Нижний Новгород |
|
05 октября 2022 г. |
Дело N А38-6612/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.10.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Домрачевой Н.Н.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей до перерыва
от заявителя: Садковой Т.А. (доверенность от 12.05.2022),
от заинтересованного лица: Смирновой В.Э. (доверенность от 18.07.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Кузнецовой Светланы Витальевны
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 03.03.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022
по делу N А38-6612/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Кузнецовой Светланы Витальевны
(ИНН: 121502958362, ОГРН: 304121516300096)
о признании незаконным отказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, изложенного в письме от 24.09.2021 N 03-5791,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
администрация муниципального образования "Город Йошкар-Ола",
и установил:
индивидуальный предприниматель Кузнецова Светлана Витальевна (далее - ИП Кузнецова С.В.) обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным отказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (далее - Министерство), изложенного в письме от 24.09.2021 N 03-5791, а также об обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 03.03.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 решение суда оставлено без изменения.
ИП Кузнецова С.В. не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, основания для отказа в удовлетворении заявления отсутствовали.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Администрация отзыв на кассационную жалобу не представила; надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направила.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 21.09.2022 объявлялся перерыв до 28.09.2022.
Определением суда округа от 28.09.2022 произведена замена судьи Радченковой Н.Ш. на судью Александрову О.В. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что с 2006 года ИП Кузнецова С.В. осуществляет перевозки по муниципальному маршруту N 40-к "ул. Подольских Курсантов - Туруновское кладбище", ею разработан паспорт маршрута. В 2008 году разработан новый паспорт маршрута N 40к "Сады "Ветеран" - Туруновское кладбище", утвержденный заместителем мэра города Йошкар-Олы.
В июне 2011 года Администрацией проведен открытый конкурс по размещению муниципальных маршрутов регулярного сообщения, не включенных в муниципальный (государственный) заказ, на территории городского округа "Город Йошкар-Ола".
На основании протокола N 2 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе 15.06.2011 между ИП Кузнецовой С.В. (перевозчик) и Администрацией заключен договор N 90-пр на транспортное обслуживание населения, в соответствии с которым перевозчик обязался с 15.06.2011 по 14.06.2016 осуществлять перевозки населения по муниципальному маршруту регулярного сообщения городского округа "Город Йошкар-Ола", не включенному в муниципальный (государственный) заказ, N 40к (сады "Ветеран" - Туруновское кладбище). ИП Кузнецовой С.В. 15.06.2011 выдано разрешение на право работы по маршруту N 40к, сроком действия по 14.06.2016.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), регулирующий отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, вступил в силу 14.07.2015.
Администрация 28.01.2016 сообщила ИП Кузнецовой С.В. о том, что по правилам части 2 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ сведения о маршруте N 40к включены в реестр муниципальных маршрутов.
В соответствии с частью 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ 14.06.2016 Администрация выдала перевозчику свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту N 40к сроком действия до 14.06.2021. В связи с утерей свидетельства 09.02.2018 выдано новое свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок сроком действия до 14.06.2021. Администрация 23.07.2018 вновь выдала свидетельство, срок действия которого установлен до 14.06.2021.
Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл Приволжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, проанализировав информацию о пути движения по маршруту N 40к, размещенную на сайте Администрации, 10.11.2020 вынес Администрации предостережение N 11 о недопустимости нарушения статей 3, 11, 12 Федерального закона N 220-ФЗ, указав на возникновение вероятности такого нарушения при формировании маршрута регулярных перевозок.
Законом Республики Марий Эл от 02.11.2020 N 47-3 "О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл и органами государственной власти Республики Марий Эл", постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22.12.2020 N 482 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющем функции по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл, возлагаемые федеральным законом на органы местного самоуправления" на Министерство с 01.01.2021 возложены функции по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл.
Приказом от 31.05.2021 N 103 Министерство отменило муниципальный маршрут регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам N 40к в связи с тем, что он обладает признаками межмуниципального маршрута и проходит в границах двух муниципальных образований, срок действия свидетельства об осуществлении перевозок продлен до начала осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту N 40-П.
Министерство 15.06.2021 выдало ИП Кузнецовой С.В. свидетельство об осуществлении перевозок, которое действовало до 12.12.2021, и карты маршрута регулярных перевозок.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17.08.2021 N 319 утвержден Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл на 2021 - 2023 годы, предусматривающий отмену муниципального маршрута N 40к с 01.04.2022 в связи с тем, что он не соответствует статусу муниципального маршрута.
ИП Кузнецова С.В. 15.09.2021 обратилась в Министерство с заявлением о внесении сведений о маршруте N 40к в реестр межмуниципальных маршрутов, поскольку он обладает фактически признаками межмуниципального маршрута.
Письмом от 24.09.2021 N 03-5791 Министерство отказало ИП Кузнецовой С.В. в удовлетворении заявления, указывая на то, что принятие решения о переносе маршрута 40к из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок противоречит федеральному и региональному законодательству и не представляется возможным.
Министерство 12.12.2021 выдало ИП Кузнецовой С.В. новое свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту N 40к сроком действия до 31.03.2022.
ИП Кузнецова С.В. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства, изложенного в письме от 24.09.2021 N 03-5791.
Руководствуясь положениями АПК РФ, Федерального закона N 220-ФЗ, Правилами организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.12.2015 N 748 (далее - Правила N 748), Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к выводу о том, что отказ Министерства, изложенный в письме от 24.09.2021 N 03-5791, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Правоотношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры регулируются Федеральным законом N 220-ФЗ.
На основании пунктов 6 и 7 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ под межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок понимается маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации; под муниципальным маршрутом регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах федеральной территории "Сириус", поселения, городского округа, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25 Федерального закона N 220-ФЗ ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившими данные маршруты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления, а ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим данные маршруты.
Согласно пункту 5 Правил N 748 ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, а также формирование расписания отправления транспортных средств по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл осуществляется уполномоченным органом в электронном виде.
Таким органом на территории Республики Марий Эл выступает Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл.
Перечень сведений, подлежащих включению в реестр маршрутов регулярных перевозок, предусмотрен частью 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ.
При этом законодательством Российской Федерации в области организации регулярных перевозок предусмотрено внесение в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок лишь сведений об установлении нового межмуниципального маршрута, об изменении существующего межмуниципального маршрута, об отмене межмуниципального маршрута (часть 4 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ, пункт 20 Правил N 748), об изменении вида регулярных перевозок (часть 3 статьи 18 Федерального закона N 220-ФЗ).
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона: в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актами; в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок установления нового межмуниципального маршрута или изменения существующего маршрута на территории Республики Марий Эл предусмотрен пунктами 7 - 14 Правил N 748.
Так, инициатор установления или изменения межмуниципального маршрута регулярных перевозок - перевозчик представляет в уполномоченный орган заявление с приложением документов, предусмотренных Правилами N 748. Уполномоченный орган рассматривает представленные документы и принимает решение об установлении или изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок либо решение об отказе в установлении или изменении данного маршрута.
На основании части 2 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.
В пункте 13 Правил N 748 предусмотрено, что в случае принятия решения об установлении или изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок уполномоченный орган в течение 7 календарных дней со дня принятия данного решения вносит сведения об установлении или изменении данного маршрута в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что маршрут N 40к "Сады "Ветеран" - Туруновское кладбище" проходит по территории двух муниципальных образований Республики Марий Эл: городского округа "Город Йошкар-Ола" и муниципального образования "Медведевский муниципальный район", в связи с чем фактически является межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок.
Однако сведения о маршруте N 40к включены в реестр муниципальных маршрутов.
ИП Кузнецова С.В. сочла возможным перенести сведения о маршруте N 40к из муниципального маршрута в межмуниципальный маршрут регулярных перевозок, поскольку статус маршрута N 40к с муниципального на межмуниципальный изменился в силу объективных причин.
Между тем ни Федеральным законом N 220-ФЗ, ни Правилами N 748 такой правовой механизм не предусмотрен.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что у Министерства отсутствовали основания для внесения сведений о маршруте N 40к в реестр межмуниципальных маршрутов.
Довод заявителя о наличии в действиях Министерства признаков злоупотребления правом, выразившегося в уклонении от включения сведений о маршруте N 40к в реестр межмуниципальных маршрутов, обоснованно отклонен судами нижестоящих инстанций.
Исследовав и оценив материалы дела, приняв во внимание пояснения сторон, суды не установили в действиях Министерства признаков злоупотребления правом, поскольку его поведение соответствует требованиям Федерального закона N 220-ФЗ. Министерство реализовало возложенные на него полномочия дозволенным образом, действовало добросовестно и разумно.
На основании изложенного суды сделали правильный вывод о том, что отказ Министерства, изложенный в письме от 24.09.2021 N 03-5791, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении заявления ИП Кузнецовой С.В.
Выводы судов соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 03.03.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 по делу N А38-6612/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кузнецовой Светланы Витальевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Домрачева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 2 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.
...
ИП Кузнецова С.В. сочла возможным перенести сведения о маршруте N 40к из муниципального маршрута в межмуниципальный маршрут регулярных перевозок, поскольку статус маршрута N 40к с муниципального на межмуниципальный изменился в силу объективных причин.
Между тем ни Федеральным законом N 220-ФЗ, ни Правилами N 748 такой правовой механизм не предусмотрен.
...
Исследовав и оценив материалы дела, приняв во внимание пояснения сторон, суды не установили в действиях Министерства признаков злоупотребления правом, поскольку его поведение соответствует требованиям Федерального закона N 220-ФЗ. Министерство реализовало возложенные на него полномочия дозволенным образом, действовало добросовестно и разумно."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 октября 2022 г. N Ф01-4955/22 по делу N А38-6612/2021