Нижний Новгород |
|
17 октября 2022 г. |
Дело N А11-4034/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.10.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Домрачевой Н.Н.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от заявителя: Задрогиной Е.П. (доверенность от 20.12.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.03.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022
по делу N А11-4034/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (ИНН: 3328415442, ОГРН: 1023301456903)
о признании недействительным и отмене предписания Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области от 05.02.2021 N 41-01-02,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Грязнов Александр Федорович, акционерное общество "Газпром газораспределение Владимир",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области (далее - Инспекция) от 05.02.2021 N 41-01-02.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Грязнов Александр Федорович и акционерное общество "Газпром газораспределение Владимир".
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 16.03.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Общество указывает, что у него отсутствует обязанность производить перерасчет платы за газоснабжение (исходя из показаний прибора учета газа).
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что Общество осуществляет газоснабжение жилого помещения по адресу Владимирская область, город Вязники, улица Д. Бедного, дом 3, на основании договора поставки газа от 31.12.2003 N 5508.
Для ведения расчетов за поставленный газ открыт лицевой счет N 13028050.
03.04.2014 вне жилого помещения установлен прибор учета газа модели BK-G4T Elster заводской N 03567456 (далее - ИПУ газа), дата последней поверки - 05.02.2014, дата очередной поверки - 05.02.2024, дата опломбировки места присоединения счетчика к газопроводу пломбой поставщика газа - 03.04.2014.
Общество производило расчет платы за потребленный газ по лицевому счету N 13028050 по показаниям ИПУ газа.
При проведении проверки газового оборудования 07.10.2020 сотрудниками территориального участка Общества было обнаружено отсутствие развальцовки заводской пломбы, что зафиксировано в акте от 07.10.2020.
Новый ИПУ газа установлен и опломбирован 16.11.2020 согласно акту опломбировки счетчика газа.
За период с 08.04.2020 по 15.11.2020 Общество произвело расчет платы за газоснабжение по лицевому счету N 13028050 по утвержденным нормативам потребления газа.
На основании обращения гражданина, Инспекция провела проверку по вопросу соблюдения Обществом обязательных требований к порядку начисления платы за коммунальную услугу газоснабжение по указанному адресу, в ходе которой выявлено нарушение требований, установленных Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549), выразившееся неправомерном расчете платы за газоснабжение по лицевому счету N 13028050 за период с 08.04.2020 по 16.05.2020 по утвержденным нормативам потребления газа.
По результатам проверки Инспекция составила акт от 05.02.2021 N 104-01-02 и выдала предписание от 05.02.2021 N 41-01-02, которым на Общество возложена обязанность произвести перерасчет платы за газоснабжение за период с 08.04.2020 по 16.05.2020 исходя из показаний ИПУ газа в срок до 15.04.2021.
Общество не согласилось с данным предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями АПК РФ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Арбитражный суд Владимирской области отказал в удовлетворении иска. Суд исходил из того, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Первый арбитражный апелляционный суд, изменив мотивировку, согласился с итоговым выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, регламентированы Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549).
На основании пункта 55 Правил N 549 поставщик газа проводит проверки не реже 1 раза в полугодие, а также в случае поступления от абонента соответствующей заявки.
Согласно пункту 24 Правил N 549 при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
В подпункте "б" пункта 25 Правил N 549 установлено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении, в том числе, условия, согласно которому пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены.
На основании подпункта "г" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
В соответствии с пунктами 19, 23 Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02.07.2015 N 1815 (действующим в период проверки и составления акта), знак поверки должен иметь четкое изображение, сохраняемое в условиях, в которых прибор эксплуатируется, а пломбы считаются поврежденными, если нанесенную на них информацию невозможно прочитать без применения специальных средств.
В подпункте "б" пункта 81(12) Правил N 354 предусмотрено, что прибор учета считается вышедшим из строя в случаях нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки.
Суды установили, что при проведении проверки в порядке, предусмотренном пунктами 55 - 62 Правил N 549, 07.10.2020 сотрудниками территориального участка Общества обнаружено отсутствие развальцовки заводской пломбы прибора учета газа (модель BK-G4T Elster, заводской номер 03567456). Данное обстоятельство зафиксировано в акте от 07.10.2020, а также в материалах фотофиксации.
По результатам проведенной проверки Общество пришло к выводу о том, что в связи с отсутствием развальцовки заводской пломбы счетчик газа является неисправным.
Следует отметить, что законодатель разделяет последствия нарушения пломбы и выявления факта вмешательства в прибор учета.
Так, в первом случае, согласно пункту 28 Правил N 549, если начисление осуществлялось по показаниям прибора учета, то производится перерасчет по нормативам потребления за 6 месяцев, а во втором - по пункту 81(11) Правил N 354 начисление производится по нормативам потребления за 3 месяца с коэффициентом 10.
В рассматриваемом случае начисление за факт вмешательства в прибор учета не производилось. Общество определило объем потребленного газа по утвержденным нормативам потребления газа за период отсутствия исправного прибора учета (08.04.2020) с даты составления акта, то есть с 07.10.2020.
При этом, с даты обнаружения несанкционированного вмешательства (07.10.2020) до даты установки нового индивидуального прибора учета (16.11.2020) объем газа также определялся Обществом по утвержденным нормативам потребления.
Вместе с тем, на основании абзаца 2 пункта 28 Правил N 549, в случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
По смыслу указанной нормы шестимесячный срок для определения объема газа в данном случае необходимо отсчитывать назад от даты установки нового прибора учета (16.11.2020).
Таким образом, Инспекция правомерно возложила на Общество обязанность произвести перерасчет платы за газоснабжение за период с 08.04.2020 по 16.05.2020 исходя из показаний ИПУ газа.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Выводы судов соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятых судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.03.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022 по делу N А11-4034/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Домрачева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае начисление за факт вмешательства в прибор учета не производилось. Общество определило объем потребленного газа по утвержденным нормативам потребления газа за период отсутствия исправного прибора учета (08.04.2020) с даты составления акта, то есть с 07.10.2020.
При этом, с даты обнаружения несанкционированного вмешательства (07.10.2020) до даты установки нового индивидуального прибора учета (16.11.2020) объем газа также определялся Обществом по утвержденным нормативам потребления.
Вместе с тем, на основании абзаца 2 пункта 28 Правил N 549, в случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
По смыслу указанной нормы шестимесячный срок для определения объема газа в данном случае необходимо отсчитывать назад от даты установки нового прибора учета (16.11.2020)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 октября 2022 г. N Ф01-5340/22 по делу N А11-4034/2021