Нижний Новгород |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А43-13046/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.10.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.10.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Бабаева С.В., Камановой М.Н.
при участии представителей общества с ограниченной ответственностью ТПК "Восток-ресурс": Мурашова М.О. (доверенность от 31.12.2019 N 1),
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Козловой Ю.В. (доверенность от 20.10.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 по делу N А43-13046/2021 Арбитражного суда Нижегородской области
по иску общества с ограниченной ответственностью ТПК "Восток-ресурс" (ОГРН: 1021801180026, ИНН: 1831081018)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
о взыскании 160 340 рублей
и установил:
общество с ограниченной ответственностью ТПК "Восток-ресурс" (далее - ООО ТПК "Восток-ресурс", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 160 340 рублей штрафа, а также 6083 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил об уменьшении исковых требований до 145 320 рублей штрафа. Уточнение судом принято.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 13.01.2022 удовлетворил частично исковые требования: взыскал с ОАО "РЖД" в пользу ООО ТПК "Восток-ресурс" 14 740 рублей штрафа, а также 543 рублей 50 копеек расходов по уплате государственной пошлины, отказал в удовлетворении остальной части исковых требований.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 23.05.2022 изменил решение, удовлетворил исковые требования: взыскал с ответчика в пользу истца 145 320 рублей штрафа, 5360 рублей расходов по уплате государственной пошлины по иску, 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и с дополнением к ней, в которой просит отменить вынесенный судебный акт и оставить в силе решение суда первой инстанции вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции сделал ошибочный вывод о возникновении обязанности у перевозчика убрать вагоны с путей необщего пользования с момента уведомления о завершении грузовой операции, применяя только часть условия установленного договором.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании не согласился с доводами заявителя, просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 03.10.2022.
Определением кассационной инстанции от 03.10.2022 судебное разбирательство откладывалось до 10 часов 35 минут 24.10.2022.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятого судебного акта в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО ТПК "Восток-ресурс" (контрагент) заключили договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 21.06.2018 N 5/132 (далее - договор).
Согласно параграфу 1 договора в соответствии с Федеральными законами Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, О железнодорожном транспорте в Российской Федерации, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего контрагенту, примыкающего стрелочным переводом N 18СО к железнодорожному пути необщего пользования N 15, принадлежащему ОАО "РЖД", который в свою очередь, примыкает стрелочным переводом N 10 к приемо-отправочному пути N 4 общего пользования станции УВА-1, локомотивом перевозчика.
В соответствии с параграфом 12 договора готовые к уборке вагоны убираются с мест погрузки перевозчиком согласно технологии работы маневрового локомотива на станции Ува-1 не позднее чем через два часа после получения уведомления от контрагента о готовности вагонов к уборке. Готовыми к уборке считаются вагоны с оформленными перевозочными документами.
В период с 22.10.2020 по 27.02.2021 ОАО "РЖД" неоднократно нарушало установленные договором сроки уборки груженых вагонов с путей необщего пользования ООО ТПК "Восток-ресурс".
В связи с этим ООО ТПК "Восток-ресурс" направило в адрес ответчика претензии от 04.03.2021 N 2П-У, от 15.12.2021 N 637 с требованием оплатить штрафы, начисленные на основании статьи 100 Устава железнодорожного транспорта за нарушение сроков уборки вагонов.
Однако претензии остались ответчиком без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно части 2 статьи 100 Устава железнодорожного транспорта за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что факт нарушения сроков уборки вагонов подтверждается материалами дела, в связи с чем имеются основания для начисления штрафа на основании статьи 100 Устава железнодорожного транспорта.
При этом суд первой инстанции признал расчет истца неверным, противоречащим условиям параграфа 12 договора от 21.06.2018 N 5/132, посчитав, что время отсчета (время поступления уведомления и создание документа), указанное истцом в расчете штрафа, не соответствует фактической готовности вагонов к уборке, а значит, не может служить для определения времени начала ответственности перевозчика на основании статьи 100 Устава железнодорожного транспорта. В связи с этим суд первой инстанции удовлетворил исковые требования о взыскании штрафа в сумме 14 740 рублей с учетом данных, отраженных в системе АС Этран в графе "операция" - "печать комплекта перевозочных документов" и графе "результат" - "создан комплект документов".
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции в части размера подлежащего взысканию штрафа, подлежит изменению исходя из следующего.
В абзаце 3 пункта 3.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) предусмотрено, что при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, вагоны подаются и убираются перевозчиком на/с железнодорожный путь необщего пользования к местам погрузки, выгрузки.
Согласно пункту 3.5 Правил N 26, порядок передачи уведомлений о времени завершения грузовой операции устанавливается в договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или в договоре на подачу и уборку вагонов.
В силу пункта 3.7 указанных Правил, сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов. Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
Расчет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления (пункт 4.5 Правил N 26).
Проанализировав условия параграфа 12 договора от 21.06.2018 N 5/132, апелляционный суд установил, что для уборки вагонов с железнодорожных путей необщего пользования истца достаточно уведомления о готовности к уборке вагонов, а сроки на уборку вагонов исчисляются не с момента создания перевозочных документов, а не позднее чем через 2 часа после получения уведомления.
В соответствии с пунктом 7 Правил предъявления и рассмотрения претензий при перевозке грузов, порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.03.2016 N 84, для взыскания спорного штрафа достаточно предъявления ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика, а также уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на железнодорожный выставочный путь, выписки из договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов.
Проверив расчет штрафа в сумме 145 320 рублей и признав его арифметически верным, соответствующим действующему законодательству, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Оснований для отмены принятого судебного акта по приведенным в кассационной жалоб доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 по делу N А43-13046/2021 Арбитражного суда Нижегородской области оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3.5 Правил N 26, порядок передачи уведомлений о времени завершения грузовой операции устанавливается в договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или в договоре на подачу и уборку вагонов.
...
Расчет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления (пункт 4.5 Правил N 26).
...
В соответствии с пунктом 7 Правил предъявления и рассмотрения претензий при перевозке грузов, порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.03.2016 N 84, для взыскания спорного штрафа достаточно предъявления ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика, а также уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на железнодорожный выставочный путь, выписки из договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 октября 2022 г. N Ф01-4821/22 по делу N А43-13046/2021