Нижний Новгород |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А39-13856/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2022.
Полный текст постановления изготовлен 27.10.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 30.03.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022
по делу N А39-13856/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПензаМолИнвест"
(ОГРН: 1075827000831, ИНН: 5828003909)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (ОГРН: 1091326001502, ИНН: 1326211305)
о признании незаконным бездействия,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПензаМолИнвест" (далее - ООО "ПензаМолИнвест", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - МТУ Росимущества, уполномоченный орган) о признании незаконным бездействия МТУ Росимущества, выразившегося в непринятии решения о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "ПензаМолИнвест" предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 10 720 076 квадратных метров, образуемого из земельного участка площадью 11 875 355 квадратных метров с кадастровым номером 58:15:0480701:37 (местоположение участка: область Пензенская, район Лопатинский), на праве аренды сроком на 4 года 11 месяцев без проведения торгов согласно подготовленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании МТУ Росимущества принять по заявлению ООО "ПензаМолИнвест" от 30.08.2021 N 310ю решение о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в аренду без проведения торгов согласно подготовленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Заявленное требование основано на статьях 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивировано несоответствием оспоренного отказа нормам земельного законодательства и статье 10 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2002 N 101 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101), а также нарушением данным отказом прав и законных интересов Предпринимателя.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Министерство сельского хозяйства Пензенской области (далее - Министерство).
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 30.03.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022, удовлетворил заявление Общества, признал незаконным бездействие МТУ Росимущества, выразившееся в непринятии в установленные законом сроки решения о предварительном согласовании ООО "ПензаМолИнвест" предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 10 720 076 квадратных метров, образуемого из земельного участка площадью 11 875 355 квадратных метров с кадастровым номером 58:15:0480701:37 (местоположение участка: область Пензенская, район Лопатинский), на праве аренды сроком на 4 года 11 месяцев без проведения торгов согласно подготовленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязал МТУ Росимущества в течение тридцати дней с момента вступления судебного акта в законную силу принять и направить заявителю в ответ на заявление от 30.08.2021 N 310ю решение о предварительном согласовании ООО "ПензаМолИнвест" предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 10 720 076 квадратных метров, образуемого из земельного участка площадью 11 875 355 квадратных метров с кадастровым номером 58:15:0480701:37 (местоположение участка: область Пензенская, район Лопатинский), на праве аренды сроком на 4 года 11 месяцев без проведения торгов согласно подготовленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории или решение об отказе в предварительном согласовании ООО "ПензаМолИнвест" предоставления указанного земельного участка; взыскал с уполномоченного лица в пользу ООО "ПензаМолИнвест" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МТУ Росимущества обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель полагал, что его действия соответствуют действующему законодательству и не повлекли нарушения прав Общества; указал на наличие замечаний к документам, представленным ООО "ПензаМолИнвест" в уполномоченный орган. В частности, на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории отсутствовала информация о системе координат, имелись указания о том, что земельный участок, сохраняющийся в измененных границах, прекращает свое существование, следовательно, представленные документы не соответствовали пункту 6 Требований, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 и пункту 90 раздела 5 Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке". После устранения письмом от 08.10.2021 N 595 указанных замечаний МТУ Росимущества направило соответствующий запрос в Росимущество. В соответствии с подпунктами 4.1.15 и 4.2.24 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение N 432) у МТУ Росимущества отсутствуют полномочия по самостоятельному принятию решений о передаче земельных участков свыше десяти гектар в муниципальную собственность, в связи с чем после направления запроса в Росимущество бездействие со стороны уполномоченного органа отсутствует.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу указало, что оставляет разрешение вопроса о законности кассационной жалобы на усмотрение суда, поддерживает позицию, заявленную в отзывах при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, просило провести судебное заседание в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установили суды, в собственности Российской Федерации находится земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 11 875 355 квадратных метров с кадастровым номером 58:15:0480701:37. В ЕГРН внесена запись N 58-58-07/017/2010-156 от 19.02.2010 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный участок.
ООО "ПензаМолИнвест" является сельскохозяйственной организацией, участвующей в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, что подтверждается заключенными с Министерством сельского хозяйства Пензенской области соглашениями об участии в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства от 24.03.2021 N 10-2021-07556 и от 08.07.2021 N 10-2021-47108.
Общество обратилось в МТУ Росимущества с заявлением от 30.08.2021 N 310ю о предварительном согласовании предоставления на праве аренды сроком на 4 года 11 месяцев без проведения торгов земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 10 720 076 квадратных метров, образуемого из земельного участка площадью 11 875 355 квадратных метров с кадастровым номером 58:15:0480701:37, местоположение участка: область Пензенская, район Лопатинский. К заявлению ООО "ПензаМолИнвест" были приложены схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (схема на диске в формате XML); соглашения об участии в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства (от 24.03.2021 N 10-2021-07556 и от 08.07.2021 N 10-2021-47108); выписка из ЕГРЮЛ; свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; приказ о приеме на работу генерального директора.
Письмом от 30.09.2021 N 13-ИВ/12728 МТУ Росимущества сообщило ООО "ПензаМолИнвест" о наличии замечаний к представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории и просило представить в МТУ Росимущества схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную с учетом замечаний.
Письмом от 08.10.2021 N 595 ООО "ПензаМолИнвест" в дополнение к ранее поданному заявлению от 30.08.2021 N 310ю направило в МТУ Росимущества схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную с учетом замечаний, указанных в письме МТУ Росимущества от 30.09.2021 N 13-ИВ/12728.
Общество письмом от 20.10.2021 N 604 сообщило МТУ Росимущества об изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "ПензаМолИнвест" в связи с избранием нового генерального директора общества, представив выписку из ЕГРЮЛ, а также приказ о приеме на работу нового генерального директора.
МТУ Росимущества в письме от 20.12.2021 N 13-ИВ/16142 уведомило ООО "ПензаМолИнвест" о том, что его заявление направлено на рассмотрение в Росимущество и ответ до настоящего времени не получен.
Посчитав, что со стороны МТУ Росимущества допущено незаконное бездействие, ООО "ПензаМолИнвест" обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц урегулирован в статьях 178 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании таких действий незаконными.
Обязанность доказывания соответствия оспоренного ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспоренного решения возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В пункте 8 статьи 10 Закона N 101 предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалы дела подтверждают, что первоначально Общество обратилось в уполномоченный орган 30.08.2021 с заявлением N 310ю о предварительном согласовании предоставления на праве аренды сроком на 4 года 11 месяцев без проведения торгов земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 10 720 076 квадратных метров, образуемого из земельного участка площадью 11 875 355 квадратных метров с кадастровым номером 58:15:0480701:37, местоположение участка: область Пензенская, район Лопатинский.
В последующем, устранив замечания, указанные МТУ Росимущества в письме от 30.09.2021 N 13-ИВ/12728, ООО "ПензаМолИнвест" направило письмо от 08.10.2021 N 595 с приложением соответствующей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Уполномоченный орган в письме от 20.12.2021 N 13-ИВ/16142 сообщил Обществу о том, что его заявление направлено на рассмотрение в Росимущество.
Таким образом, в установленный законом тридцатидневный срок заявление Общества МТУ Росимущества по существу не рассмотрено.
Ссылка кассатора на Положение N 432, согласно которому у МТУ Росимущества отсутствуют полномочия по самостоятельному принятию решений о передаче земельных участков свыше десяти гектар в муниципальную собственность, обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, согласно которому Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (пункт 1.1) и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (далее - Теруправление) (пункт 4).
В соответствии с приказом Росимущества от 16.12.2016 N 453 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области.
Согласно пункту 1 Положения о Теруправлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 460 от 19.12.2016, Теруправление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Республики Мордовия, Республики Марий Эл, Чувашской Республики и Пензенской области.
Таким образом, Теруправление является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Пензенской области и принадлежащими на праве собственности Российской Федерации.
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений по спорному вопросу, не должны являться препятствием осуществления лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, права на получение соответствующего решения в установленный законом срок. Необходимость оформления Росимуществом поручения не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Иные доводы жалобы, касающиеся замечаний к документам, являющимся приложением к заявлению Общества о предоставлении земельного участка на праве аренды без проведения торгов, не имеют правого значения для рассмотрения вопроса о правомерности бездействий уполномоченного органа, выразившегося в непринятии решения по соответствующему обращению, так как данные замечания заявителем устранены, что кассатор не оспаривал.
По результатам проверки представленных документов МТУ Росимущества обязано принять предусмотренное законом решение (о предоставлении земельного участка либо об отказе в предоставлении).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суды правомерно установили, что бездействие МТУ Росимущества, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании ООО "ПензаМолИнвест" предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 10 720 076 квадратных метров, образуемого из земельного участка площадью 11 875 355 квадратных метров с кадастровым номером 58:15:0480701:37 (местоположение участка: область Пензенская, район Лопатинский), на праве аренды сроком на 4 года 11 месяцев без проведения торгов согласно подготовленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, что в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для удовлетворения заявленного требования.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на фактических обстоятельствах спора, установление которых не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов суда о фактических обстоятельствах, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части постановления.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Суд округа не рассматривал вопрос о распределении государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации МТУ Росимущества освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 30.03.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022 по делу N А39-13856/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, согласно которому Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (пункт 1.1) и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (далее - Теруправление) (пункт 4).
...
Согласно пункту 1 Положения о Теруправлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 460 от 19.12.2016, Теруправление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Республики Мордовия, Республики Марий Эл, Чувашской Республики и Пензенской области."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 октября 2022 г. N Ф01-5551/22 по делу N А39-13856/2021