Нижний Новгород |
|
10 ноября 2022 г. |
Дело N А28-9635/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.11.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Соломенниковой Т.В. (доверенность от 20.10.2022),
от заинтересованного лица: Погудина А.В. (доверенность от 09.01.2020),
от администрации города Кирова: Беспятых Е.А. (доверенность от 28.01.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.04.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022
по делу N А28-9635/2021
по заявлению муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (ИНН: 4345328777, ОГРН: 1124345009777)
о признании недействительным пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по Кировской области от 25.06.2021,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора,-
Правительство Кировской области, администрация города Кирова, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области,
и установил:
муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" (далее -МКУ "УКС", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее - УФК по Кировской области, Казначейство) от 25.06.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Кировской области (далее -
Правительство), администрация города Кирова (далее - Администрация), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее -Минстрой России) и Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - Министерство строительства Кировской области).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 13.04.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 решение суда оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, Учреждение не допустило нецелевого расходования бюджетных средств. Работы по устройству ливневой канализации и строительству очистных сооружений выполнялись в качестве мероприятий по переустройству (переносу) инженерных коммуникаций в рамках строительства объекта "Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе "Чистые пруды" в г. Кирове". В проектную документацию на строительство указанного объекта включено строительство ливневой канализации и очистных сооружений.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Казначейство в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Учреждения.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал позицию заявителя кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили в суд округа; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кировской области.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, постановлением Правительства от 28.12.2012 N 189/838 утверждена государственная программа Кировской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Кировской области" на 2013 - 2021 годы" (далее - Государственная программа Кировской области N 189/838), частью которой является подпрограмма "Развитие строительства и архитектуры Кировской области" на 2016 - 2021 годы (далее - Подпрограмма).
Постановлением Правительства от 11.04.2019 N 187-П "О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 28.12.2012 N 189/838" Подпрограмма дополнена перечнем проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья в 2019 году (приложение N 4 к Подпрограмме). В данный перечень включен объект "Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе "Чистые пруды" в г. Кирове" протяженностью 356,2 метра, стоимостью 68 344,92 тысячи рублей.
Проектной документацией по объекту "Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе "Чистые пруды" в г. Кирове" предусмотрено проектирование ливневой канализации с размещением очистных сооружений.
Проектной документацией предусматривается организованный отвод поверхностных вод с проезжей части улицы Мостовицкой через дождеприемники по закрытой системе ливневой канализации, поверхностный сток с территории в МКР и улицы Мостовицкой отводится для очистки на проектируемые очистительные сооружения, выполняется присоединение ливневой канализации на улице Попова, предусматривается отвод ливневых стоков с МКР N 4, МКР N 5 и улицы Мостовицкой.
Сводный сметный расчет стоимости строительства объекта "Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе "Чистые пруды" включает в себя расходы на строительство ливневой канализации и дороги.
Согласно положительному заключению государственной экспертизы N 43-1-6-1422-15 объекта "Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе "Чистые пруды" базовая стоимость в ценах на 01.01.2000 составила 8203,36 тысячи рублей, в том числе на строительство дороги - 3375,57 тысячи рублей, на строительство ливневой канализации - 4827,79 тысячи рублей.
Администрация 29.06.2017 вынесла распоряжение N 3099-зр "Об утверждении проектно-сметной документации на объект "Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе "Чистые пруды" в г. Кирове", в котором указаны следующие характеристики объекта:
- протяженность трассы - 356,2 метра;
- число полос - 2;
- ширина полос - 4,5 метра;
- ширина тротуаров - 2 х 2,0 метра;
- материал покрытия - асфальт;
- базовая стоимость в ценах на 01.01.2000 - 8203,36 тысячи рублей.
Минстрой России и Правительство заключили соглашение от 12.02.2019 N 069-09-2019-077 о предоставлении из федерального бюджета в 2019 году бюджету Кировской области субсидии на мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 069, раздел 14, подраздел 03, целевая статья 05 1 F1 50210, вид расходов 523 в рамках федерального проекта "Жилье" подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 (пункт 1.1 соглашения).
На основании пункта 1.2 соглашения предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в том числе в целях достижения результатов федерального проекта по субъекту, согласно приложениям N 1, 2 и 3 к соглашению, являющимся его неотъемлемыми частями, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 N 189/838 "Об утверждении государственной программы Кировской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Кировской области" на 2013 - 2021 годы".
Министрой России и Правительство 25.04.2019 заключили дополнительное соглашение N 069-09-2019-077/1 к соглашению от 12.02.2019 N 069-09-2019-077.
Перечнем объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества в рамках мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, являющимся приложением N 1 к дополнительному соглашению от 25.04.2019, предусмотрен, в том числе, объект "Строительство ул. Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе "Чистые Пруды" в г. Кирове" протяженностью 356,2 метра со сметной (предполагаемой) стоимостью 68 344 980 рублей.
Постановлением Правительства от 30.12.2019 N 753-П утверждена государственная программа Кировской области "Обеспечение граждан доступным жильем" (далее - Государственная программа Кировской области N 753-П).
Приложением N 7 к Государственной программе Кировской области N 753-П является Перечень проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов Кировской области, предусматривающих строительство жилья, в котором указан объект (мероприятие) "Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе "Чистые пруды" в г. Кирове" протяженностью 356,2 метра, стоимостью строительства - 68 413,30 тысячи рублей; сроки строительства - 2019 - 2020 годы.
Министерство строительства Кировской области и Администрация заключили соглашение от 27.05.2019 N 33701000-1-2019-012 о предоставлении из областного бюджета в 2019 году бюджету муниципального образования "Город Киров" субсидии на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, в рамках регионального проекта "Развитие жилищного строительства и обеспечение граждан жильем в Кировской области" подпрограммы "Развитие коммунальной и жилищной инфраструктуры" государственной программы Кировской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Кировской области" на 2013 - 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства от 28.12.2012 N 189/838.
Согласно пункту 1.2 соглашения от 27.05.2019 N 33701000-1-2019-012 предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем объектов капитального строительства муниципальной собственности (результату регионального проекта), в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, в том числе в целях достижения результатов регионального проекта по муниципалитету согласно приложениям N 1, 2 и 3 к соглашению, являющимся его неотъемлемыми частями, утвержденным постановлениями Администрации от 07.10.2013 N 3851-П "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования в муниципальном образовании "Город Киров" и от 01.02.2016 N 244-П "Об утверждении муниципальной программы "Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании "Город Киров".
Приложением N 1 к Соглашению от 27.05.2019 N 33701000-1-2019-012 определен перечень объектов капитального строительства, в целях софинансирования которых предоставлялась субсидия. В перечень входит, в том числе, объект "Строительство улицы Мостовицкая от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе "Чистые пруды" в г. Кирове" длиной 356,2 метра.
Постановлением Администрации от 01.02.2016 N 224-П утверждена муниципальная программа "Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании "Город Киров" (далее - Муниципальная программа N 224-П).
Как следует из Приложения N 3 "Перечень непосредственных показателей эффективности реализации мероприятий муниципальной программы "Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании "Город Киров" к Муниципальной программе N 224-п, в рамках подпрограммы "Дорожная деятельность и обеспечение безопасности дорожного движения в границах муниципального образования "Город Киров" запланировано мероприятие "Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе "Чистые пруды" в г. Кирове", протяженностью 356,2 метра.
К соглашению от 27.05.2019 N 33701000-1-2019-012 заключено дополнительное соглашение от 27.04.2020 N 33701000-1-2019-012/3, которым продлен срок его действия до конца 2020 года.
В целях выполнения работ по объектам "Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе "Чистыте пруды" в г. Кирове", "Строительство улицы Ивана Попова от ул. Чистопрудненской до развязки с круговым движением в жилом районе "Чистые Пруды" в г. Кирове" Учреждение (заказчик) и ООО "Спецстрой" (подрядчик) заключили муниципальный контракт от 27.05.2019 N Ф.2019.273270.
Согласно пункту 1.1 муниципального контракта от 27.05.2019 N Ф.2019.273270 подрядчик обязуется в установленный контрактом срок по заданию заказчика выполнить работы, в том числе по строительству ул. Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе "Чистые пруды" в г. Кирове в объеме в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1), графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2) и проектной документацией.
Администрация 07.06.2019 выдала разрешение на строительство N 43- RU43306000-089-2019, в котором указаны следующие характеристики объекта: улица в жилой застройке протяженностью 356,2 метра, иные показатели - объем регулирующего резервуара очистных сооружений поверхностного стока - 1000 кубических метров.
Казначейство провело плановую выездную проверку Учреждения по вопросу соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию федерального проекта "Жилье" национального проекта "Жилье и городская среда" за период с 01.01.2020 по 14.05.2021, результаты которой отразило в акте от 14.05.2021.
В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 18.2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 N 85н, пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства субъектов Российской Федерации, являющихся приложением N 6 Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 (далее - Правила N 1710), пункта 1.2. соглашения о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования "Город Киров" на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства от 27.05.2019 N 33701000-1-2019-012, Учреждение в 2020 году в рамках объекта "Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе "Чистые пруды" в г. Кирове" за счет средств субсидии, предоставленной по подразделу 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" на строительство (реконструкцию) объектов транспортной инфраструктуры, при реализации проектов по развитию территорий приняло и оплатило работы по устройству ливневой канализации, проходящей вдоль улицы Фестивальная, за пределами участка, выделенного под строительство улицы Мостовицкой, и строительству очистных сооружений в слободе Столбики, являющихся самостоятельными объектами системы водоотведения (сооружениями коммунального хозяйства), которые отсутствуют в Государственной программе Кировской области N 753-П и в Муниципальной программе N 224-П, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств в общей сумме 14 057 398 рублей 80 копеек (в том числе за счет средств федерального бюджета - 13 341 183 рубля 95 копеек).
В целях устранения выявленного нарушения УФК по Кировской области вынесло представление от 25.06.2021, в соответствии с которым Учреждению в отношении нарушения, указанного в пункте 1 описательной части представления, необходимо принять меры по устранению причин и условий совершения нарушения в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего представления и возвратить средства субсидии в сумме 13 341 183 рубля 95 копеек, выделенной из федерального бюджета на строительство (реконструкцию) объектов транспортной инфраструктуры, на лицевой счет Министерства строительства Кировской области в целях их последующего перечисления в доход федерального бюджета по КБК 069 2 18 25021 01 1002 150 "Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации (в части возврата остатков, образовавшихся за счет восстановленной в текущем году дебиторской задолженности прошлых лет)" в срок до 31.12.2021 включительно.
Учреждение не согласилось с пунктом 1 требования представления надзорного органа от 25.06.2021 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 38, 162, 269.2, 270.2, 306.1, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, Арбитражный суд Кировской области признал законным представление надзорного органа в обжалуемой части и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В пункте 3 статьи 219 БК РФ установлено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В силу статьи 179.4 БК РФ дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
На основании пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила N 999).
Согласно пункту 3 Правил N 999 государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) для достижения целей указанных программ. Правила предоставления указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 999 при предоставлении субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства, а также на софинансирование приобретения объектов недвижимого имущества адресное (пообъектное) распределение субсидий с указанием размеров субсидий утверждается актами Правительства Российской Федерации в отношении объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества: без которых невозможен ввод в эксплуатацию и (или) функционирование объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации; необходимость строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения которых вытекает из международных обязательств Российской Федерации; строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых предусмотрено в соответствии с актами, поручениями и указаниями Президента Российской Федерации, распоряжениями Правительства Российской Федерации, поручениями Председателя Правительства Российской Федерации; сметная стоимость или предполагаемая (предельная) стоимость которых либо стоимость приобретения которых (рассчитанная в ценах соответствующих лет) превышает 1,5 млрд. рублей.
В силу пункта 7 Правил N 999 адресное (пообъектное) распределение субсидий по объектам капитального строительства и объектам недвижимого имущества, не указанным в пункте 6 настоящих Правил, устанавливается соглашениями.
В подпункте "в" Пункта 10 Правил N 999 установлено, что соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества и обязательства субъекта Российской Федерации по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению указанных объектов в пределах установленной стоимости строительства (реконструкции) или стоимости приобретения объектов - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 утверждены Правила N 1710, которые устанавливают цель, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья, которые включены в государственные программы субъектов Российской Федерации по развитию жилищного строительства, в рамках федерального проекта "Жилье" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Проект по развитию территорий включает в себя перечень мероприятий по подготовке документации по планировке территории, образованию земельных участков в границах такой территории, модернизации (строительству) на земельных участках в границах соответствующей территории объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур с обоснованием экономической целесообразности объема и сроков их реализации (пункт 1).
Согласно пункту 3 Правил N 1710 субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:
а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии;
в) заключение соглашения между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (далее - соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил N 999.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 999 (в редакции, действовавшей до 16.04.2019) субсидии предоставляются на следующие цели:
а) возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья, а также предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей;
б) строительство (реконструкция) объектов социальной инфраструктуры (дошкольных учреждений, образовательных учреждений и учреждений здравоохранения) в рамках реализации проектов по развитию территорий;
в) строительство (реконструкция) автомобильных дорог в рамках реализации проектов по развитию территорий.
Согласно пункту 6 Правил N 999 (в редакции, действующей после 16.04.2019) субсидии предоставляются на следующие цели:
а) возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья, а также предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей;
б) строительство (реконструкция) объектов социальной инфраструктуры (дошкольных учреждений, образовательных учреждений и учреждений здравоохранения) в рамках реализации проектов по развитию территорий;
в) строительство (реконструкция) автомобильных дорог в рамках реализации проектов по развитию территорий;
г) строительство (реконструкция) объектов водоснабжения, водоотведения и (или) теплоснабжения в рамках реализации проектов по развитию территорий.
В случае нецелевого использования субсидии субъектом Российской Федерации к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 31 Правил N 999).
Как определено в пунктах 3.36, 3.37 "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр, улица - это территория общего пользования, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети городского и сельского поселения; улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
В соответствии с приказом Росстата от 30.07.2021 N 464 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством" уличная канализационная сеть - это трубопроводы, уложенные вдоль улиц, проездов, переулков, набережных и других проездов населенного пункта, включая протяжение сборных коллекторов, но без главных коллекторов.
В силу пункта 3.24 "ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию", утвержденным приказом Росстандарта от 05.08.2021 N 689-ст, ливневая канализация - это канализация закрытая, обеспечивающая сбор и отведение дождевых и сточных вод.
Согласно пункту 3.1 "ГОСТ Р 56195-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования", утвержденному приказом Росстандарта от 27.10.2014 N 1447-ст, закрытые системы дождевой канализации (гидроизолированные дождеприемные и смотровые колодцы, водоотводящие трубы-коллекторы) предназначены для обеспечения нормативного отвода дождевых, талых и грунтовых вод.
В статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) установлено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Закона N 257-ФЗ).
На основании пункта 3.15 "СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 272, водоотвод дорожный - это комплекс сооружений и отдельных конструктивных устройств, предназначенный для предотвращения переувлажнения земляного полотна и скопления воды на дорожном покрытии.
Согласно пунктам 7.29, 7.30 "ГОСТ 33100-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог", утвержденного приказом Росстандарта от 31.08.2015 N 1205-ст, система дорожного водоотвода - это ряд сооружений и конструктивных мероприятий, предназначенных для отвода поверхностных и подземных (грунтовых) вод и обеспечения устойчивости земляного полотна, и дорожной одежды на проектируемой автомобильной дороге. Для отвода поверхностных вод и защиты от них необходимо предусматривать следующие мероприятия: боковые канавы (кюветы), отводящие дождевые воды с поверхности дороги и прилегающей к ней территории; водоотводящие канавы для выпуска воды из кюветов или находящихся около дороги котлованов; нагорные канавы, служащие для перехвата воды, стекающей по склону к дороге, и для отвода к водопропускным сооружениям, в пониженные места; испарительные бассейны; прикромочные, дождеприемные и поперечные водосбросные лотки, ливневая канализация применяются для отвода воды с поверхности проезжей части и разделительной полосы на автомобильных дорогах I категории.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что ливневая канализация и очистные сооружения не является неотъемлемыми составными элементами (частями) улицы (улично-дорожной сети).
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что средства субсидии выделены на строительство объекта "Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе "Чистые пруды" в г. Кирове" протяженностью 356,2 метра.
В рамках строительства указанного участка улицы Мостовицкой выполнены работы по устройству ливневой канализации, расположенной вдоль улицы Фестивальная, а также строительству очистных сооружений в слободе Столбики, которые оплачены за счет средств субсидии.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом, что средства субсидии в рамках реализации соглашения от 27.05.2019 доводились по подразделу 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)"; ливневая канализация и очистные сооружения в Государственной программе Кировской области N 753-П и в Муниципальной программе N 224-П не обозначены; данные объекты и улица Мостовицкая не образуют единого объекта капитального строительства, а являются самостоятельными сооружениями коммунального хозяйства с разным назначением, местоположением, границами, характеристиками, регистрационными данными, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о нецелевом использовании Учреждением бюджетных средств в общей сумме 13 341 183 рубля 95 копеек.
Вывод судов основан на материалах дела, не противоречит им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежит.
На основании изложенного суды правомерно отказали Учреждению в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 1 представления Казначейства от 25.06.2021.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 13.04.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 по делу N А28-9635/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 7.29, 7.30 "ГОСТ 33100-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог", утвержденного приказом Росстандарта от 31.08.2015 N 1205-ст, система дорожного водоотвода - это ряд сооружений и конструктивных мероприятий, предназначенных для отвода поверхностных и подземных (грунтовых) вод и обеспечения устойчивости земляного полотна, и дорожной одежды на проектируемой автомобильной дороге. Для отвода поверхностных вод и защиты от них необходимо предусматривать следующие мероприятия: боковые канавы (кюветы), отводящие дождевые воды с поверхности дороги и прилегающей к ней территории; водоотводящие канавы для выпуска воды из кюветов или находящихся около дороги котлованов; нагорные канавы, служащие для перехвата воды, стекающей по склону к дороге, и для отвода к водопропускным сооружениям, в пониженные места; испарительные бассейны; прикромочные, дождеприемные и поперечные водосбросные лотки, ливневая канализация применяются для отвода воды с поверхности проезжей части и разделительной полосы на автомобильных дорогах I категории."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 ноября 2022 г. N Ф01-6367/22 по делу N А28-9635/2021