займа от 22.04.2019 N 22/04/19/А заключен после 01.01.2011 на реализацию в сфере коммунального хозяйства инвестиционных проектов, как того требует пункт 7 Порядка предоставления субсидий; заключение самого договора займа 22.04.2019 и выдача субсидии по данному договору также в 2019 году (с учетом соответствия условиям и порядку предоставления субсидий) не может являться нарушением Обществом условий предоставления субсидии, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания ООО "Сервис-Центр" нарушившим Порядок предоставления субсидий.
Материалами дела также подтверждается, что в ходе проведенной Министерством финансов Республики Мордовия проверки установлено, в том числе, что предоставление субсидии на сумму 7 883 040 рублей 57 копеек осуществлено Министерством в нарушение пунктов 7 и 8 Порядка предоставления субсидий, а именно: решение о предоставлении субсидии принято в отсутствие приказа Министерства о включении претендента на получение субсидии; соглашение от 02.03.2020 заключено в отсутствие заявления юридического лица с приложенным пакетом документов для включения в перечень получателей субсидии.
Суды установили, что приказом Министерства от 27.05.2019 N 16/78 ООО "Сервис-Центр" включено в перечень получателей субсидий из республиканского бюджета на возмещения затрат на оплату процентной ставки по кредитам, на основании акта проверки наличия документов, предоставляемых для включения юридического лица в перечень получателей субсидий от 30.04.2019 N 5. Иной приказ Министерством не издавался.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом того, что в 2020 году Министерство осуществило предоставление субсидий на сумму 7 883 040 рублей 57 копеек по ранее представленным документам и договорам; основания для отказа в предоставлении субсидии (пункт 10 Порядка предоставления субсидий) при подаче Обществом заявления и включении его в перечень получателей субсидии не были установлены; обязательство по изданию приказа о включении претендента на получение субсидии (пункт 12 Порядка предоставления субсидий) не исполнено именно Министерством и не может быть поставлено в вину получателя субсидии, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае со стороны Общества не допущено нарушение условий, установленных при предоставлении субсидии, как и искажение либо недостоверность представленной информации.
Вывод судов основан на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Установив, что условия Порядка предоставления субсидий, которые могли бы служить основанием для возврата субсидий, Обществом не нарушены, суды правомерно отказали Министерству в удовлетворении иска.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права; по существу, эти доводы сводятся к несогласию с установленными судами по делу обстоятельствами и оценкой доказательств, которые были предметом рассмотрения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 01.04.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 по делу N А39-12051/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 октября 2022 г. N Ф01-5053/22 по делу N А39-12051/2021