Нижний Новгород |
|
18 октября 2022 г. |
Дело N А11-4489/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.10.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Кузнецовой Л.В., Трубниковой Е.Ю.,
при участии представителя
от акционерного общества "Владимирские коммунальные системы":
Осокиной Т.Ю. по доверенности от 08.09.2022
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ИВТБС "Владимирский"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.02.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022
по делу N А11-4489/2020
по иску акционерного общества "Владимирские коммунальные системы"
(ИНН: 3327329166, ОГРН: 1033301818659)
к обществу с ограниченной ответственностью "ИВТБС "Владимирский"
(ИНН: 3327119296, ОГРН: 1133327006328)
о взыскании задолженности
и установил:
акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - АО "ВКС") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ИВТБС "Владимирский" (далее - Общество) о взыскании 660 391 рубля 59 копеек долга по оплате электрической энергии, потребленной за период с 01.01.2017 по 29.02.2020 в рамках договора энергоснабжения от 01.01.2017 N 45/0117.
АО "ВКС" в соответствии со статьями 49, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявило отказ от иска в части взыскания основного долга в сумме 602 538 рублей 57 копеек, просило взыскать с ответчика 52 384 рубля 99 копеек долга по оплате электрической энергии, потребленной за период с 01.12.2019 по 29.02.2020.
Суд первой инстанции решением от 09.02.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022, принял отказ истца от части требования, прекратил производство по делу в соответствующей части; взыскал с Общества задолженность в сумме 52 384 рублей 99 копеек.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, период задолженности, указанный АО "ВКС" в исковом заявлении, являлся предметом рассмотрения судов в иных делах.
С точки зрения Общества, суды первой и апелляционной инстанций, которые согласились с расчетом размера платы за электроэнергию, произведенным истцом, нарушили пункт 19 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 614 (далее - Положение N 614).
Кассатор утверждает, что АО "ВКС" необоснованно завысило стоимость электрической энергии, поставленной на содержание общего имущества собственников помещений (далее - ОДН) в многоквартирных жилых домах (далее - МКД), и осуществило расчет задолженности по оплате электрической энергии в соответствии с корректировочными счетами-фактурами, с нарушением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и Положения N 614.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось (определение от 09.09.2022).
Определением от 12.10.2022 на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Ионычевой С.В., находящейся в отпуске, на судью Кузнецову Л.В. Кассационная жалоба рассмотрена с начала.
Представитель АО "ВКС" в судебном заседании и в отзыве на кассационную жалобу отклонил изложенные в ней доводы, просил оставить в силе состоявшиеся судебные акты.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания жалобы, явку представителей в заседание суда округа не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, АО "ВКС" (гарантирующий поставщик) и Общество (исполнитель) заключили договор энергоснабжения от 01.01.2017 N 45/0117, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии исполнителю, а исполнитель обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных в договоре.
В пункте 1.2 договора указано, что исполнитель приобретает у гарантирующего поставщика электрическую энергию (мощность), потребляемую при содержании общего имущества (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества) в многоквартирном доме.
Согласно пункту 5.1 договора стоимость электрической энергии (мощности), приобретенной для содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается по тарифам, установленным для населения и приравненным к нему категориям потребителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Стоимость электрической энергии (мощности), приобретенной для целей содержания общего имущества, рассчитывается по тарифам (ценам), дифференцированным по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования электрической энергии, если общедомовый прибор учета и все индивидуальные (квартирные) приборы учета в многоквартирном доме имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления электрической энергии дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов. В иных случаях объем электрической энергии, предоставленный за расчетный период, определяется без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов.
АО "ВКС" в период с 01.01.2017 по 29.02.2020 поставило Обществу электроэнергию на содержание мест общего пользования МКД, находящихся в его управлении.
Неоплата поставленной электроэнергии в полном объеме послужила основанием для обращения АО "ВКС" с иском в арбитражный суд. По расчетам АО "ВКС", задолженность Общества сформировалась, в том числе, по итогам произведенных населению перерасчетов объема индивидуального потребления электроэнергии на основании переданных ими показаний индивидуальных приборов учета, что и повлияло на объем коммунального ресурса, потребленного на ОДН.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав представителя АО "ВКС", суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" указано, что под социальной нормой потребления электрической энергии (мощности) понимается определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам).
Из пункта 38 Правил N 354 следует, что в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.
На основании пункта 25 Положения N 614 исполнитель коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за истекший расчетный период определяет в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами N 354, подлежащий оплате объем коммунальной услуги, включающий объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении потребителя (далее - объем потребления в жилом помещении) и объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и применяет к указанному объему следующие цены (тарифы): а) в отношении части объема в пределах социальной нормы, установленной для соответствующего месяца (расчетного периода) в отношении группы домохозяйства и типа жилого помещения потребителя, - цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы; б) в отношении части объема сверх социальной нормы - цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.
В соответствии с постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 18.12.2013 N 34/40 "Об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в отношении групп домохозяйств и типов жилых помещений во Владимирской области" с 01.07.2014 во Владимирской области установлены и введены в действие социальные нормы потребления электрической энергии (мощности).
Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей во Владимирской области в пределах социальной нормы потребления в спорный период установлены постановлениями Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2018 N 54/2 и от 17.12.2019 N 49/6 "О тарифах на электрическую энергию".
В пункте 32 Положения N 614 указано, что размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае если объем потребления в жилом помещении превысил величину социальной нормы, определяется по цене (тарифу) на электрическую энергию (мощность), установленную для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы. Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае если объем потребления в жилом помещении не превысил величину социальной нормы, определяется по формулам 5 - 8 приложения N 6 к Положению N 614, согласно которым невыбранный объем социальной нормы в конкретном жилом помещении переносится на объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, приходящийся на это помещение, и в названной части оплачивается по тарифу в пределах социальной нормы.
Согласно формулам 5 - 8 приложения 6 к Положению N 614 невыбранный объем социальной нормы в конкретном жилом помещении переносится на объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, приходящийся на это помещение, и в названной части оплачивается по тарифу в пределах социальной нормы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иными специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
Из подпункта "ж" пункта 21 Правил N 124 следует, что в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в совокупном объеме электрической энергии, поставляемой в многоквартирный дом, выделяются объемы электрической энергии, поставляемой собственникам и пользователям жилых помещений в пределах и сверх такой социальной нормы.
Согласно подпункту "а" пункта 22 Правил N 124 стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальных услуг, рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В случае если в субъекте Российской Федерации приняты решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), то стоимость электрической энергии (мощности) в отношении объема (количества), подлежащего оплате за расчетный период собственниками и нанимателями жилых помещений и включающего объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Стоимость электрической энергии (мощности) в части превышения объема электрической энергии (мощности), предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, которая в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 подлежит оплате исполнителем коммунальных услуг, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
По смыслу пункта 44 Правил N 354 объем ресурса, потребленного на ОДН сверх нормативов, не подлежащий распределению между собственниками помещений, оплачивается управляющей организацией за счет своих средств (когда отсутствует решение общего собрания собственников помещений в МКД о распределении названного объема между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения). При наличии такого решения - когда конечные потребители приняли решение о распределении объема электроэнергии, потребленной на ОДН сверх установленного норматива, между всеми жилыми и нежилыми помещениями, и индивидуальное потребление в жилом помещении меньше установленной социальной нормы, расчет стоимости ресурса на ОДН, приходящегося на это помещение, следует производить с учетом пункта 32 Положения N 614 и формул 5 - 8 приложения 6 к Положению N 614, когда невыбранная часть социальной нормы переносится на ОДН и в этой части оплачивается по социальному тарифу.
При отсутствии решения общего собрания собственников помещений в МКД о распределении названного объема между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения управляющая организация обязана оплатить за счет собственных средств объем электроэнергии, потребленной на ОДН сверх установленного норматива. В этом случае объем электроэнергии, потребленной на ОДН сверх установленного норматива, оплачивается управляющей организацией по тарифу сверх социальной нормы.
Таким образом, стоимость электрической энергии, поставленной на ОДН МКД, рассчитывается в следующем порядке: если ее объем не превышает установленный для граждан норматив потребления данной услуги, то в отношении жилого помещения, в котором граждане не превысили индивидуальную норму социального потребления, используется льготный тариф и при оплате общедомовых нужд, в то время как в отношении жилого помещения, в котором граждане, превысили индивидуальную норму социального потребления, общедомовые нужды оплачиваются по тарифу сверх социальной нормы. Между тем если объем электрической энергии, поставленной на ОДН, превышает установленный для граждан норматив потребления данной услуги, то оплата сверхнормативного объема энергоресурса возлагается на исполнителя коммунальных услуг и оплачивается по тарифу сверх социальной нормы.
Оценив представленные в дело доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что стоимость электроэнергии, поставленной на ОДН и подлежащей оплате Обществом, определена в соответствии с названными нормами материального права.
Вопреки доводу Общества, не допускается перераспределение социальной нормы, не выбранной в конкретном жилом помещении, на иные жилые помещения в МКД.
Довод заявителя кассационной инстанции о нарушении АО "ВКС" Правил N 354 при проведении перерасчетов и корректировок был предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонен со ссылкой на пункт 61 Правил N 354.
Аргумент Общества о неоднократном взыскании с него платы по договору за спорный период был предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и правомерно ими отклонен. Суды установили, что выставленные в рамках дел N А11-13729/2019 и А11-11623/2017 корректировочные счета-фактуры не совпадают с соответствующими счетами-фактурами, имеющимися в материалах настоящего дела, основанием для выставления которых послужили корректировки объема индивидуального потребления в квартирах, отличных от тех, в отношении которых корректировался объем потребления в иных делах. Корректировка объема индивидуального потребления электроэнергии при поступлении сведений о показаниях индивидуальных приборов учета влияет на объем электроэнергии, поставленной на ОДН. Отсюда следует, что наличие судебного акта о взыскании задолженности за определенный период само по себе не препятствует предъявлению к оплате электроэнергии, поставленной на ОДН, объем которой увеличился вследствие изменения объема индивидуального потребления электроэнергии, определенного исходя из переданных показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, поэтому обоснованно не приняты судами первой и апелляционной инстанций. Аргументы Общества относительно доказательственной стороны по делу и оценки фактических обстоятельств отклонены судом кассационной инстанций в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и расходы по ее уплате относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.02.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022 по делу N А11-4489/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИВТБС "Владимирский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
Л.В. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу пункта 44 Правил N 354 объем ресурса, потребленного на ОДН сверх нормативов, не подлежащий распределению между собственниками помещений, оплачивается управляющей организацией за счет своих средств (когда отсутствует решение общего собрания собственников помещений в МКД о распределении названного объема между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения). При наличии такого решения - когда конечные потребители приняли решение о распределении объема электроэнергии, потребленной на ОДН сверх установленного норматива, между всеми жилыми и нежилыми помещениями, и индивидуальное потребление в жилом помещении меньше установленной социальной нормы, расчет стоимости ресурса на ОДН, приходящегося на это помещение, следует производить с учетом пункта 32 Положения N 614 и формул 5 - 8 приложения 6 к Положению N 614, когда невыбранная часть социальной нормы переносится на ОДН и в этой части оплачивается по социальному тарифу.
...
Довод заявителя кассационной инстанции о нарушении АО "ВКС" Правил N 354 при проведении перерасчетов и корректировок был предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонен со ссылкой на пункт 61 Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 октября 2022 г. N Ф01-4574/22 по делу N А11-4489/2020