Нижний Новгород |
|
11 ноября 2022 г. |
Дело N А17-11752/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.11.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от заявителя: Филенкова И.Э. (доверенность от 24.06.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Тепло Людям. Южа"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.04.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.07.2022
по делу N А17-11752/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тепло Людям. Южа"
(ИНН: 3702221422, ОГРН: 1193702012976)
о признании незаконным и отмене предписания
Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области
(ИНН: 3702092230, ОГРН: 1063702132889),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Объединенные котельные"
(ИНН: 3726005004, ОГРН: 1073706001600),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тепло Людям. Южа" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Служба) от 22.11.2021 N 11-ЕС, в соответствии с которым на заявителя возложена обязанность в срок до 24.12.2021 произвести перерасчет размера платы за отопление за период с 27.07.2021 по 25.08.2021 жителям многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ивановская область, город Южа, Южский район, улица Советская, 21.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Объединенные котельные" (далее - ООО "Объединенные котельные").
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 27.04.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.07.2022 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Тепло Людям. Южа" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункт 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ). Исполнитель коммунальной услуги может не обладать статусом единой теплоснабжающей организации. Общество и администрация Южского муниципального района Ивановской области заключили концессионное соглашение от 19.07.2021 и подписали акт приема-передачи имущества от 27.07.2021, то есть заявитель соответствовал критериям, необходимым для присвоения статуса единой теплоснабжающей организации, установленным в пункте 7 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808). Фактическое оказание Обществом услуг по теплоснабжению началось в июле 2021 года, когда стали осуществляться работы по подготовке тепловых сетей и котельных к следующему отопительному периоду.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Служба в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Определением от 08.11.2022 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Радченковой Н.Ш., находящейся на больничном, на судью Забурдаеву И.Л.
ООО "Объединенные котельные" отзыв на кассационную жалобу не представило; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения гражданина от 03.11.2021 о несоблюдении порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 27.07.2021 по 25.08.2021 собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ивановская область, город Южа, Южский район, улица Советская, 21, Служба провела в отношении Общества внеплановую документарную проверку.
В ходе проверки установлено, что постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.09.2018 N 222-н/1 "О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории муниципальных образований Ивановской области" принято решение о сохранении на территории Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области действующего способа оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
Общество и муниципальное образование Южское городское поселение Южского муниципального района Ивановской области в лице администрации Южского муниципального района Ивановской области заключили концессионное соглашение от 19.07.2021 в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения на концессионера возложена обязанность в порядке, в сроки и на условиях, предусмотренных данным соглашением, реконструировать объект концессионного соглашения, право собственности на который принадлежит концеденту.
В рамках соглашения подписан акт приема-передачи имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, от 27.07.2021.
В соответствии с постановлением Администрации Южского муниципального района Ивановской области от 26.07.2021 N 528-а-п ООО "Объединенные котельные" на основании пунктов 13, 18 Правил N 808, признано утратившим статус единой теплоснабжающей организации, при этом в пункте 2 данного постановления на него возложена обязанность исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации.
В установленный период приема заявок теплоснабжающих и теплосетевых организаций о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации в администрацию Южского муниципального района Ивановской области 03.08.2021 поступила заявка на присвоение Обществу статуса единой теплоснабжающей организации.
Постановлением администрации Южского муниципального района Ивановской области от 26.08.2021 N 592-п статус единой теплоснабжающей организации на территории Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области присвоен Обществу с 26.08.2021.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 08.10.2021 N 43-т/2 установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию для потребителей Общества (Южский район) на 2021 - 2023 годы.
В пункте 8 постановления от 08.10.2021 N 43-т/2 отражено, что соответствующие тарифы действуют с 08.10.2021 по 31.12.2023. В приложениях 1 и 2 к постановлению от 08.10.2021 N 43-т/2 содержатся сведения о том, что во втором полугодии 2021 года установленные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, действуют с 08.10.2021 по 31.12.2021.
На основании пункта 10 постановления от 08.10.2021 N 43-т/2 признано утратившим силу с 08.10.2021 постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 17.12.2020 N 72-т/4 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Объединенные котельные" на 2021 год".
Общество выставило жителям дома 21 квитанции на оплату отопления за период с 27.07.2021 по 25.08.2021, однако плата за коммунальную услугу по отоплению, подлежащая внесению за соответствующий период, ранее была внесена собственниками помещений указанного многоквартирного дома в пользу ООО "Объединенные котельные".
По результатам проверки Служба пришла к выводу о том, что у Общества отсутствовали правовые основания для начисления потребителям платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 27.07.2021 по 25.08.2021.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 22.11.2021 N 21-ЕС.
В целях устранения выявленного нарушения Служба выдала Обществу обязательное для исполнения предписание от 22.11.2021 N 11-ЕС, которым на заявителя возложена обязанность в срок до 24.12.2021 произвести перерасчет размера платы за отопление за период с 27.07.2021 по 25.08.2021 жителям указанного многоквартирного дома. Информация об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов должна быть представлена в надзорный орган не позднее 27.12.2021.
Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 154 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами N 354 и Правилами N 808, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из пункта 2 Правил N 354 следует, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В пункте 42 (1) Правил N 354 установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года) (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603).
На основании постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.09.2018 N 222-н/1 на территории Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области в спорный период действовал способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
Единой теплоснабжающей организацией является теплоснабжающая организация, которой в отношении системы теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 5 Правил N 808 для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в орган местного самоуправления, уполномоченный на разработку схемы теплоснабжения, в течение одного месяца со дня размещения в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также со дня размещения решения, указанного в пункте 18 Правил N 808, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны (зон) ее деятельности.
Если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подана одна заявка от лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, то статус единой теплоснабжающей организации присваивается указанному лицу. Если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подано несколько заявок от лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается в соответствии с пунктами 7 - 10 Правил N 808 (пункт 6 Правил N 808).
В силу пункта 12 Правил N 808 единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана, в числе прочего, заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения, заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии.
В пункте 13 Правил N 808 установлено, что организация может лишиться статуса единой теплоснабжающей организации, в том числе в случае прекращения права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 Правил N 808 (источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации), по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Орган местного самоуправления поселения в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации обязан разместить на официальном сайте соответствующее решение, а также предложить теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации (пункт 17 Правил N 808).
На основании пункта 18 Правил N 808 организация, утратившая статус единой теплоснабжающей организации по основаниям, предусмотренным пунктом 13 Правил N 808, обязана исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 11 Правил N 808.
Пунктом 3 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Постановление N 1075), предусмотрено, что регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы (пункт 37 Постановления N 1075).
Суды установили, и материалам дела не противоречит, что постановлением администрации Южского муниципального района Ивановской области от 26.07.2021 N 528-а-п ООО "Объединенные котельные" лишено статуса единой теплоснабжающей организации. Статус единой теплоснабжающей организации на территории Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области с 26.08.2021 присвоен Обществу, о чем администрацией Южского муниципального района Ивановской области принято постановление от 26.08.2021 N 592-п.
Таким образом, с учетом пункта 18 Правил N 808, пункта 2 постановления Администрации от 26.07.2021 N 528-а-п до 26.08.2021 ООО "Объединенные котельные" было обязано исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации, поэтому имело правовые основания для выставления потребителям платы за отопление.
С учетом изложенного, принимая во внимание смену единой теплоснабжающей организации с 26.08.2021, суды сделали правильный вывод о том, что повторное выставление Обществу платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 27.07.2021 по 25.08.2021 собственникам помещений в МКД явилось неправомерным и, как следствие, нарушающим права собственников помещений указанных домов.
Суды верно указали, что теплоснабжающая организация в силу своего статуса не вправе произвольно отказаться от исполнения договора теплоснабжения. Прекращение права владения источником тепловой энергии автоматически не прекращает статуса единой теплоснабжающей организации, поскольку Правилами N 808 предусмотрено, что организация лишается статуса единой теплоснабжающей организации исключительно на основании решения уполномоченного органа с исполнением функций единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации.
Довод Общества о совершении им в обозначенный временной период действий по подготовке объектов теплоснабжения к следующему отопительному периоду признан судами несостоятельным. Мероприятия, которые проводились заявителем с 27.07.2021 до присвоения ему статуса единой теплоснабжающей организации, то есть в период, отведенный для подачи заявления заинтересованными организациями о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации и для определения единой теплоснабжающей организации, не подтверждают предоставление коммунальных услуг потребителям и являлись необходимыми для исполнения Обществом целей и условий концессионного соглашения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что предписание надзорного органа соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета заявителю кассационной жалобы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.04.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.07.2022 по делу N А17-11752/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепло Людям. Южа" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Тепло Людям. Южа".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тепло Людям. Южа" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 30.08.2022 N 798.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы (пункт 37 Постановления N 1075).
Суды установили, и материалам дела не противоречит, что постановлением администрации Южского муниципального района Ивановской области от 26.07.2021 N 528-а-п ООО "Объединенные котельные" лишено статуса единой теплоснабжающей организации. Статус единой теплоснабжающей организации на территории Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области с 26.08.2021 присвоен Обществу, о чем администрацией Южского муниципального района Ивановской области принято постановление от 26.08.2021 N 592-п.
Таким образом, с учетом пункта 18 Правил N 808, пункта 2 постановления Администрации от 26.07.2021 N 528-а-п до 26.08.2021 ООО "Объединенные котельные" было обязано исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации, поэтому имело правовые основания для выставления потребителям платы за отопление."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 ноября 2022 г. N Ф01-6308/22 по делу N А17-11752/2021