Нижний Новгород |
|
07 ноября 2022 г. |
Дело N А29-1602/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.11.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.04.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022
по делу N А29-1602/2022
по заявлению администрации Эжвинского района муниципального
образования городского округа "Сыктывкар"
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной
службы по Республике Коми,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Департамент финансов администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (ИНН: 1101486702, ОГРН: 1091101007447),
общество с ограниченной ответственностью "Лидер"
(ИНН: 7814233222, ОГРН: 1157847179566),
общество с ограниченной ответственностью "Новая компьютерная компания"
(ИНН: 1121022392, ОГРН: 1131121000735),
и установил:
администрация Эжвинского района муниципального образования городского округа Сыктывкар (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Управление) от 12.11.2021 N 04-02/8540.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Департамент), общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - Общество), общество с ограниченной ответственностью "Новая компьютерная компания".
Решением суда от 11.04.2022 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленного требования. По мнению Управления, у заказчика отсутствовали предусмотренные законом основания для отклонения заявки Общества и недопущения к участию в аукционе; решение антимонопольного органа законно и обоснованно.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Определением суда кассационной инстанции от 28.10.2022 произведена замена судьи Радченковой Н.Ш. на судью Забурдаеву И.Л. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела и установили суды, 29.10.2021 в Управление поступила жалоба Общества на действия заказчика, аукционной комиссии уполномоченного органа Департамента, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку МФУ для нужд Администрации.
В ходе рассмотрения жалобы Управление установило, что 06.10.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещены извещение N 0307300005221000894 о проведении электронного аукциона и документация об аукционе.
На участие в аукционе поступило восемь заявок, в том числе заявка Общества, под номером 190. По показателю Ресурс фотобарабана 100000 страница участником закупки было отражено следующее: Ресурс фотобарабанов > 120000 страниц.
Управление по результатам анализа первой части заявки Общества установило, что в ней участник закупки по требуемому параметру указал: "Ресурс фотобарабанов > 120000 страниц", что не соответствует параметру, установленному в пункте 1.15 Технического задания.
Управление пришло к выводу, что в заявке содержалось частично видоизмененное наименование отдельной характеристики товара, работы, услуги (наименование параметра), по сравнению с наименованием, которое отражено в описании товара, работы, услуги позиции КТРУ (изменено окончание одного слова в наименовании - "фотобарабана"). Значение параметра - "120000 страниц" больше значения, установленного в аукционной документации.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 20.10.2021 аукционной комиссией принято решение о заключении контракта с Обществом.
После определения победителя аукциона в ЕИС заказчиком был размещен проект муниципального контракта для подписания.
Общество направило заказчику протокол разногласий, в котором выразило несогласие с проектом контракта, просило изложить пункт 1.15 контракта в следующей редакции: "ресурс фотобарабанов", вместо "ресурс фотобарабана".
Администрация отклонила представленный Обществом протокол разногласий к проекту контракта.
Управление, рассмотрев жалобу Общества, пришло к выводу, что в нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия не отклонила заявку участника закупки с порядковым номером 190, содержащую информацию, не соответствующую требованиям аукционной документации, а допустила данное лицо к дальнейшему участию в закупке.
Решением Управления от 12.11.2021 N 04-02/8540 жалоба Общества на действия аукционной комиссии признана обоснованной; действия аукционной комиссии Департамента признаны противоречащими пункту 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ.
Администрация оспорила данное решение в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Закона N 44-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), суд первой инстанции признал незаконным оспариваемое решение и удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному ненормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, принявший решение (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статье 24 Закона N 44-ФЗ аукцион в электронной форме (электронный аукцион) является одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц. Информация сообщается путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации о нем; к участникам закупки предъявляются единые и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ).
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара (пункт 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик в случаях, предусмотренных настоящим законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 5 статьи 23 Закона N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 Закона N 44-ФЗ).
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Согласно пункту 2 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
В силу пунктов 1, 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Закона, или предоставления недостоверной информации; несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Закона, требованиям документации о таком аукционе.
Как установили суды, наименование и описание объекта спорной закупки установлены заказчиком в разделе III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе.
Согласно Технической части документации к поставке требуется многофункциональное устройство в количестве пяти штук, код позиции КТРУ: 26.20.18.000-00000069. В пункте 1.15 спецификации отражено наименование параметра: Ресурс фотобарабана 100000 страница.
Общество, которое обратилось в Управление с жалобой на действия заказ в части допуска его первой части заявки на участие в конкурсе, ссылалось на указание им в составе первой части заявки наименование параметра по пункту 1.15 спецификации во множественном числе: "Ресурс фотобарабанов > 120000 страниц".
Согласно пояснениям Администрации, участник с номером заявки 190 был допущен к участию в аукционе, несмотря на частичное изменение наименования отдельной характеристики параметра товара, указанной в описании товара позиции КТРУ и заявленной заказчиком, поскольку при рассмотрении заявки аукционная комиссия посчитала данное изменение опечаткой, допущенной участником закупки при составлении заявки.
Управление, признавав действия аукционной комиссии незаконными, исходило из того, что показатель, отраженный в пункте 1.15 Технического задания, - Ресурс фотобарабана, не подлежит изменению и должен быть указан в соответствии с требованиями аукционной документации, то есть в единственном числе: Ресурс фотобарабана 100000 страница. Поскольку заявка участника, содержащая информацию, не соответствующую требованиям аукционной документации, она подлежала отклонению, действия аукционной комиссии противоречат пункту 2 части 4 статьи 67 Закона 44-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив материалы дела, проанализировав поведение сторон, пришли к выводу, что сложившаяся ситуация обусловлена исключительно поведением Общества, которое избрало способ использования в своей работе технических моментов в подаче заявок и жалоб на заказчиков. Это подтверждается многочисленными жалобами со стороны Общества (представлены в материалы дела).
Управление, занимая формальный подход при рассмотрении антимонопольного дела, должно было учесть обстоятельства, выявленные в последующем и свидетельствующие об умышленной недостоверности представленной Обществом заявки.
С учетом изложенного, приняв во внимание обстоятельства подачи заявки Обществом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что решение Управления не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, принято без учета целей данного закона и его принципов, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с этим суды правомерно сочли, что Управление не доказало законность и обоснованность принятого решения, и удовлетворили заявление Администрации.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств, требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 Кодекса).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанных судами выводов и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятых судебных актов.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.04.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 по делу N А29-1602/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управление, признавав действия аукционной комиссии незаконными, исходило из того, что показатель, отраженный в пункте 1.15 Технического задания, - Ресурс фотобарабана, не подлежит изменению и должен быть указан в соответствии с требованиями аукционной документации, то есть в единственном числе: Ресурс фотобарабана 100000 страница. Поскольку заявка участника, содержащая информацию, не соответствующую требованиям аукционной документации, она подлежала отклонению, действия аукционной комиссии противоречат пункту 2 части 4 статьи 67 Закона 44-ФЗ.
...
Управление, занимая формальный подход при рассмотрении антимонопольного дела, должно было учесть обстоятельства, выявленные в последующем и свидетельствующие об умышленной недостоверности представленной Обществом заявки.
С учетом изложенного, приняв во внимание обстоятельства подачи заявки Обществом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что решение Управления не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, принято без учета целей данного закона и его принципов, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 ноября 2022 г. N Ф01-6056/22 по делу N А29-1602/2022