Нижний Новгород |
|
10 октября 2022 г. |
Дело N А43-3159/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2022 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Домрачевой Н.Н.,
при участии представителей
от заявителя: Власовой Д.П. (доверенность от 27.12.2021 N 94/21-УК),
от заинтересованного лица: Плетос И.А. (доверенность от 10.01.2022 N 515-01-232/2022),
от Королева Антона Олеговича: Сизова А.О. (доверенность от 11.03.2020),
от товарищества собственников жилья "Березовская 102":
Сизова А.О. (доверенность от 01.12.2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Домоуправляющая компания Московского района"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.02.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022
по делу N А43-3159/2021
по заявлению акционерного общества "Домоуправляющая компания Московского района" (ИНН: 5259047735, ОГРН: 1055236075520)
о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции
Нижегородской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Королев Антон Олегович и товарищество собственников жилья "Березовская 102",
и установил:
акционерное общество "Домоуправляющая компания Московского района" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 01.02.2021 N 515-13-28/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Королев Антон Олегович и товарищество собственников жилья "Березовская 102" (далее - Товарищество).
Решением суда от 14.02.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), сделали выводы, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Общество не допустило нарушений норм действующего законодательства; вся имеющая у управляющей организации техническая и иная документация, а также ключи от помещений дома, подлежащие передаче, направлены председателю Товарищества и им получены. Оснований для выдачи предписания, которое является неисполнимым, не имелось. Общество также полагает, что суды неправомерно не приняли во внимание решение Московского районного судао т 29.04.2021 по делу N 12-85/2021.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал кассационную жалобу.
Инспекция в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Королев А.О и Товарищества в возражениях и их представитель в судебном заседании изложили позицию по жалобе.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 07.03.2018 N 482; на основании договора осуществляло управление многоквартирным жилым домом 102 по улице Березовской в городе Нижнем Новгороде (МКД).
Собственники помещений указанного МКД приняли решения о расторжении договора управления, заключенного с Обществом, и об организации Товарищества (протокол от 21.02.2020).
Приказом Инспекции от 24.11.2020 N 515-14-25-881-20 внесены изменения в реестр лицензий Нижегородской области об исключении сведений о данном доме, деятельность по управлению которым Общество прекратило осуществлять 30.11.2020 в связи с выбором способа управления многоквартирным домом - управление Товариществом.
На основании обращений гражданина Королева А.О. от 29.12.2020 N 515-173653/2020, от 29.12.2020 N 515-173583/20, от 12.01.2021 N 515-1970/21 и от 26.01.2021 N 515-8782/21 по факту несоблюдения требования по передаче технической и иной документации на управление МКД Инспекция провела внеплановую проверку соблюдения Обществом лицензионных требований.
В ходе проверки Инспекция установила, что Общество несвоевременно и не в полном объеме передало техническую и иную документацию на управление спорным домом; акт о готовности к зиме и иная обязательная к предоставлению документация Обществом Товариществу не предоставлены. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 01.02.2021 N 515-13-28/2021.
По итогам проверки Обществу выдано предписание от 01.02.2021 N 515-1328/2021, обязывающее устранить выявленные нарушений в срок до 08.02.2021.
Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Закона N 294-ФЗ, Кодекса, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правилами N 416, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления. Суд исходил из доказанности неисполнения Обществом обязанности по передаче Товариществу испрашиваемых документов и наличия оснований для выдачи Инспекцией предписания.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
Согласно части 1 статьи 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в доме, решение вопросов использования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
Управление многоквартирным домом товариществом собственников жилья, а также управление домом управляющей организацией относятся к способам управления домом, которые должны выбрать собственники помещений в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 161 Кодекса).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в доме (часть 2.3 статьи 161 Кодекса).
Из части 3 статьи 161 Кодекса следует, что выбор способа управления, а равно изменение выбранного способа относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 10 статьи 162 Кодекса управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на дом и иные связанные с управлением таким домом документы, в том числе товариществу собственников жилья.
В разделе V Правил N 416 установлен порядок передачи технической документации на МКД и иных документов, связанных с управлением этим домом.
Согласно пункту 18 Правил N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом уполномоченное собранием лицо в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган государственного жилищного надзора уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 данных правил, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением домом документы, технические средства и оборудование, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 данных правил, органу управления товарищества. Документы и сведения передаются по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Кодекса (пункт 19 Правил N 416).
В соответствии с пунктом 20 Правил N 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в порядке и в составе, предусмотренном Правилами N 491.
В случае отсутствия у организации, ранее управлявшей домом, одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации, иных документов, связанных с управлением домом, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 данных правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 данных правил, передать их по отдельному акту приема-передачи органу управления товарищества (пункт 21 Правил N 416).
В силу пунктов 22 и 23 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации и иных связанных с управлением домом документов органу управления товарищества.
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов. Имеющиеся разногласия по количественному и (или) качественному составу технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, подлежащих передаче, отражаются в акте приема-передачи. Копия акта подлежит направлению в орган государственного жилищного надзора в течение 3 дней со дня его подписания передающей и принимающей сторонами.
В пункте 27 Правил N 491 предусмотрено, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящие в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящего в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им; вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
В пункте 24 Правил N 491 (подпункты "а", "в(1)", "г") содержится перечень технической документации на многоквартирный дом, которая, в числе прочего, включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома
Согласно подпункту "е" пункта 26 Правил N 491, в состав документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются, в том числе, иные связанные с управлением домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания.
В подпунктах 1.5.1 и 1.5.3 Правил N 170 содержатся перечни технической документации долговременного хранения и документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия.
Таким образом, Общество, ранее управлявшее МКД и прекратившее его управление, обязано передать органу управления Товарищества техническую документацию, предусмотренную пунктами 24, 26 Правил N 491, в порядке, предусмотренном Правилами N 416. Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае документация подлежит восстановлению.
Суды установили, материалам дела не противоречит, что с 01.12.2020 управление МКД осуществляет Товарищество. Следовательно, в срок до 03.12.2020 Общество обязано выполнить возложенную на него обязанность по передаче Товариществу в целях осуществления им деятельности по управлению домом предусмотренной действующим законодательством документации, связанной с управлением МКД.
Оценив материалы дела, суды установили, что в нарушение части 10 статьи 162 Кодекса Общество не в полном объеме исполнило возложенную на него обязанность по передаче Товариществу технической документации и документов, связанных с управлением домом. Документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, иные, связанные с управлением МКД документы (паспорта готовности к зиме, поквартирные карточки), Общество не передало.
Довод Общества о передаче паспортов готовности к зиме путем их отправки через логистическую компанию ООО "СДЭК-НН" (с описью на бланке Почты России, с печатью компании) суды отклонили, как не подтвержденный. Передача документов таким способом не позволяет оценить полноту и достоверность пересылаемой документации, идентифицировать соответствие документации наименованиям документов, указанных в описи. Товарищество получение паспортов оспаривает.
Избрание иного, не предусмотренного действующим законодательством способа передачи документов не свидетельствует о надлежащем исполнении Обществом как прежней управляющей организацией обязательств, предусмотренных статьей 162 Кодекса.
Доказательств передачи указанных документов в порядке, установленном пунктом 22 Правил N 416, путем составления совместного акта, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов, в дело не представлено.
Ссылка заявителя на то, что с 2017 года управляющая организация не обязана вести поквартирные карточки, не свидетельствует об отсутствии у нее такой обязанности до указанного периода (Общество осуществляло управление МКД с 2011 года).
В случае отсутствия у ранее управлявшей домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на дом, и иных, связанных с управлением домом документов, такая организация обязана принять меры к их восстановлению и передаче в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил N 416, в том числе, органу управления товарищества.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии у Инспекции оснований для выдачи предписания.
По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выдается в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Суды, установив, что выданное по результатам проверки предписание по форме и содержанию соответствует требованиям законодательства, выдано надлежащему субъекту, направлено на устранение допущенных нарушений, является исполнимым способами, не противоречащим положениям действующего законодательства, правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка заявителя на решение Московского районного суда города Н.Новгорода от 29.04.2021 по делу N 12-85/2021 отклоняется, поскольку в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный судебный акт не является преюдициальным для настоящего дела.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на Общество. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.02.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 по делу N А43-3159/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая компания Московского района" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Домоуправляющая компания Московского района" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 25.07.2022 N 5431.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В подпунктах 1.5.1 и 1.5.3 Правил N 170 содержатся перечни технической документации долговременного хранения и документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия.
Таким образом, Общество, ранее управлявшее МКД и прекратившее его управление, обязано передать органу управления Товарищества техническую документацию, предусмотренную пунктами 24, 26 Правил N 491, в порядке, предусмотренном Правилами N 416. Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае документация подлежит восстановлению.
...
Доказательств передачи указанных документов в порядке, установленном пунктом 22 Правил N 416, путем составления совместного акта, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов, в дело не представлено.
...
В случае отсутствия у ранее управлявшей домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на дом, и иных, связанных с управлением домом документов, такая организация обязана принять меры к их восстановлению и передаче в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил N 416, в том числе, органу управления товарищества.
...
По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выдается в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 октября 2022 г. N Ф01-5124/22 по делу N А43-3159/2021