Нижний Новгород |
|
18 ноября 2022 г. |
Дело N А11-15748/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.11.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Когута Д.В.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Антоновой Ю.С. (доверенность от 01.12.2021),
от заинтересованного лица: Кузнецова А.О. (доверенность от 15.08.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Недраразработка-Стройбетон 2014"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.05.2022 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 по делу N А11-15748/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Недраразработка-Стройбетон 2014" (ОГРН: 1143339001486, ИНН: 3301032971) о признании недействительным отказа Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области (ОГРН: 1023303355943, ИНН: 3329025607) от 30.11.2021 N ДПП-9423-05-06,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Недраразработка-Стройбетон",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Недраразработка-Стройбетон 2014" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области (далее - Департамент) от 30.11.2021 N ДПП-9423-05-06 в продлении лицензии на пользование недрами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Недраразработка-Стройбетон".
Решением суда от 25.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы указывает на то, что Общество не уклонялось от исполнения лицензионных условий, пользователь недр не приступил к добыче песчано-гравийных пород на участке недр "Красный-Максимиха" по независящим от Общества причинам, в том числе в связи с трудным финансовым положением, банкротством партнерской компании. Кроме того, претензии администрацией Александровского района Обществу не направлялись. Суды не дали оценку документам, подтверждающим планирование начала разработки недр в 2022 году.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Департамент в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Губернатора Владимирской области от 26.01.2011 N 29 "О предоставлении ООО "Недраразработка" права пользования участком недр "Красный-Максимиха" с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийных пород в Александровском районе, Департаментом природопользования ООО "Недраразработка" выдана лицензия на пользование недрами ВЛМ 80130 TP дата регистрации 26.01.2011.
На основании постановления Губернатора Владимирской области от 23.04.2015 N 376 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 26.01.2011 N 29 "О предоставлении ООО "Недраразработка" права пользования участком недр "Красный-Максимиха" с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийных пород в Александровском районе", Департаментом природопользования переоформлена лицензия ВЛМ 80130 TP на лицензию на пользование недрами ВЛМ 80223 TP, дата регистрации - 20.05.2015, которая выдана Обществу в соответствии со статьей 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1).
Протоколом Федерального агентства по недропользованию департамента по недропользованию по Центральному Федеральному округу от 19.07.2012 N 27 согласован рабочий проект разработки и рекультивации участка недр "Красный-Максимиха". Данным протоколом утверждены запасы на участке недр "Красный-Максимиха" в количестве 3 618 000 кубических метров. Согласно подпункту "в" пункта 2.2 лицензионных условий лицензии ВЛМ 80130 TP ООО "Недраразработка" должно приступить к промышленной добыче не позднее 24 месяцев со дня государственной регистрации лицензии, то есть 21.02.2013.
В силу подпункта "а" пункта 2.2 лицензионных условий лицензии ВЛМ 80223 TP Общество должно приступить к промышленной добыче не позднее 2017 года.
Решением Департамента от 28.12.2017 на основании обращения генерального директора Общества от 30.11.2017 о переносе срока начала промышленной добычи песчано-гравийных работ на 2019 год, внесены изменения в подпункт "а" пункта 2.2 лицензионных условий лицензии ВЛМ 80223 TP, в соответствии с которыми Общество должно приступить к промышленной добыче песчано-гравийных работ не позднее 2019 года. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" срок пользования недрами по лицензии ВЛМ 80223 TP был продлен до 26.01.2022.
Кроме того, на основании заявления Общества от 31.01.2019 действие лицензии было приостановлено на срок до 01.03.2021 на основании постановления Департамента от 13.04.2020 N 59.
Общество 16.09.2021 обратилось в Департамент с заявлением N 21 о продлении действующей лицензии сроком на 10 лет.
Письмом от 30.11.2021 N ДПП-9423-05-06 Департамент отказал в продлении лицензии на основании подпунктов 1 - 3 пункта 5.11 постановления Губернатора Владимирской области от 11.03.2009 N 181 "О порядке оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения" (далее - Постановление N 181), в том числе в связи с нарушением Обществом условий пользования недрами по лицензии ВЛМ 80233 ТР.
Полагая, что указанное решение Департамента является недействительным и нарушающим права и законные интересы Общества, ООО "Недраразработка-Стройбетон 2014" обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением.
Руководствуясь положениями Закона N 2395-1, Постановлением N 181, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводу о доказанности Департаментом правовых и фактических оснований для отказа в продлении срока действия лицензии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Закон N 2395-1 регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.
В соответствии со статьей 1 Закона N 2395-1 законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр (статья 10 Закона N 2395-1).
Согласно статье 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей в себя установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, которые являются неотъемлемой частью лицензии и определяют основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В силу статьи 17.1 Закона N 2395-1 право пользования участком недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности, в том числе в случае реорганизации юридического лица - пользователя недр в форме разделения, если к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом переходит право пользования участком недр, предоставленное прежнему пользователю недр, и такое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр.
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Установление порядка предоставления и пользования участками недр местного значения, а также порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Владимирской области такой порядок был установлен Положением N 181.
Департамент определен органом исполнительной власти области, уполномоченным оформлять, переоформлять, выдавать лицензии на пользование участками недр местного значения, производить их государственную регистрацию, хранение и учет.
В силу пункта 5.1 Постановления N 181 изменение предусмотренных в лицензии условий пользования недрами допускается только при согласии пользователя недр и Департамента, предоставившего лицензию, либо в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о недрах.
Пунктом 5.2 Постановления N 181 предусмотрено, что владелец лицензии вправе обратиться в Департамент с заявлением об изменении условий пользования недрами, предусмотренных в лицензии в следующих случаях: 1) в связи с необходимостью изменения сроков ввода в эксплуатацию объектов, предусмотренных лицензионным соглашением, изза значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, не зависящим от пользователя недр; 2) в связи с изменением границ участка недр; 3) в связи с необходимостью продления срока пользования участком недр; 4) при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Не допускается изменение предусмотренных в лицензии условий пользования недрами, сроки выполнения которых истекли до даты обращения пользователя недр об их изменении. Заявление об изменении условий пользования недрами, предусмотренных в лицензии, представляется пользователем недр в Департамент: в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 5.2 настоящего Положения, в срок не позднее 90 дней до окончания срока действия лицензии; в случаях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 пункта 5.2 настоящего Положения, в срок не позднее 30 дней до наступления определенного в лицензии события (действия) и (или) обязательства, в связи с изменением которого представлено заявление (пункт 5.3 Постановления N 181).
В соответствии с пунктом 5.6 Постановления N 181 в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 5.2 настоящего Положения, изменение условий пользования недрами, предусмотренными в лицензии, осуществляется в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что со стороны Общества имеется нарушение лицензионных условий, выразившееся в отсутствии добычи полезных ископаемых при наличии согласованного в лицензии объема. Данное обстоятельство (отсутствие добычи полезных ископаемых) Обществом по существу не оспаривается.
Департамент также располагал сведениями о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами).
Доказательств выполнения пункта 7.4 лицензионных условий, предусматривающего обязанность обеспечения проведения комплекса природоохранных и экологических мероприятий, регламентирующих охрану недр, вод, воздуха при пользовании недрами Обществом не представлено.
В силу частей 1 и 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Пунктом 9.2 лицензионных условий определена необходимость взаимодействия между пользователем недр и администрацией Александровского района в части осуществления социально-экономических соглашений.
В составе комплекта документов на продление лицензии пользователя недр был представлен договор о социальном партнерстве между администрацией Александровского района и обществом с ограниченной ответственностью "Недраразработка-Стройбетон", разрабатывающим участок недр "Красный" от 25.02.2022, который не свидетельствует о выполнении условий лицензии по состоянию на 16.11.2021 (дата обжалуемого решения) и не мог быть оценен Департаментом при принятии соответствующего решения.
Таким образом, пункт 9.2 лицензионных условий не исполнен Обществом на момент подачи заявления о продлении срока действия лицензии и вынесения оспариваемого отказа.
Исследовав и оценив материалы дела, суды установили, что в нарушение условий лицензии Общество не приступило к работам, не осуществляло добычу песчано-гравийных пород, длительное время не соблюдало существенные лицензионные условия.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии у Департамента оснований для принятия оспариваемого отказа и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка Общества на невозможность соблюдение условий лицензии в период 2019 - 2021 годов в связи с затруднительным финансовым положением являлась предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получила надлежащую правовую оценку. Общество, как обладатель лицензии серия ВЛМ 80223 TP от 20.05.2015 (в порядке переоформления), является самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляющим на основании отдельной лицензии самостоятельную деятельность по пользованию недрами. Доказательств привлечения общества с ограниченной ответственностью "Недраразботка-Стройбетон" к освоению месторождения "Красный-Максимиха" в материалы дела не представлено. Вхождение обеих организаций в одну группу компаний и банкротство общества с ограниченной ответственностью "Недраразботка-Стройбетон" не могут являться объективной причиной, которая препятствовала Обществу своевременно выполнять работы по лицензии.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом исследования судов и получили надлежащую оценку. Эти доводы не опровергают сделанные судами выводы, направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств, что не относится к компетенции суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.05.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 по делу N А11-15748/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Недраразработка-Стройбетон 2014" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Когут |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Департамент также располагал сведениями о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами).
...
В силу частей 1 и 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 ноября 2022 г. N Ф01-6443/22 по делу N А11-15748/2021