Нижний Новгород |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А82-21631/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.10.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Гибай А.А. (доверенность от 03.11.2021),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.04.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022
по делу N А82-21631/2021
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль"
(ИНН: 7606052264; ОГРН: 1057601050011)
о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Ярославля в предоставлении сведений
и установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ярославль" (далее - ПАО "ТНС энерго Ярославль", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Ярославля (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Ярославской области; далее - Инспекция, налоговый орган), формализованного в письме от 30.09.2021 N 06-18/01/13906, в предоставлении Обществу сведений о количестве и движении денежных средств общества с ограниченной ответственностью "Норская управляющая компания" (далее - ООО "Норская управляющая компания"), об иных ценностях, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также об обязании Инспекции предоставить данные сведения в семидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022 решение суда оставлено без изменения.
ПАО "ТНС энерго Ярославль" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, налоговый орган обязан предоставить по запросу Общества сведения о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, а также об иных ценностях ООО "Норская управляющая компания", находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Общества.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечило явку представителя в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании решения Арбитражного суда Ярославской области от 23.07.2021 по делу N А82-7731/2021, которым с ООО "Норская управляющая компания" в пользу ПАО "ТНС энерго Ярославль" взысканы 778 392 рубля 55 копеек задолженности, Обществу выдан исполнительный лист серии ФС N 035211438.
Руководствуясь частями 8 и 9 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Общество 29.09.2021 обратилось в Инспекцию с заявлением о предоставлении сведений о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях; иные сведения об имуществе должника.
Инспекция письмом от 30.09.2021 N 06-18/01/13906 представила Обществу сведения об открытых банковских счетах в отношении ООО "Норская управляющая компания", отказала в предоставлении сведений об имуществе должника и указала на отсутствие сведений о движении денежных средств, принадлежащих должнику в банках и кредитных организациях.
Полагая, что непредставление налоговым органом сведений о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, а также об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях, является незаконным, ПАО "ТНС энерго Ярославль" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 86, 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", статьями 8, 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу, что Инспекция правомерно отказала Обществу в предоставлении спорных сведений, и отказал в удовлетворении заявления.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 8 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель может запрашивать сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 указанной статьи. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с не истекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении сведений, указанных в пунктах 1 - 3 части 9 названной статьи.
В соответствии с частью 9 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения: о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Предусмотренная частью 9 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" возможность истребования у банков и иных кредитных организаций сведений о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте по счетам должника отнесена к полномочиям судебного пристава-исполнителя, реализуемым в соответствии с частью 8 названной статьи с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, налоговым органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности (статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности").
На основании пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия налоговых органов по истребованию выписок по счетам налогоплательщиков установлены пунктами 2 и 4 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в иных случаях предусмотренных федеральными законами. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не наделяет налоговые органы полномочиями по истребованию у банков выписок по счетам должников.
Таким образом, исходя из положений указанных норм, Инспекция не является владельцем полной и актуальной информации о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, а также об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Налоговые органы обязаны предоставлять взыскателям информацию, полученную от банков, о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о номерах банковских счетов. Данные сведения Инспекция Обществу предоставила.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали правомерным отказ Инспекции в предоставлении Обществу сведений о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, а также об иных ценностях ООО "Норская управляющая компания", находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях, и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя. Излишне уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.04.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022 по делу N А82-21631/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "ТНС энерго Ярославль" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 12.08.2022 N 11265.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, налоговым органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности (статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности").
На основании пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия налоговых органов по истребованию выписок по счетам налогоплательщиков установлены пунктами 2 и 4 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в иных случаях предусмотренных федеральными законами. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не наделяет налоговые органы полномочиями по истребованию у банков выписок по счетам должников."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 октября 2022 г. N Ф01-5702/22 по делу N А82-21631/2021