Нижний Новгород |
|
07 ноября 2022 г. |
Дело N А28-16818/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Александровой О.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Государственной жилищной инспекции Кировской области
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022
по делу N А28-16818/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс"
(ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)
о признании незаконным и отмене постановления
Государственной жилищной инспекции Кировской области
(ИНН: 4345049124, ОГРН: 1024301334089)
о привлечении к административной ответственности
и установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция) от 25.11.2021 N 1470 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 10.03.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 решение суда отменено, заявленное требование удовлетворено.
Инспекция не согласилась с постановлением апелляционного суда и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил пункт 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), постановление администрации города Кирова (далее - Администрация) от 23.11.2020 N 2574-п (далее - Постановление N 2574-п).
Инспекция указывает, что многоквартирный дом не включен в Сводный план вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году, поэтому возможность отключить горячее водоснабжение на срок более 14 суток нормативными актами не предусмотрена.
Подробно доводы Инспекции изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Инспекцию поступило обращение жителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Киров, улица Чапаева, дом 51, с информацией о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В ходе проверки обращения Инспекция установила, что причиной отсутствия горячего водоснабжения с 08.06.2021 по 14.06.2021 послужило проведение гидравлических испытаний на наружных тепловых сетях на прочность и плотность в целях выявления дефектов на теплосетевом оборудовании с 14.06.2021 по 03.07.2021 и в период с 07.07.2021 по 18.08.2021 - проведение ремонтных работ по устранению дефекта (письмо Администрации от 27.08.2021 N 3918-18-10, сведения, представленные обществом с ограниченной ответственностью "Эдельвейс", которое осуществляет функции управления многоквартирным домом).
По результатам проверки Инспекция пришла к выводу о том, что Общество превысило допустимую продолжительность перерыва подачи горячей воды потребителям с 14.08.2021 по 18.08.2021, то есть более 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд (пункт 4 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354; далее - Правила N 354).
В отношении Общества составлен протокол от 04.10.2021.
Постановлением Инспекции от 25.11.2021 N 1470 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 7.23 КоАП РФ и Правилами N 354, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела факта совершения правонарушения.
Апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 1.6, 24.5, 26.1 и 30.2 КоАП РФ, статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889), Правилами N 170, СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2, Постановлением N 2574-п, пришел к выводу о том, что требования, установленные в пункте 4 приложения N 1 к Правилам N 354, не относятся к случаю проведения ремонтных и профилактических работ на сетях горячего водоснабжения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В статье 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией. Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, регулируются Правилами N 354.
В силу подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении 1.
В пункте 4 приложения 1 к Правилам N 354 установлено, что продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
В пункте 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, действовавших до 01.03.2021, установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" утверждены и введены в действие с 01.03.2021 СанПиН 1.2.3685-21, в которых период допустимого отключения систем горячего водоснабжения не установлен.
В соответствии с пунктом 5.1.5 Правил N 170, рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
В пункте 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено, что согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей установлен в Правилах N 889.
В поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" вывод в ремонт осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием выводимых в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей (пункт 3 Правил N 889).
Вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей), утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в плановый ремонт, а также уведомлений о внеплановом ремонте (пункт 4 Правил N 889).
При необходимости внесения изменений в сводный план, в том числе продления сроков ранее начатых ремонтов, владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей подают в орган местного самоуправления заявку на внесение изменений в сводный план, которая должна содержать обоснование изменения сроков ремонтов (пункт 10 Правил N 889).
Сводный план вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году утвержден Постановлением N 2574-п.
В пункте 2 Постановления N 2574-п ресурсоснабжающим, транспортирующим и обслуживающим объекты теплового хозяйства организациям в период ежегодных профилактических ремонтов указано производить отключение систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток.
Постановлением Администрации от 30.08.2021 N 1942-п внесены изменения в Постановление N 2574-п, в соответствии с которыми из него исключена ссылка на СанПиН 2.1.4.2496-09, пункт 2 изложен в следующей редакции: "2. Ресурсоснабжающим, транспортирующим и обслуживающим объекты теплового хозяйства организациям в период ежегодных профилактических ремонтов рекомендуется производить отключение систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток".
В рассматриваемом случае Обществу вменено превышение допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды потребителям с 14.08.2021 по 18.08.2021.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу о том, что непринятие Обществом достаточных мер для обеспечения потребителей спорного многоквартирного дома коммунальной услугой по горячему водоснабжению не образует события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, поскольку такой период составляет менее 14 суток.
При этом на указанные дни не распространяются положения пункта 4 приложения 1 к Правилам N 354 о продолжительности отключения горячего водоснабжения на случай проведения аварийных работ, поскольку данные сроки не распространяются на продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно признал незаконным и отменил постановление государственной жилищной инспекции Кировской области от 25.11.2021 N 1470.
Ссылка Инспекции на то обстоятельство, что период отключения горячего водоснабжения в течение года составил более 14 дней, отклоняется судом округа, поскольку спорным постановлением такое нарушение Обществу не вменено.
При этом, как указано в оспариваемом постановлении, Общество привлечено к административной ответственности за нарушение 14-дневного срока постановлениями от 26.10.2021 N 1343 (за период с 07.06.2021 по 21.07.2021) и от 26.10.2021 N 1349 (за период с 22.07.2021 по 13.08.2021).
Таким образом, у суда округа отсутствуют основания для отмены оспариваемого судебного акта по приведенным в кассационной жалобе основаниям.
Суд кассационной инстанции не установил существенных нарушений апелляционным судом норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 по делу N А28-16818/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу о том, что непринятие Обществом достаточных мер для обеспечения потребителей спорного многоквартирного дома коммунальной услугой по горячему водоснабжению не образует события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, поскольку такой период составляет менее 14 суток.
При этом на указанные дни не распространяются положения пункта 4 приложения 1 к Правилам N 354 о продолжительности отключения горячего водоснабжения на случай проведения аварийных работ, поскольку данные сроки не распространяются на продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 ноября 2022 г. N Ф01-5810/22 по делу N А28-16818/2021