Нижний Новгород |
|
18 ноября 2022 г. |
Дело N А43-26360/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.11.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Домрачевой Н.Н.,
при участии представителей
от заявителя: Рассадина А.А. (доверенность от 09.03.2022),
от заинтересованного лица: Квасовой Н.Е. (доверенность от 29.12.2021),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.11.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022
по делу N А43-26360/2021
по заявлению Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области (ОГРН: 1035205388349, ИНН: 5260040766)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу
о признании незаконными бездействия и решения формализованного в письме от 14.05.2021 N у4-5192/06-04, об обязании направить в АО "Росспирт" заявку о демонтаже, вызове и приеме на хранение основного технологического оборудования, указанного в уведомлении о готовности к передаче изъятого основного технологического оборудования
и установил:
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - Служба) о признании незаконными бездействия и решения, формализованного в письме от 14.05.2021 N у4-5192/06-04, об обязании направить в АО "Росспирт" заявку о демонтаже, вызове и приеме на хранение основного технологического оборудования, указанного в уведомлении о готовности к передаче изъятого основного технологического оборудования.
Решением суда от 17.11.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 10.03.2022 решение суда отменено; производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 26.04.2022 отменил постановление суда апелляционной инстанции и отправил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
По результатам пересмотра дела Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 18.07.2022, решение суда оставил без изменения.
Служба не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права, нарушили нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Заявитель указывает, что в ходе произведения обыска не установлен факт использования для незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выявленного основного технологического оборудования, считает, что возможность организации хранения этого оборудования, не изъятого по основаниям, предусмотренным статьей 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), в том числе организации его временного хранения, отсутствует. Кассатор также полагает, что нарушена подсудность в настоящем деле. С учетом данных обстоятельств, оснований для удовлетворения заявленных требований отсутствовали.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Представитель Управления в судебном заседании отклонил доводы заявителя жалобы и указали на законность обжалуемых судебных актов.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела и установили суды, Управление в рамках уголовного дела, возбужденного по пункту "б" части 6 статьи 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, направило в Службу уведомление о готовности к передаче изъятого основного технологического оборудования от 13.01.2021 N 42.
Письмом от 18.01.2021 N у4-262/06-04 Служба сообщила, что уведомление от 13.01.2021 о готовности к передаче основного технологического оборудования не подлежит исполнению ввиду отсутствия установленного в ходе производства обыска факта использования для незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обнаруженного основного технологического оборудования.
Управление письмом от 16.04.2021 обратилось к Службе и просило повторно рассмотреть вопрос о принятии на хранение основного технологического оборудования, изъятого в ходе проведения обыска в помещении расположенном по адресу: город Нижний Новгород, улица Тепличная, дом 2Е, литера Ч.
Служба в письме от 14.05.2021 N у4-5192/06-04 сообщила, что поскольку в ходе производства обыска не установлен факт использования для незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обнаруженного основного технологического оборудования, то возможность организации хранения основного технологического оборудования, не изъятого по основаниям, предусмотренным статьей 25 Федерального закона от 22.11.1995 N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", отсутствует.
Управление не согласилось с данным решением и бездействием Службы и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Руководствуясь положениями Кодекса, Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), Правилами демонтажа, вывоза и хранения вне места изъятия изъятого основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанного в подпунктах 5 и 7 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 (далее - Правила N 1027), Уголовным кодексом Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
По смыслу статей 1, 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации статьи 4 Кодекса, предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие ненормативного правового акта возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Кодекса).
В соответствии с пунктами 3 частей 4, 5 статьи 201 Кодекса суд в административном судопроизводстве обязан восстановить нарушенные права заявителя.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Законом N 171-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит, в том числе, основное технологическое оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в случае, если оно: обнаружено в складских, производственных помещениях организации, а также на иных объектах, принадлежащих организации или используемых ею при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ, при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности; не принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и находится на территориях складских, производственных помещений организации;
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит, в том числе, основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, в случае, если: такое оборудование не зарегистрировано в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; такое оборудование не законсервировано или не расконсервировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
Пунктом 3 статьи 25 Закона N 171-ФЗ установлено, что изъятое основное технологическое оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, указанные в подпунктах 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, подлежат демонтажу, вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил N 1027 демонтаж, вывоз и хранение вне места изъятия основного технологического оборудования осуществляются акционерным обществом "Росспиртпром" (далее - организация).
Пунктом 3 Правил N 1027 предусмотрено, что уполномоченный орган или должностное лицо, по решению которых производится изъятие основного технологического оборудования в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - уполномоченный орган), в целях точного описания изымаемого основного технологического оборудования имеют право сообщить в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, расположенный на наименьшем расстоянии от местонахождения основного технологического оборудования (далее - территориальный орган), о необходимости участия специалистов из числа работников территориального органа в составлении документа об изъятии основного технологического оборудования (протокол, постановление или иной документ).
В случае поступления запроса о необходимости участия в составлении документа об изъятии основного технологического оборудования территориальный орган направляет специалиста для оказания методической помощи в составлении указанного документа в срок, согласованный с уполномоченным органом, от которого такой запрос поступил.
При принятии решения об изъятии основного технологического оборудования уполномоченный орган руководствуется терминами и формулировками, указанными в перечне видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденном Правительством Российской Федерации (далее - перечень), кроме того, в документе об изъятии основного технологического оборудования подлежат указанию признаки, позволяющие идентифицировать изымаемое основное технологическое оборудование.
В срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня изъятия основного технологического оборудования, уполномоченный орган направляет в территориальный орган уведомление о готовности к передаче изъятого основного технологического оборудования на хранение, в котором описывается основное технологическое оборудование в соответствии с документом о его изъятии, а также указывается местонахождение, количество (объем) основного технологического оборудования, наименование уполномоченного органа, адрес его местонахождения, адрес электронной почты и данные для оперативной связи (телефон, факс, телекс, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица), с приложением заверенной уполномоченным органом копии документа об изъятии основного технологического оборудования.
При указании в уведомлении оборудования (его части), не соответствующего терминам и формулировкам, указанным в перечне, а также в случае несоответствия описания основного технологического оборудования содержанию документа о его изъятии территориальный орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления такого уведомления сообщает уполномоченному органу о невозможности приема изъятого основного технологического оборудования (его части) (за исключением случаев, когда при составлении документа об изъятии основного технологического оборудования (его части) присутствовал специалист территориального органа).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1027 территориальный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения от уполномоченного органа уведомления о готовности к передаче изъятого основного технологического оборудования на хранение направляет организации любым доступным способом (факсимильная связь, электронная почта) заявку о демонтаже, вывозе и приеме на хранение основного технологического оборудования, в которой в том числе указывается информация, содержащаяся в уведомлении о готовности к передаче изъятого основного технологического оборудования на хранение, одновременно направляет на бумажном носителе эту заявку и копию указанного уведомления, после чего информирует уполномоченный орган об организации (наименование, почтовый адрес, телефон, факс).
В случае, указанном в абзаце пятом пункта 3 Правил N 1027, заявка о демонтаже, вывозе и приеме на хранение основного технологического оборудования направляется территориальным органом организации только в отношении основного технологического оборудования (его части), которое указано в уведомлении, соответствует терминам и формулировкам, указанным в перечне, и описание которого соответствует содержанию документа о его изъятии.
В части 1 статьи 82 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела и передаваться вместе с уголовным делом, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае, когда спор о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством, подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства, вещественное доказательство хранится до вступления в силу решения суда.
При этом в подпункте 7 части 2 статьи 82 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что вещественные доказательства в виде изъятых в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также предметов, используемых для незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, после проведения необходимых исследований передаются для уничтожения, утилизации или реализации по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, о чем составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 166 настоящего Кодекса, либо передаются на хранение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Суды установили, что 12.01.2021 на основании постановления от 12.01.2021 СО ОМВД России по Кстовскому району по адресу: город Нижний Новгород, улица Тепличная, дом 2Е литер Ч, при участии представителя Службы произведен обыск в складском помещении, о чем составлен соответствующий протокол.
На момент осмотра в помещении ангара установлено наличие, в том числе, двух линий розлива.
Линия N 1 состоит из фасовочной машины линейного тина с 8-ю наливными кранами, выполнена на металлической станине, в верхней части имеется продуктовый металлический резервуар серебристого цвета, от которого отходят шланги к наливным кранам. В нижней части имеется насос синего цвета и вакуумный насос синего цвета, вторая часть состоит из этикетировочной машины линейного типа, выполненная на станине синего цвета с участком пластинчатого транспортера с электроприводом. На машине установлены 3 аппликатора, имеет блок управления, прижимное устройство ленточного типа с возможностью ручной регулировки но высоте бутылки. Укупорочная машина: пневматического действия (смонтирована на станине серого цвета с пневмоцилиндром и 1 укупорочной головкой, к пневмоцилиндру подходят воздушные полимерные шланги от компрессора).
Линия N 2 состоит из фасовочной машины карусельного типа с 40 наливными кранами "KRONES" model 10 1997, серийный номер 1283 в количестве 1 штуки, этикетировочной машины карусельного типа с 2 аппликаторами и 12 поворотными столами, без условных обозначений, укупорочной машины пневматического действия (смонтирована на станине синего цвета с пневмоцилиндром и 1 укупорочной головкой).
Также в ангаре имеется часть комплектной установки для производства алкогольной или спиртосодержащей продукции, состоящей из: 1) пластикового транспортера с электроприводом и накопительным столом (состоит из нескольких участков; условно относится к линии N 2); пластинчатого транспортера с электроприводом и накопительным столом (условно относится к линии N 1); 3) компрессора с ресивером синего цвета "RHMEZA" (условно относится к липни N 1); 4) электрического насоса в корпусе синего цвета "Pedrollo NGAlb"; 5) фильтров механической очитки в пластиковом корпусе в количестве 3 штук. Около входа (слева) за емкостями находится оборудование для исправления и умягчения воды: 1) фильтры насыпного типа в пластиком корпусе синего цвета (2 штуки); 2) фильтры насыпного типа в пластиком корпусе серо-зеленого цвета (1 штука); 3) бак для соли (материал - пластик серого цвета); 4) установка обратного осмоса с мембранами в корпусе белого цвета.
В соответствии с приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 N 405 "Об утверждении перечня видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" комплектные установки для производства этилового спирта и ликероводочных изделий; машины (автоматы): а) фасовочные (разливочные), б) укупорочные, в) этикетировочные; оборудование для исправления и умягчения воды; емкости для хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесены к видам основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, обнаруженное в ходе обыска 12.01.2021 оборудование относится к основному технологическому оборудованию для производства алкогольной или спиртосодержащей продукции, что не оспаривалось представителем Службы при обыске и изъятии, и подписавшим протокол без замечаний и возражений.
Следовательно, в силу установленных требований подпункта 5 пункта 1 статьи 25, пункта 3 статьи 25 Закона N 171-ФЗ обнаруженное оборудование подлежит демонтажу, вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правилами N 1027.
В связи с этим, после получения направленного в соответствии с пунктом 3 Правил N 1027 уведомления о готовности к передаче изъятого основного технологического оборудования на хранение у Службы возникла предусмотренная указанными Правилами обязанность по организации его хранения. Основания для отказа территориальным органом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка организации хранения изъятого в порядке статьи 25 Закона N 171-ФЗ оборудования не предусмотрены Правилами N 1027.
Позиция Службы о том, что при проведении обыска не установлен факт использования для незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выявленного основного технологического оборудования, подлежит отклонению, как противоречащий материалам дела.
На основании изложенного, суды пришли к обоснованным выводам о том, что оспариваемое решение об отказе в организации хранения оборудования, формализованное в письме от 14.05.2021 N у4-5192/06-04, а также бездействие Службы, связанное с ненаправлением в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления о готовности к передаче изъятого основного технологического оборудования (от 13.01.2021 N 42) в АО "Росспирт" заявки о демонтаже, вызове и приеме на хранение основного технологического оборудования, не соответствуют требованиям статьи 25 Закона N 171-ФЗ, Правил N 1027, а также повлекли нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, что подтверждается представленной справкой о стоимости затрат на транспортировку изъятых в ходе обыска 12.01.2021 вещественных доказательств.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, с учетом положений Кодекса, суды правомерно удовлетворили заявление.
Несогласие Службы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Кодекса. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.11.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 по делу N А43-26360/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 N 405 "Об утверждении перечня видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" комплектные установки для производства этилового спирта и ликероводочных изделий; машины (автоматы): а) фасовочные (разливочные), б) укупорочные, в) этикетировочные; оборудование для исправления и умягчения воды; емкости для хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесены к видам основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, обнаруженное в ходе обыска 12.01.2021 оборудование относится к основному технологическому оборудованию для производства алкогольной или спиртосодержащей продукции, что не оспаривалось представителем Службы при обыске и изъятии, и подписавшим протокол без замечаний и возражений.
Следовательно, в силу установленных требований подпункта 5 пункта 1 статьи 25, пункта 3 статьи 25 Закона N 171-ФЗ обнаруженное оборудование подлежит демонтажу, вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правилами N 1027.
В связи с этим, после получения направленного в соответствии с пунктом 3 Правил N 1027 уведомления о готовности к передаче изъятого основного технологического оборудования на хранение у Службы возникла предусмотренная указанными Правилами обязанность по организации его хранения. Основания для отказа территориальным органом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка организации хранения изъятого в порядке статьи 25 Закона N 171-ФЗ оборудования не предусмотрены Правилами N 1027.
...
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, с учетом положений Кодекса, суды правомерно удовлетворили заявление.
...
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Кодекса. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 ноября 2022 г. N Ф01-6507/22 по делу N А43-26360/2021
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6507/2022
18.07.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9617/2021
26.04.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2110/2022
10.03.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9617/2021
17.11.2021 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-26360/2021